Ирина Орлова
ведущий специалист КГИОП
КОНТЕКСТ ИСТОРИЧЕСКИЙ И СРЕДОВОЙ
РЕСТАВРАЦИЯ ДОМА Е. ПАУЛЬСЕН (Л.М. ХАРЛАМОВА)












       От редакции: ЗАО «Ремфасад» известно на реставрационном рынке Санкт-Петербурга вот уже около десяти лет. В общей сложности штат этого коллектива составляет порядка 70 человек. Причем среди ИТР – все специалисты с высшим образованием и солидным опытом работы в строительной и реставрационной сферах. Что касается рабочих кадров, то, как подчеркивают в дирекции фирмы, каждый из этих людей для нее буквально «на вес золота». В то время как средний стаж персонала составляет полтора-два десятка лет, в «Ремфасаде» есть сотрудники, отдавшие реставрации по 45 лет своей трудовой биографии.
       М. Л. Волынов, зам. генерального директора, главный инженер ЗАО «Ремфасад»:
       – Вопрос трудовых ресурсов для нашей отрасли всегда был крайне важен, а сегодня он стоит более остро, чем когда-либо. Иногда применительно к реставрации говорят даже об определенном кадровом голоде, и это, поверьте, имеет основания. Мы понимаем, что ротация неизбежна, и без притока свежих сил фирма не сумеет нормально развиваться, поэтому сейчас стараемся напрямую работать со специализированным петербургским лицеем, берем оттуда ребят на стажировку. Реставрация отличается от обычного ремонта, для которого вполне достаточно набрать гастарбайтеров – и проблем тебе никаких. В реставрации это не проходит.
       В среднем в прошлые годы мы делали фасадов минимум 80–100 тыс. м2 в год, «реставрационная» доля при этом обычно составляла десятую часть общего объема. Впрочем, эту часть работ вряд ли стоит мерить квадратными метрами. Дело даже не в удельной трудоемкости, а в отношении к объекту. Есть, допустим, фасады с тысячными метражами, которыми можно заниматься на протяжении всего реставрационного сезона, а случается, нам в работу попадает такой объект, где и восстанавливаемая поверхность совсем не так велика, но затрат времени, сил и средств он требует столько же. Поэтому и наиболее объективен в этом плане будет показатель в рублях.
       С особенно значимыми для города и, естественно, очень интересными для нас адресами фасадной реставрации предприятие имело дело в ходе подготовки к 300-летию Петербурга. «Ремфасаду» посчастливилось работать на восстановлении отделки и наружного убранства Армянской церкви св. Екатерины и главного корпуса Аничкова дворца.
       В прошлом году в рамках губернаторской программы силами фирмы были отреставрированы дома 8 и 10 по Гороховой ул., а также западный, восточный и южный фасады Римско-католической церкви св. Екатерины. В этом сезоне работа сосредоточилась на объектах, прилегающих к Театральной площади. Здесь мы делали два дома, один (наб. канала Грибоедова, 8/109) – целиком собственными силами, соседний – с привлечением в качестве субподрядчика ЗАО «Фасадремстрой».
       Сегодняшнее положение в организации тендерной подготовки реставрационных ремонтов, к сожалению, нельзя назвать оптимальным. Она поменялись в корне, и теперь здесь надо всем довлеет лишь ценовой критерий выбора подрядчика, от которого не требуется никаких дополнительных гарантий, ни с точки зрения профессиональной репутации, ни по срокам. Год мы читали этот законопроект и опасались его ввода в действие, который, тем не менее, состоялся 1 января. Если прежде от нас требовали не менее пяти лет работы, предоставления отзывов, оценок кадрового состава, то теперь достаточно одной лицензии. Не выдержав этой новации, на мой взгляд, в этом году у нас в городе обвалился ремонтный рынок, и главным образом из-за ухудшения качества работ. По статистике, в Петербурге зарегистрировано порядка 100 компаний, которые позиционируют себя как фасадчики. Год назад эта цифра равнялась тридцати. Откуда, скажите, за двенадцать месяцев могли взяться 70 новых операторов ремонтного рынка? Реставрационному еще каким-то образом удалось удержаться. Предельные понижения сметы на нем сказались не так печально. Но в данном случае сыграли свою роль объективные барьеры. В реставрации народ лучше понимает, что от него требуется, и все – от директора до рядового рабочего – ведут себя несравнимо профессиональнее.
       Уже после разговора с Михаилом Волыновым мы обратились к ведущему специалисту КГИОП Ирине Орловой с просьбой рассказать читателям «АРДИС» об особенностях завершившейся реставрации исторического здания на канале Грибоедова.

