Андрей Ильин
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
PER ASPERA AD ASTRA
Пожалуй, нет ни малейшего смысла спорить с тем, что «самым выдающимся явлением в национальном зодчестве прошлого
века стал именно советский авангард». Это утверждение профессоров Ю. Курбатова и О. Романова стало главным посылом
опубликованной в весеннем номере журнал статьи «Абстракционизм и художественный язык архитектуры». Теперь такая
мысль воспринимается почти как аксиома, хотя авторы не поленились доказать ее основательность на конкретных примерах,
сделав это блестяще. От двух десятилетий «взлета авангарда» нас отделяет относительно короткий промежуток времени,
едва заметный в исторических масштабах. Несмотря на это, на просторах бывшего СССР, к сожалению, осталось крайне мало
реальных памятников той архитектурной эпохи – так сказать, овеществленных аргументов в пользу ее особой эстетики.
Тем большее уважение внушают примеры давно назревшей переоценки ценностей, причем не теоретической, а практи-
ческой, когда речь идет о спасении вполне конкретного объекта историко-культурного наследия с подобающей реставрацией
и функциональной адаптацией к новому градостроительному и социально-экономическому контексту. Об одном из таких
эпизодов в нашей новейшей архитектурной истории удалось в подробностях узнать на творческом вечере по теме «Новейшие
реставрационные технологии на службе зодчеству в России», который проходил в конце апреля в конференц-зале Союза
архитекторов России в Москве.
Авторы проекта М. О. Барщ (слева), М. И. Синявский (справа)
и один из промежуточных этапов строительства Московского
планетария в конце 1920-х гг.
Программа, подготовленная отечественным отделением компании RHEINZINK (Германия), вышла за рамки привычного для
презентаций сценария. Получилась не PR-акция в чистом виде, а серьезный и обстоятельный разговор съехавшихся из ряда
регионов проектировщиков и представителей подрядных организаций с производителями.
Главная интрига содержалась в выступлении основного автора проекта реконструкции Московского планетария, члена-кор-
респондента РААСН А. В. Анисимова. Вот, собственно, почему отправной точкой статьи и послужила тема советского авангар-
да. Здание, построенное в 1929 г. на Садово-Кудринской ул. в Москве архитекторами М. О. Барщем и М. И. Синявским, по праву
считается одним из наиболее выдающихся памятников этого стиля, а разработка же проекта его глобальной реконструкции
началась больше десяти лет назад. Концепция, подготовленная в ГУП МНИИП «Моспроект-4» А. В. Анисимовым вместе с ГАП
О. С. Семеновой, подразумевала восстановление первоначальных внешних форм объекта с одновременным повышением градо-
строительной роли комплекса в соответствии с его общественной значимостью, расширением площадей и объемов основной
постройки, строительством тематически связанных с ней сооружений, освоением подземного пространства, организацией
открытой астрономической площадки и рациональной пешеходной связи между станцией метро Баррикадная и Планетарием,
а также созданием вокруг него коммерческой зоны. Разработка еще в 1996 году была удостоена I премии на национальном
фестивале «Зодчество» в разделе «Проекты». Зато сегодня ее авторов уже можно поздравить с фактическим завершением
основных общестроительных работ на этом объекте.
А. Анисимов:
– Здешний купол изначально имел абсолютно правильный параболический
силуэт, к сожалению, деформированный со временем. Да и в целом в конце
1950-х гг. здание было основательно искалечено, когда, например, под
его изысканным железобетонным козырьком построили целый кассовый
павильон. Правда, сделанное в то время покрытие купола выглядело еще
очень достойно. Хотя при очередном ремонте в 1977 г. кровля вконец
потеряла свое своеобразие и архитектурную утонченность. Одновременно
была обложена кирпичом и заштукатурена стеклянная винтовая лестница
из монолитного железобетона на заднем фасаде, державшая мощную и
тоже бетонную ферму. Видимо, таким образом какой-то завхоз решил
разобраться с проблемой промерзания стен, которой поначалу не при-
давали особого значения. Лестницу замуровали, а ведь ее фотографии
в свое время обошли чуть ли не все специальные журналы мира. Вскрыв
все и обнаружив, что некоторые ступени и столб сохранились, мы сумели
восстановить эту уникальную в архитектурном и инженерном отношении
деталь, как и было обещано в нашей программе реконструкции.
Более того, когда не хватало площадей, то вокруг обычно начинали со-
оружать всевозможные пристройки. Вплотную к планетарию придвину-
ли кинопроекционную, затем буквально «прилепили» к заднему фасаду
двухэтажный дом. Некоторое время спустя здесь построили в общем-то
Здание в 1930-е гг.
