ЭСТЕТИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Нина Тетерина
ЗАО "БиК-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
В УХОДЯЩЕМ ГОДУ














       Городу труднее, чем человеку, изменить привычный образ, но при этом он веками может оставаться молодым. И если новое строительство, да даже и реконструкция старых зданий непременно воспринимаются как свежие штрихи к портрету мегаполиса, то с благоустройством ситуация обстоит совершенно иначе. Оно всегда менее заметно и обычно никакими архитектурными революциями не грозит. Правда, за такой неброскостью скрывается очень важное условие состоятельности этого вида проектной и строительной деятельности. Решения по благоустройству ценны и могут быть поняты лишь тогда, когда они уместны и не противоречат сложившейся или формируемой городской среде.

       Компания «БиК-Санкт-Петербург» занимается данной темой уже более десяти лет. За это время из строительной компании, занятой исключительно мощением, она превратилась в комплексную компанию по благоустройству и дорожному строительству, способную провести весь набор работ от ремонта инженерных сетей и фасадов до обустройства улиц, озеленения, наружной подсветки и украшения предметами малых архитектурных форм.

       Комплексный подход к благоустройству решает две важнейшие задачи. Первая имеет чисто эстетическую направленность: сохранение благородного облика Петербурга и придание ему новых черт. Здесь крайне важно найти «золотую середину» между характерным для нашего города средовым единством и стремлением наделить определенными чертами своеобразия конкретный участок – двор, улицу. Вторая задача – больше организационная. Чтобы благоустроительные работы были осуществлены быстро и качественно, необходимы согласованные действия множества служб, и хорошо, если большая часть из них принадлежит одной компании. Тогда удается особенно эффективно координировать исполнение проекта с учетом ежедневно возникающих проблем.
       Приоритетным направлением специализации «БиК» остается дорожное строительство. Для любого города оно важно, что же касается Санкт-Петербурга, то это не только актуальный, но отчасти и «больной» вопрос». Мегаполису все труднее справляться с растущим потоком машин. Нет нужды объяснять, почему от количества дорог и их состояния в существенной степени зависит не только функционирование всей транспортной инфраструктуры, но и развитие градостроительного потенциала в целом. В питерских условиях со сложным геологическим строением территории и высокой обводненностью грунтов обеспечение высокого качества и надежности дорожных покрытий – очень непростая задача. ЗАО «БиК» справляется с ней, совершенствуя организацию своей работы.

       В северной столице сегодня исповедуется достаточно «жесткий» стиль работ по дорожному ремонту и благоустройству. Как правило, это большие объемы, повышенные требования по качеству и срокам. В этом смысле компания вполне оправдывает свое название «БиК Санкт-Петербург». Здесь имя города выступает не только указанием на место «прописки», но и как показатель стиля.
       Уходящий год заставил биковцев проявить соответствие петербургской планке требований в полном объеме. Летом город готовился к приему саммита G8. Россия, принятая в члены «восьмерки» позднее остальных, дебютировала в роли председателя группы, и также впервые в этом качестве принимала у себя руководителей ведущих мировых держав. Исключительно европейский и в то же время самобытно российский облик Петербурга, безусловно, сыграл решающую роль в опре­делении конкретного места встречи. О работе компании в 2006 г. и ее роли в подготовке к саммиту рассказывает генеральный директор ЗАО «БиК-Санкт-Петербург» Илья Ботка:
– На благоустройство города перед приездом лидеров Большой восьмерки были брошены лучшие силы петербургского строительного комплекса. Нам, в свою очередь, был поручен ответственный участок: площадь Победы и комплексный ремонт Московского проспекта между Алтайской и Благодатной улицами. В общей сложности здесь было установлено 15 км бортового камня, выполнено мощение тротуарной плиткой в объеме 55000 м2 и гранитом – 14000 м2, осуществлено 14000 м2 асфальтирования дорожного покрытия и отремонтировано 8000 м2 газонов.