       Дом, расположенный на углу Театральной площади и набережной канала Грибоедова № 8/109, построенный в 1902–04 гг. гражданским инженером Л. М. Харламовым, без сомнения, сразу приковывает внимание архитектурным обликом лицевых фасадов, решенным в стиле, столь нехарактерном для окружающей застройки. Здание это необычно, главным образом оттого, что в нем нашли отражение авторские поиски форм раннего модерна. Сам Леонид Михайлович достаточно известен как автор проектов ряда доходных домов Санкт-Петербурга. К тому же с 1902 по 1917 гг. он являлся архитектором Гатчинского дворцового управления, построил вместе с А. А. Барышниковым Покровский собор в Гатчине и другие здания.
       Любопытна и сама история постройки, в которой в начале ХIХ в. жил основатель литературного общества «Зеленая лампа» Н. В. Всеволожский, к которому в гости, естественно, нередко захаживали и Пушкин, и Дельвиг, и Гнедич – вся литературная богема тех времен. Менее века спустя здесь поселился выдающийся режиссер Михаил Фокин, в честь чего на фасаде здания со стороны площади установлена мемориальная доска из белого мрамора.
       В конце XVIII в. по проекту арх. Г. Паульсена на угловом участке сложной конфигурации было построено трехэтажное здание, к которому в 1833 г. арх. Л. А.  Шауфельбергер пристроил корпус, а рядом возвел дворовый двухэтажный флигель. Но уже приблизительно через 70 лет гражданский инженер Харламов перестроил существовавшие на участке здания под доходный дом: старые строения выросли на три этажа, а лицевые фасады получили оформление в новом стиле; во дворе был возведен дворовый корпус.
       Так же, как и ритм окон, периметральное расположение корпусов было обусловлено существовавшей ранее схемой застройки участка. Отчетливо читается обработанная рустом поверхность первоначального трехэтажного строения. Равномерную сетку окон простой формы Л. М. Харламов преображает орнаментальными средствами. Декоративная выразительность фасадов достигнута пластикой оштукатуренной поверхности, введением рельефных лепных орнаментов и вставок, облицованных охристым кирпичом на верхних частях возведенных заново стен. Именно декор придает наружности здания ярко выраженные черты нового стиля. В рисунке лепных элементов, расположенных на щипцах, аттике, фризе, простенках и наличниках окон, эркерах, в подоконных филенках автор обратился к мотивам поздней готики – стилизованные изображения цветов, гирлянд, плавные, обтекающие формы, – характерным для раннего модерна.
       Важнейшими структурными элементами фасадов являются три эркера, трехгранные и лучковый в плане, а щипцы над ними продолжают вертикальные оси. Балконы завершают трехгранные эркеры и подчеркивают оформление угла здания. Тонкий и хрупкий ажур кованых решеток балконов имеет изящный рисунок, составленный из прямых вертикалей и «ползущих» горизонталей с включением крупных листьев аканта.

Фрагмент отреставрированного наружного декора дома на наб. канала Грибоедова, 109

       К финалу прошлого столетия дом дождался капитального ремонта, однако к тому моменту ничего из отделки его интерьеров не осталось. Столетний период эксплуатации негативно сказался и на внешнем облике здания. В процессе периодически случавшихся ремонтных работ весь фасад был неоднократно покрыт ПХВ красками. К счастью, кирпичные вставки сохранились нетронутыми. Зато штукатурку старательно обмазывали цементными смесями, что повлекло за собой ее частичное разрушение и отслаивание от стены. Значительные утраты понес и лепной декор, а венчающий карниз был полностью демонтирован и закрыт металлическими листами. В неудовлетворительном состоянии находились деревянные оконные заполнения.
       Далеко не лучшим образом обстояло дело и с металлодекором. Его состояние характеризовалось утратами деталей, деформацией отдельных элементов, разрушением защитного окрасочного слоя и, как следствие, появлением поверхностной коррозии металла. Кроме того, утраченные исторические ворота в арочном проезде заменили новыми, а двери парадных – современными металлическими. Соответственно, и в окнах первого этажа в свое время появились решетки. Жильцов можно понять – те беспокоились за собственную безопасность и решали вопрос наиболее доступными методами. Хотя архитектурный образ здания от этого неизбежно страдал.
       Если бы не губернаторская «Программа реставрации исторического центра Санкт-Петербурга 2005-2007 гг.», дальнейшая его судьба была бы все более печальной. Комплексная реставрация лицевых фасадов «Дома Е. Паульсен (Л.М. Харламова)», включенного как выявленный объект культурного наследия в адресный перечень, с финансированием за счет бюджетных средств, началась в этом году. Перед этим специалисты института «Ленпроектреставрация» исследовали состояние кладочных материалов, штукатурной отделки, растворного и металлического декора, разработав на основании полученных результатов схемы ведения предстоящих работ.
       По итогам тендера осуществлять наружную реставрацию здания было поручено коллективу ЗАО «Ремфасад». Все в дальнейшем выполнялось в соответствии с АРЗ, подготовленным нашим комитетом, и под постоянным контролем его сотрудников, а также экспертов и инженеров отдела технадзора ГУ «Дирекция Заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры».