необходимую обсерваторию, однако связали ее с основным зданием мос-
том, прорубив в круглой форме дверь, которая нарушила основной архи-
тектурный строй здания.
Наши подходы состояли в ином. Задача сделать современный планетарий (не просто демонстрационную площадку, а культурно-
зрелищный центр с научным уклоном) подразумевала беспрецедентное увеличение площади – аж в пять (!) раз. Как этого добиться
применительно к памятнику архитектуры, поначалу было не очень понятно. В конце концов, мы решили на домкратах приподнять
весь участок вместе со старым планетарием с его первоначальной отметки. Пришлось укреплять грунт, вкручивать в него стойки,
подводить под строение суммарным весом 3 тыс. тонн опорные площадки, задействовав дальше в общей сложности 27 домкра-
тов. По мере того как здание приподнималось на каждые 30 см, его новый уровень фиксировался на специальных металлических
катушках – и так дальше, шаг за шагом. Для обеспечения максимальной устойчивости конструкции потребовались непростые
инженерные решения. Вначале дело шло непросто и медленно, но в дальнейшем система, как это бывает, «самоотладилась», и
после подъема дома на проектные 6 метров строителям стало даже жалко ее разбирать. Тогда мы рискнули добавить еще 30 см
высоты – больше не позволял уклон Садового кольца, с которым портал планетария должен был соединяться пологим пандусом.
Главный конструктор, сетуя, что «полетели»
все рабочие чертежи, даже обозвал нашу
команду архитекторов «легкомысленными
людьми». Начали эту работу мы под Новый
2005 год, и на весь подъем у нас ушло 40 су-
ток. Параллельно с этим шло строительство
нового здания.
В итоге кровля 4-этажной постройки, на
которой теперь, в свою очередь, расположи-
лась астрономическая площадка, превраще-
на в новый уровень земли. Это позволило,
в частности, увеличить угол видимости –
основной показатель потенциальных воз-
можностей такого рода объектов. Кроме
того, мы получили три дополнительных
этажа под старым зданием планетария, а
также еще четыре – под его новой частью.
В результате, после избавления здания от
диссонирующих пристроек, восстановления
изначальных и закладки незаконно проруб-
ленных проемов, воссоздания витражей, ко-
зырька, прочих исторических конструкций и
элементов у нас получился тот самый пла-
нетарий, который и появился в Москве 78
лет назад. Вся же инженерия, необходимая
для функционирования объекта, ушла под
горизонтальную платформу. Сохраняются
зал, реконструируется астрономическая
площадка, появляются уже две обсервато-
рии, вместо одной старой, демонтирован-
ной по конструктивным соображениям, в
пристроенных частях размещаются музей
планетария, зал космических аттракцио-
нов, большая научная библиотека, клубная
и учебная части, целый ряд вспомогатель-
ных помещений, сооружается упомянутый
пандус.
Надо признаться, в ходе детализации
Проект реконструкции комплекса объектов Московского планетария: продольный, поперечный
проекта и в дальнейшем, уже в процессе
разрезы и главный фасад основного здания со стороны Садового кольца
строительно-монтажных работ, нас неот-
ступно преследовал вопрос: как поступить с куполом? В последний раз эта уникальная по сложности и изяществу кровельная
конструкция была покрыта нашей вульгарной оцинковкой и, мало того, покрашена «серебрянкой», которая всегда выглядит
непрезентабельно, а тут еще и основательно облупилась.
Первые контакты у проектировщиков с ООО «РАЙНЦИНК» как раз и завязались во время практического решения данной
проблемы. Немцы предложили А. В. Анисимову и О. С. Семеновой использовать для окрытия купола серо-голубой патиниро-
ванный титан-цинк RHE1NZINK толщиной 0,8 мм. Пластические и эстетические характеристики материала, срок службы
которого достигает 120 лет, в контексте реставрационного условия поставленной задачи пришлись весьма кстати.
А. Анисимов:
– Представители германской компании, не ограничившись поставкой материала, приняли активное участие в подготовке са-
мого купола, сделали целый ряд ценных замечаний и по поводу качества работ наших строителей, и самого проекта в части
организации водостоков и изоляции кровли.
Вся подошва под куполом утратила и прочность, и геометрию. Весь он был уже далеко не таким ровным, с провалами и
вмятинами. Больше всего опасений внушало состояние железобетонной основы купола, требовавшей сохранения как памятник
архитектуры. К счастью, оказалось, что пострадала лишь обрешетка и направляющие ребра – «журавцы», как их называют.
