Мария Троицкая
СОБЫТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО
МАСШТАБА
ТРЕТЬЯ СЦЕНА МАРИИНКИ ЖДЕТ ЗРИТЕЛЕЙ











       29 ноября 2006 года. Последний петербургский визит Президента Владимира Путина выдался достаточно напряженным. Навестив историческую родину на следующий день после минского саммита СНГ, глава государства успел побывать на закладке будущей высшей школы менеджмента в Петергофе, стал свидетелем запуска второго энергоблока Северо-Западной ТЭЦ, специально встретился с творческой интеллигенцией и, наконец, принял участие в открытии нового концертного зала на ул. Писарева, за которым успело прочно закрепиться неофициальное название «Мариинка-3». «АРДИС» (№2/30-2006) подробно рассказывал о предпроектной истории и архитектурных замыслах авторов этой реконструкции Ксавье Фабра (Франция) и Рафаэля Даянова (Россия). Гостя, прибывшего в сопровождении писателя Даниила Гранина и губернатора Валентины Матвиенко как раз в тот момент, когда заканчивалась репетиция соответствующего поводу церемониального концерта, встречал лично Валерий Гергиев.

       Для выдающегося музыканта и к тому же одного из самых эффективных топ-менеджеров от российской национальной культуры реставрация сгоревших три года назад декорационных мастерских начала XX в., построенных Виктором Шретером, и их приспособление под новый концертный зал Мариинского театра, судя по всему, стала главным событием последнего времени. Президентская экскурсия по объекту, которую провел сам Гергиев, в совокупности со временем исполнения фрагмента музыки Римского-Корсакова (за дирижерский пульт в данном случае опять же встал Валерий Абисалович) заняла примерно пятнадцать минут. Немного, но и этого времени Владимиру Путину хватило, чтобы оценить сделанное и назвать завершенную работу «примером успешного партнерства государства и частных инвесторов». По словам еще одного высокого гостя, почтившего церемонию своим присутствием – главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа, из федеральных источников на реализацию проекта было выделено $15 млн., еще $25 млн. внес в общую инвестиционную программу частный капитал.
       Недостатка в комиссиях и визитах высокопоставленных чиновников на стройплощадку не ощущалось и в ходе всей реконструкции. В разное время и с завидной регулярностью Мариинку-3 навещали петербургский губернатор, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыд­кой, а также другие официальные лица. Все свидетельствовало, что Санкт-Петербург в очередной раз взялся за воплощение проекта ни больше ни меньше как национального масштаба. Теперь, согласно авторскому замыслу французского архитектора, в историческом и пристроенном объемах располагается концертный зал на 1150 зрителей, оснащенный сценой с мобильными блоками, которая приспособлена и для большого симфонического оркестра с хором, и для камерных балетных вечеров с компактной оркестровой ямой. Архитектор, представлявший театр большой публике, и не думал скрывать, что здесь он явно преуспел в сравнении с достижениями разработчиков проектов других аналогичных площадок. В свою очередь, известнейший специалист-акустик Ясухиса Тойота вместе с маэстро Гергиевым, учитывая всю специфику будущего репертуара, в поисках оптимальной комбинации лучших схем коррекции звука для различных случаев – больших симфонических или камерных концертов, оперных или балетных постановок, – объездили два десятка ведущих театров и залов мира. В итоге на данный момент в технологическом и акустическом отношениях третья сцена может считаться самой современной в мире. Добавим, что дизайном здешних интерьеров занимался известный художник Михаил Шемякин.
       С архитектурно-композиционной точки зрения видоизмененный образ исторической постройки не только не конфликтует со сложившейся средой окружающей застройки, но и неким непостижимым образом гармонизирует ее. Здание концертного зала, становясь одним из доминирующих пространственно-планировочных акцентов в конце ул. Декабристов, отличается пропорциональностью и сдержанностью форм, создает ощущение градостроительной завершенности этого уголка Коломны.
       Когда царствуют музы, строительные боги робко и из вежливости умолкают. Получилось, что и в день открытия новой сцены Мариинского театра основные слова поздравлений были адресованы маэстро и его труппе. Как-то не слишком отмечался в речах тот факт, что реконструкцию декорационного салона удалось осуществить в рекордно короткие сроки. Причем это вряд ли делалось с тем, чтобы «сохранить лицо» перед московским и питерским начальством. Качество у заказчика также не вызывает никаких нареканий. Создавалась не что-то вроде «потемкинской деревни», а концертный зал мирового уровня. Работы шли днем и ночью, в стужу и жару, в дождь и слякоть. Иначе и быть не могло – все здесь пришлось начинать прямо-таки с «чистого листа». От шретеровской постройки оставались только три чудом уцелевшие от огня стены, да и то их полагающееся сохранение и обязательная научная реставрация никак не упрощали, а, наоборот, существенно усложняли дело. Эта часть работы была выполнена на подобающем уровне, как, впрочем, и все что касалось реконструкции, генеральным подрядчиком которой выступило ООО «НЕВИСС-Комплекс». В истории этого коллектива перевернута еще одна замечательная страница. Как знать, пройдут десятилетия, а, быть может, века, и когда-нибудь во время обзорной экскурсии по городу наши потомки узнают о еще одном архитектурном памятнике Петербурга. Надеемся, «чичероне» из будущего не преминет упомянуть рядом с громкими именами дирижера Гергиева, архитекторов, японского инженера Тойоты, также и название этой петербургской строительной компании.

       Компания «НЕВИСС-Комплекс»  известна на строительном рынке Санкт-Петербурга   и Северо-Запада  России с 1996 г. На первом этапе своей деятельности фирма была сосредоточена на его электротехническом  сегменте, предлагая заказчикам  услуги по проектированию, монтажу и обслуживанию электроустановок напряжения  до 10 кВ, а впоследствии   до 110 кВ и выше. По мере развития «НЕВИСС-Комплекс» расширял эти границы специализации, постепенно охватив весь блок инженерных вопросов, решаемых при строительстве, реставрации и реконструкции.
       В настоящее время компания  предлагает  комплексный подход  в решении задач архитектурного проектирования и строительства, включая:
• выполнение функций  генерального подрядчика;
• разработку проектов, строительство  и реконструкцию объектов энергетики;
• работы  по инженерному обеспечению;
• реставрацию и функциональную реконструкцию архитектурных памятников;
• благоустройство  территорий и ландшафтные работы.
       Неоценимым для ООО «НЕВИСС-Комплекс» явился опыт работы, приобретенный в процессе участия в создании Государственного комплекса «Дворец Конгрессов» в Стрельне, сооружении комплекса зданий Российского Государственного исторического архива, реставрации Китайского дворца в ГМЗ «Ораниенбаум», реконструкции Высшей школы искусств на канале Грибоедова, а также при строительстве и приспособлении под новые функции целого ряда других объектов. Он показал, что подготовка проектной документации и фактическая реализация проекта силами одной компании позволяет оптимальным образом организовать весь производственный процесс, своевременно и с высоким качеством выполнять большие объемы работ по инженерному обеспечению, эффективно построить график финансирования в течение всего периода строительства и упростить процедуру технического надзора со стороны заказчика.


 ООО «НЕВИСС-Комплекс»
 199406, СПб, ул. Беринга, 27, лит. «Г9»
 тел.: (812) 327-4909, факс: 327-4910
 e-mail: neviss@neviss.ru

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>