Светлана Седова











       Для многих, кто следил за перипетиями борьбы претендентов на главную архитектурную награду года, финальный аккорд фестиваля «Зодчество-2006» прозвучал достаточно неожиданно. Хрустальный Дедал был вручен творческому и производственному коллективам, работавшим под руководством Валерия Блашкевича, по итогам первого этапа реставрации Александринского театра в Петербурге. Правда, тут уже усматриваются некоторые признаки тенденции. В прошлом году лаврами победителей были увенчаны авторы проекта восстановления после пожара и происходившей параллельно глобальной реконструкции московского Центрального манежа. Вот и теперь лучшей реализацией национального масштаба признали не новостройку, а реставрационную работу. Впрочем, на сей раз северная столица сумела уверенно подвинуть федеральную с архитектурного пьедестала. Как поговаривали в близких к жюри кругах, в числе потенциальных обладателей «Дедала» мэтры всерьез рассматривали еще одну реставрацию – Дом Щербатовых, так называемую Орловскую богадельню в Подколокольном пер. в Москве. Но здесь, понятное дело, совершенно разные весовые категории. Тем более, что за два месяца до архитектурного фестиваля исполнилось 250 лет учреждения в Санкт-Петербурге первого государственного театра России, каковым и является Александринка, а также начала государственной политики в области театрального искусства.
Искать тайный смысл в совпадении дат, географических пристрастиях и политкорректности жюри – дело не самое благодарное. В данном случае речь идет о действительно заслуженной оценке огромного и исключительно важного труда. В день юбилея, 30 августа, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир с благословения Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II освятил отреставрированное здание первого государственного драматического театра России. Владыка сказал: «Санкт-Петербург, как и вся наша страна, вступает в новую историческую полосу. Старое возвращается к жизни, и без этого нормальной счастливой жизни быть не может. Дай Бог, чтобы каждый человек, приходящий в этот дом, уходил отсюда несколько просветленным. Благословляю этот дом и людей, которые приходят сюда служить искусству и народу», – сказал владыка и окропил освященной водой сцену.
Отреставрированный зал
ждет своего зрителя
Царская ложа в новом сиянии

       Само здание Александринского театра, строившееся в 1828–32 гг., является доминантой грандиозного по размаху объемно-пространственных композиций и разнообразию градостроительных решений архитектурного ансамбля площадей Островского, Ломоносова и улицы Зодчего Росси. К началу его реставрации генеральный подрядчик работ – компания «Петр Великий», – уже имела в активе своих реализаций такие важные для Петербурга объекты, как Музей истории религии, Театр комедии им. Н. П. Акимова, дворец Петра I в Летнем саду, дом купцов Елисеевых, дворец семьи Шереметевых (бывш. Дом писателей), дворы и фасады Капеллы. Тем не менее, генеральный директор фирмы В. А. Блашкевич никогда не скрывал, что возможность непосредственно заняться реставрацией этого памятника русского классицизма, принадлежащего к числу самых ярких шедевров Карла Росси, в коллективе была воспринята как большая удача.
Генеральный директор
ООО «Петр Великий»
В. А. Блашкевич

В. Блашкевич:
– Мы отдавали себе отчет в том, что данный проект не только даст возможность приобрести уникальный опыт, открывающий новые перспективы, но и все время будет находиться в зоне повышенного внимания федеральных и городских властей, театральной администрации и общественности. Основная из функций компании состояла в организации и координации всех работ, и это подразумевало особую ответственность за происходящее в ходе реконструкции и реставрации здания.
       Поскольку оно является памятником архитектуры федерального значения, то и Правительство РФ, и ведомство Михаила Швыдкого (Агентство по культуре и кинематографии), а также КГИОП и лично губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, не говоря уж о заказчике – Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, – следили за ситуацией самым тщательным образом.
В отреставрированных интерьерах Александринского театра
Звездное небо
Особой ложи
В. Блашкевич:
– За без малого 175 лет существования здание не раз подвергалось всевозможным изменениям, а в 1932 году, к столетнему юбилею – глобальной перестройке, существенно изменившей планировку зрительного зала и его декоративно-художественное убранство. Тогда же произошло и «уплотнение» театра с передачей части помещений в распоряжение различных городских административно-управленческих служб. В последующие десятилетия здесь время от времени делались какие-то ремонты. Но, к сожалению, комплексной научной реставрации с восстановлением исторической подлинности конструктивных и интерьерных решений в Александринке не проводилось ни разу. При этом и до какой-либо серьезной технической модернизации в этих случаях руки не доходили. Зато многочисленные вмешательства в гармоничную структуру театрального пространства нарушили великолепную россиевскую акустику, а инженерные сети и системы театра физически износились и морально устарели. Некоторые из них были давно отключены, но не демонтированы. Сценические возможности театра отставали технологически и не соответствовали современным постановочным требованиям. Тем сложнее нам было искать и находить оптимальные решения.