       Качеству и срокам на этот раз и Комитет БИДХ, и Технадзор уделяли особо серьезное внимание. Хотя нам и не привыкать к жестким требованиям заказчиков, а собственный внутренний контроль «БиК» может дать «сто очков вперед» любым сторонним инстанциям, в организации данной работы были свои нюансы. Проект ремонта нашего участка на Московском пр. согласовывался со всеми заинтересованными службами. Однако в ходе работ всем нам приходилось приспосабливаться друг под друга: сначала шла замена вводов «Водоканала», следом свои задачи выполняли работники ОАО «Ленсвет», обновляя наружное освещение, производился ремонт фасадов, а уж затем вместе с озеленителями шли мы с ремонтом дорожных покрытий. Обстановка менялась каждый день и приходилось работать в тесном контакте, координировать каждый шаг. Невзирая на объективные трудности такого рода, мы выполнили все требования проекта, причем, как обычно, с «биковским» качеством.
       К международному экономическому форуму и открытию «Интерстройэкспо» мы произвели мощение территории ЛЕНЭКСПО (около 6000 м2 плитки плюс работа с гранитом). Кроме того, силами компании была благоустроена ул. Бонч-Бруевича с заменой порядка 2000 м2 тротуарного покрытия, а также по пл. Пролетарской диктатуры выполнен текущий ремонт тротуаров в объеме 6500 м2 с установкой бортового камня, ремонтом газонов и заменой ограждения на фигурное с цепями, которое характерно для исторического центра.

       Помимо осуществления работ в зонах историко-охранной и представительской застройки города, компания совместно с Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству занимается строительством нескольких улиц. На данный момент по ул. Латышских стрелков до ул. Кржижановского выполнена укладка нижних слоев асфальта. К июню будущего года здесь планируется завершить полное благоустройство территории, включая установку дорожных знаков, освещения, перекладку инженерных сетей. Начаты работы по ул. Ворошилова и Ванеева. Параллельно стартовал капитальный ремонт ул. 2-й Луч, где, в частности, уже идет перекладка инженерных сетей, приступили к решению своих задач газовщики. Сейчас на очереди «Водоканал», а одновременно и мы начинаем дорожные работы. В Колпино нами сделан ремонт сквера на ул. Веры Слуцкой с асфальтированием и мощением тротуарной плиткой.
       Все перечисленное сделано и выполняется в строгом соответствии с проектными заданиями и технологическими картами, регламентирующими содержание и последовательность всех операций по благоустройству. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что в условиях Санкт-Петербурга только строгое следование технологии обеспечивает такое выполнение дорожного и тротуарного покрытий, которое соответствует современным требованиям по качеству и гарантийному сроку эксплуатации.

       С 2004 г. в городе действует региональная целевая программа «Дворы Санкт-Петербурга». Всего у нас насчитывается 11262 двора, из которых 1671 расположен в центральной части.
И. Ботка:
– Компания БиК выделила благоустройство дворовых территорий в самостоятельное комплексное направление. С недавних пор, помимо монтажных и строительно-монтажных работ, оно включает и проектирование. Некоторые наши разработки такого рода выставляются на открытый тендер и затем реализуются другими подрядными организациями. В частности, по Загородному пр. нами были выполнены проекты дворов в домах 5, 7 и 9. Замечу также, что в рамках конкурса по благоустройству в Центральном районе представлены дворы по Большой Московской ул., 1-3 и Загородному пр., 6-8, сделанные по проектам наших архитекторов.
       В дополнение к этому, непосредственно силами компании приведены в порядок дворы на Фонтанке, 38. Причем в состав работ здесь входило не только мощение и озеленение территории, но также установка малых форм и монтаж наружного художественного освещения. Естественно, при разработке и воплощении таких проектов приходится учитывать не только эстетическую составляющую и потенциальное качество элементов благоустройства, но и их «вандалоустойчивость».

       Затронув вопросы дворового благоустройства, мы не могли обойти стороной достаточно острой для города темы. В последнее время эта болезнь даже получила свое терминологическое обозначение – «дендрофобия»: во многих дворах вырубают зеленые насаждения, чтобы замостить территории под автостоянки. В то же время, проблема беспокоит не только экологов. Среди тех же архитекторов бытует мнение, что именно высокие деревья могут выступать связующей частью элементов городской ткани, не говоря уже о том, как трепетно относится к дворовой флоре большинство населения.