Дом Е. Паульсен (Л. М. Харламова) до и после реставрации.
Осень 2006 г.

       Как и положено, на начальной стадии работ реставраторы занялись тщательной расчисткой поверхностей фасада и элементов декора от многослойных поздних покрасок. Штукатурные поверхности были восстановлены с удалением цементосодержащих вставок и разрушенных участков, причем утраты восполнялись известково-песчаной смесью. При реставрации лепного декора выполнялись расчистки от загрязнений и покрасок, домастиковка мелких утрат, укрепление ослабленных фрагментов и удаление деструктированных, самые крупные из которых отливались в мастерской по моделям, великолепно изготовленным лепщиками по сохранившимся образцам.
       Когда рабочие удаляли металлические листы, закрывавшие венчающий карниз, выяснилось, что на стене отсутствуют каменные лещадные плиты. Сама она завершена неоштукатуренной кирпичной кладкой с остатками профилированной тяги. Правда, при не столь давней замене конструкций кровли стропила укладывались довольно грамотно – на первоначальные места. Это позволило в дальнейшем выполнить воссоздание карниза по найденным в архивах фотографиям фасадов, сделанным в середине прошлого века. Они стали иконографической основой проекта востановления авторского решения карниза, разработанного архитекторами института «Спепроектреставрация». Вдобавок были установлены карнизные свесы, водосточные трубы, заменены все деформированные окрытия.
       В ходе комплексной наружной реставрации дома специалисты «Ремфасада» укреплили конструкции балконов и эркеров, восстановили их гидроизоляцию. Смывками и механическими инструментами был расчищен от старой краски и ржавчины каждый элемент металлической декоративной отделки фасада. Там, где необходимо, мастера меняли крепежные детали, а также рихтовали конструкции, возвращая им первоначальную геометрию. То, что было разрушено и утрачено, восстанавливалось по сохранившимся аналогам. Чистовая окраска элементов металлодекора выполнялась с предварительной антикоррозийной обработкой по колеру, определенному в результате научных исследований.
       Цоколь лицевых фасадов из плит розового гранита (рапакиви) в целом сохранился неплохо. Камень был расчищен от грязи, восполнены утраты швов, зачеканенных свинцом. Реставрационный ремонт оконных и балконных заполнений производился по полному циклу – с окраской. Вместо самовольно поставленных металлических дверей в парадных дома реставраторы установили новые, в соответствии с авторским замыслом инженера Харламова. В этом случае также пришлось обращаться к архивным данным.
       Цветовое решение фасадов определялось на основании стратиграфического анализа, который удивил неожиданными результатами и позволил максимально приблизиться к самому раннему колористическому образу здания. Для штукатурной поверхности окраска выполнялась по силикатной программе, а для лепного декора - по силиконовой. И в тех, и в других случаях применялась краска Diessner производства Германии. Оттенки колера пришлось подбирать долго и тщательно, собрав воедино знания и опыт специалистов КГИОП и технологов ООО «Рестауро СПб».
       Думаю, что с завершением работ по фасадной реставрации дома, построенного Л. М. Харламовым, коллектив ЗАО «Ремфасад» можно вполне поздравить с еще одной профессиональной победой. Эта незаурядная постройка представляет большую историческую и художественную ценность, являясь наглядной иллюстрацией доходного строительства начала ХХ века. Она чрезвычайно ценна и в средовом контексте, имея выразительный силуэт и оформляя сопряжение Театральной площади и набережной канала Грибоедова.

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РЕМФАСАД"
10 ЛЕТ НА РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННОМ
РЫНКЕ ПЕРТЕРБУРГА

 •Капитальный и реставрационный
ремонты с окраской фасадов зданий
 • Кровельные работы
 • Внутренние отделочные работы
 • Производство изделий

197198, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
УЛ. ЛИЗЫ ЧАЙКИНОЙ, 4/12, ЛИТ. "А"
ТЕЛ./ФАКС +7(812) 498-0918
E-MAIL: [email protected]

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>