       Росси, как известно, в своей практике был далеко не чужд смелых решений по всему комплексу строительных задач – от архитектурно-пространственных до художественно-декоративных и инженерно-технических. Например, при строительстве Александринского театра в содружестве с инженером М. Кларком зодчий впервые использовал оригинальные системы металлических перекрытий, а также подвесной плафон в зрительном зале. Уникальной для того времени была и многоярусная система лож зрительного зала, который в целом отличался на редкость выверенными пропорциями и прекрасной акустикой. Декоративное оформление внутреннего убранства здания – голубые бархатные портьеры и обивка кресел, небеса со звездами в росписи потолка Царской ложи, – соответствовало его императорскому статусу. Правда, при первом же ремонте в 1849 г. Карл Иванович самолично заменил голубой цвет более пафосным, красно-бордовым. Он и стал в итоге «фирменным» для здешних интерьеров, лишь от ремонта к ремонту слегка меняя оттенок. Реставраторы изучили колористическую историю театра, сняв до 7 слоев обивки с барьеров лож.
       Работая в архивах, производя натурные зондажи и расчистки, специалисты вынуждены были констатировать, что от первоначального архитектурного замысла в театре сохранилось немногое. Следовательно, и восстановить все в первозданном виде представлялось проблематичным. Поэтому при выработке концептуального подхода к решению реставрационных задач было решено опираться на самые ранние из найденных документов. Наибольшее количество документальных и иконографических материалов, а также подлинных вещей датировалось концом XIX в. и более поздними периодами. Тем не менее, в обновленном театре многие архитектурные, инженерные и даже художественные решения восходят к проекту и эскизам самого Карла Росси.
В. Блашкевич:
– Его авторские идеи, к примеру, легли в основу реконструкции бельэтажной части театра и нынешней системы распределения мест в зрительном зале. Обратите внимание и на потолочный плафон: он теперь расписан в технике «гризайль» по одному из эскизов Карла Росси. В ходе реализации проекта был возвращен первоначальный объем Царской ложе, которую некогда частично приспособили под кинобудку. Плюс в ее декоре вновь заняли исконное место двуглавые орлы, еще недавно не вписывавшиеся в систему разрешенной символики. В своем былом великолепии сегодня воспринимаются центральная люстра, многочисленные бра, зеркала и другие элементы отделки. Комплексный интерьерный ремонт, помимо этого, включал восстановление, а где необходимо – воссоздание подлинных полов, дверных и оконных заполнений, консервацию и реставрацию исторической живописи. Причем работы велись не только в зале, но и во всей зрительской части, включая лестницы, фойе, буфет.
       Этой осенью после многолетней паузы зрители вновь сумели оценить уникальные достоинства естественной акустики зала, которая создавалась медной мембраной над куполом, была спроектирована К. Росси, а теперь еще и поддержана современными техническими системами. Новейшее сценическое оборудование германского производства отныне ставит наш театр на одно из первых мест в мире по постановочным возможностям. Мы не только вернулись к задуманному великим зодчим варианту механики сцены, но и установили новейшую автоматику для управления подвесными декорациями весом до полутоны. Со времен Росси театр славился тем, что фрагменты сцены могли подниматься и опускаться, позволяя создавать многоуровневые композиции. В 1950-е гг. этот механизм сломался, его демонтировали и заменили вращающимся диском. Сейчас здесь вновь восстановлен россиевский вариант. Больше того, и пол оркестровой ямы теперь сможет подниматься до уровня планшета сцены, увеличивая ее площадь.
       Огромный объем работ был связан с модернизацией, капитальным ремонтом конструкций и оснащением здания современными инженерными коммуникациями. Здесь установлены автоматические охранная и пожарная сигнализации, новое технологическое и подъемно-транспортное оборудование. При этом нам удалось органично объединить исторический потенциал здания с новыми разработками по вентиляции, кондиционированию и дымоудалению. В частности, очень пригодились старые вентиляционные шахты, ибо, не нарушив планировки, в постранстве зала невозможно было устроить современные воздуховоды.
Новая экспозиция
в музее русской драмы
Александринского театра

       В дополнение к этому, в анфиладе четвертого этажа открылся Музей русской драмы – крупнейший в России.

       В числе его экспонатов – небольшой элемент трафаретной живописи потолка, сделанный еще при Росси, золоченый деревянный багет, обнаруженный при реставрации портальной ложи, и множество других раритетных находок – свидетельств долгой и насыщенной удивительными событиями истории театра.
       Выдающийся характер работы, удостоенной в этом году Хрустального Дедала в сочетании с Золотым и Серебряным дипломами на «Зодчестве-2006», а также петербургского приза «Общественное признание», состоит не только в масштабах. Сроки, в которые уложились лауреаты, а это всего год с небольшим, беспрецедентны. Но это, как выясняется, еще не финал. Полностью программу реконструкции Александринки в ООО «Петр Великий» намереваются выполнить в 2010 г. Ближайший же ее этап, намеченный на будущее лето, включает усиление гидроизоляции фундамента, ремонт кровли, вспомогательных помещений верхнего этажа, установку систем вентиляции и кондиционирования, завершение ремонта фасадов и благоустройство прилегающей к театру территории.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>