И. Ботка:
– Раздел «Озеленение» в составе проектов как благоустройства, так и дорожного строительства остается не только обязательным, но и для нашей компании приоритетным. С другой стороны, никаких послаблений в этом плане нам не дают ни сами жители, ни муниципальные и городские власти. Суровый климат города и ограничивает возможности озеленения, и одновременно заставляет придавать этому вопросу повышенное внимание. Работающие в штате «БиК» ботаники специально подбирают растения, устойчивые именно к нашему климату. При этом в своих дворах мы не останавливаемся на газонах и кустарниках. Все чаще «зеленая составляющая» проекта предполагает сохранение старых, а порой и посадку свежих деревьев.
       Подтверждением сказанному могут быть работы, выполненные нами в сквере Суворовского училища. К этому объекту мы относились с исключительным вниманием и педагогической осторожностью: ведь это не только военное учебное заведение, но, прежде всего, – дети. В итоге, в полученном компанией благодарственном письме начальника училища особо было отмечено именно озеленение территории.

       Важнейшая часть благоустройства – освещение. В городе действует целевая программа «Светлый город», разработанная и с учетом того, что более 50% наших улиц и дорог на момент принятия этого документа имели освещенность ниже нормативной, в том числе, треть улиц, отнесенных к категории важнейших. Вдобавок, в наружной подсветке Петербурга использовались приборы, срок службы которых был превышен более чем вдвое.
       Для повышения безопасности движения было необходимо повысить освещенность городских трасс, для решения не только эстетических, но, если угодно, и антикриминальных задач требовалось решить эти вопросы и применительно к дворовым территориям. В свою очередь, развитие туристической и деловой активности нуждалось в создании единого светоцветового образа вечернего города.
       Новая работа требовала установки эргономичного оборудования, надежного и безопасного в обслуживании. Но дело было не только в технике, с этой программой в город пришел светодизайн – современное быстро развивающееся направление, придавшее новые образы величественным архитектурным памятникам Петербурга и позволяющее по-новому взглянуть даже на объекты рядовой застройки.


И. Ботка:
– Данное направление компания расширяет, работая с таким серьезным заказчиком, как «Ленсвет». В прошлом году наше участие в программе «Светлый город» выразилось в разработке и реализации проектов художественной подсветки по четной стороне Невского. Дело это благое, хотя и кропотливое, и результаты нашей работы уже видны, так сказать, «невооруженным глазом», поэтому каждый может их оценить, окинув взглядом дома с 68 по 114 на главном проспекте города в вечернее время.
       Принимали мы и участие в создании уникальной художественной подсветки храма Вознесения Христова (Спаса-на-Крови). Выполнены проект и реализация системы освещения пл. Островского. Сейчас развернута большая работа по проектированию подсветки Адмиралтейской наб., а на Кутузовской и Английской уже ведутся строительно-монтажные работы.
       Наше участие в целевой программе включало также поставки оборудования итальянской фирмы Guzzini для подсветки не только наших, но и ряда других зданий по Невскому пр., а также БКЗ «Октябрьский». Интересными, на наш взгляд, получились решения по благоустройству и художественной подсветке въездных знаков на Пулковском шоссе и Приморском пр. в районе Горской.

       На календаре – конец декабря, поэтому уже сегодня в дирекции компании «БиК Санкт-Петербург» могут со всеми основаниями утверждать, что по своей насыщенности интересными и большими заказами уходящий год выдался удачным. Сделать удалось немало, и, отчасти благодаря этому, строгий и изящный облик северной столицы наполнился новыми неповторимыми чертами. Заглядывать слишком далеко вперед, наверное, не стоит. Однако направление основного вектора, по которому будет развиваться деятельность «БиК» в ближайшей перспективе, в общем-то, понятно. Это, прежде всего, расширение и углубление комплексного подхода к вопросам благоустройства и дорожного строительства, плюс та особая эстетика средовых решений, которая всегда была характерна для петербургской проектной школы.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>