На удивление специалистов, после покрытия основы полимерными составами удалось усилить купол примерно в 2 раза без
устройства каких-либо дополнительных конструкций. Сняв старый металл и полусгнившую деревянную часть, мы закрепили
на поверхности новые направляющие, сделали «клетку» с тщательно выверенной геометрией для укладки свежего утеплителя.
Дальше все было закрыто специальной (и тоже, кстати, немецкой) красноватой пленкой. В таком виде купол простоял пару
недель, и даже были недоумевающие звонки, зачем это его покрасили в такой экстремальный цвет...
В нужный момент к профессиональному диалогу авторов проекта и германских производителей подключились специалисты
фирмы «ФОК», исполнявшей подрядную функцию в этой части работ. Для пущей наглядности компания «РАЙНЦИНК» спроектиро-
вала несколько различных вариантов покрытия. Как размеры фрагментов для купола, так и их форма подбирались с подобающей
тщательностью, в жарких дискуссиях и, как положено, сообща с заказчиком – дирекцией планетария.
А. Анисимов:
– Поверх пленки были сделаны журавцы, еще выше – сплошная обрешетка из дерева, и дальше началось непосредственное покрытие
конструкции элементами из немецкого сплава. Таким образом наконец удалось вернуть куполу его идеальную геометрию, а, покрывшись
спустя примерно полгода легкой патиной, тот стал смотреться особенно достойно. Вдобавок, зрительно использованный материал
очень хорошо сочетается со сделанной в Америке алюминиевой кровлей обсерватории.
Теперь уже позади основные трудности (а их было немало – планетарий как-никак, и получилось прямо по-латыни «per aspera
ad astra» – «через тернии к звездам»). По первому разу прокрашены все стены здания, сделана новая штукатурка с утеплителем,
строители перешли к интерьерам. Почти закончены пандус и двухэтажная автостоянка на уровнях 6 и 9 метров под землей, поз-
волившая развести два потока – людей, идущих поверху, и машины.
Домкраты, пульт управления системой подъема здания Московского планетария и фотофиксация уровня подъема на 5, 7 м (6 февраля 2004 г.)
1 2
3
Реконструируемые интерьеры комплекса: Звездный зал с установленным в центре аппаратом Universarium IX (1); музей (2) и холл под большой об-
серваторией (3)
С 1971 года по настоящее время засл. арх. РФ, доктор архитектуры Александр Викторович Анисимов работает в ГУП
МНИИП – «Моспроект-4», специализируясь на проектировании театрально-зрелищных зданий, являясь заместителем ге-
нерального директора институтаи продолжая руководителем одной из мастерских. Под его началом спроектировано новое
здание Театра на Таганке, реконструировано старое и созданы интерьеры театра (1986). За эту работу он вместе с соавто-
рами Ю. П. Гнедовским и Б. И. Таранцевым удостоен Государственной премии (1991), «Специальной премии»
(Кирджали, Болгария, 1985) и в составе советской выставки в Чехословакии награжден серебряной медалью
на пражском «Квадраинале» (1975).
В качестве ГАП и руководителя авторского коллектива работал над реконструкцией и приспособлением
жилого дома под кафе и ресторан при Театре на Таганке (1986), серией малых жилых домов (1990-е гг.), Го-
сударственного театра классического балета (начат в 1996 ). По проекту Анисимова решены интерьеры Театра
миниатюр М. Жванецкого (1992). Мастеру принадлежит основная идея реконструкции здания Московского
планетария. При этом еще в 60-х годах Александр Викторович создал конкурсный проект Музея космонавтики
с планетарием в Калуге, а в 2000 г. он занимался проектированием аналогичной постройки для Риги.
Автор более 120 научных работ, книг «Театры Москвы, история и архитектура» (1984), «Досуг в Москве» (1985, 1987,
1989), «Guide to Moscow» (1993), «Москва. Архитектурный путеводитель» (1997), «Венеция» (2002), «Город Санкт-Пе-
тербург» (2003).
А. В. Анисимов серьезно занимается педагогической деятельностью. Еще в 1958 г. в Томске он преподавал в строительном
институте, семнадцать лет работал на декораторском факультете ВГИКа (1968–85), четыре года вел дипломные работы в
МАРХИ в конце восьмидесятых, был председателем Государственной экзаменационной комиссии Строгановского училища
(1995-2000).

>> � ���������� >>