СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
НЕОБХОДИМОСТЬ ОЧЕВИДНА
Елена Лашкова
генеральный директор
ООО «Геоизол»
















       Количество легкового транспорта в городе, как частного, так и служебного, растет в стремительной прогрессии. И вот уже каждый четвертый взрослый петербуржец является автолюбителем, вернее, автопользователем, потому как времена, когда машиной пользовались по преимуществу в дачный сезон, миновали безвозвратно.
       Сам мегаполис, как сразу же стало выясняться, к такому «росту благосостояния» и существованию в новой системе ценностных координат оказался не готов. Многочисленные пробки, не прибавляющие туристической привлекательности историческому центру, зачастую провоцируются парковкой вдоль тротуаров центральных магистралей. Роскошные офисы в центре города имеют один общий недостаток – дефицит парковочных мест. Во многих европейских городах центральные улицы являются пешеходными, а у нас на Невском концентрация выхлопных газов временами превышает допустимые нормы. В «спальных» районах дворы и газоны, а зачастую и детские площадки заставлены машинами.
       Вывод один – нужно уходить под землю. Сегодня петербургские строители, прежде всего геотехники, утверждают – это возможно. Убедительно подтверждает это и успешный опыт наших западных коллег. Те же заглубленнные паркинги в городах, особенно в их центральной части необходимы.
       Есть одно «но»: строительство подземных сооружений в условиях плотной исторической застройки требует тщательного геотехнического изучения, современных расчетов, объективного контроля за ведением работ с использованием современной аппаратуры и филигранного выполнения работ. Правда, и это вряд ли противоречит тезису о наступлении времени разумного освоения подземного пространства.
       Фирма «Геоизол» развивалась, следуя за потребностями строительного рынка. Хотя на стартовом этапе, пятнадцать лет назад, нам и мечтать не приходилось о сегодняшних масштабах. Нового строительства практически не велось, зато возникающим постперестроечным кооперативам, артелям и небольшим фирмам нужны были площади (желательно в центре, хорошо бы на первом этаже, и еще лучше с использованием подвалов). Поэтому свой бизнес компания начала с осушения подвалов и стен первых этажей, страдавших от явления капиллярного поднятия воды. Далее подвалы стали углублять, фундаменты усиливать, тогда нам и понадобилась собственная обследовательская группа, проектировщики, технологи.
       На отечественную науку (прежде всего это школы ЛИСИ и ЛИИЖТа), а также на самые современные западные технологии и оборудование «Геоизол» опирался изначально. Причем теперь фирму можно со всеми основаниями отнести к числу признанных лидеров данного направления строительного рынка. География деятельности предприятия не замыкается в административных границах Санкт-Петербурга и СЗФО. Наши площадки есть и на Дальнем Востоке, и на Кавказе, и в Сибири, и на Крайнем Севере, и даже в Таджикистане. Сегодня ООО «Геоизол» – это шестьсот специалистов плюс парк строительной техники, в том числе буровые станки: «ATLAS», «FUNDEX», «Hutte», «Casagrande», грейферные установки «Liebcherr» и т. д.
       Большинство инвесторов в наши дни заявляют о намерении осваивать подземное пространство, в свою очередь, многие строительные организации объявили о «готовности номер один» к устройству подземных гаражей. В этом смысле нам повезло несколько больше, чем коллегам, поскольку «Геоизол» уже имеет в своем активе несколько такого рода строек, в том числе и пятиуровневый подземный паркинг на Комендантской пл., построенный по заказу компании «Адамант».

Устройство «стены в грунте» при строительстве метро
в г. Амстердам. 1) Бетонирование. 2) Откопка. 3) Армирование

       К освоению подземных работ компания готовилась и «примеривалась» долгих десять лет. После детального изучения отечественной и зарубежной практики, стажировки наших сотрудников в специализированных западных фирмах, напрашивался единственный вывод: в связи с задачей разгрузить центр города, где потребность в паркингах особенно актуальна, необходимо до минимума свести риски влияния строительства и эксплуатации подземных сооружений. Опыт западных коллег для этого был, разумеется, необходим. При этом не следовало забывать о достойной мировой репутации отечественной школы геотехников. В нашем арсенале также имелись и наработки ведущих петербургских специалистов, знающих во всех тонкостях, что такое сложные местные грунты, и не раз доказавших свое умение успешно справляться с задачами конструирования сложнейших подземных объектов. Однако одного производства работ и знания многочисленных нюансов, тонкостей, приемов не достаточно, квалификацию рабочих необходимо оттачивать годами.
       Не желая учиться на своих ошибках и ставя задачу минимизировать строительные риски, руководство ООО «Геоизол» приняло решение выйти на рынок строительства подземных конструкций методом «стена в грунте» совместно с бельгийскими партнерами. Таким образом, и родилось совместное с фирмой «Франки» предприятие. Схема такая: Генподрядчиком выступаем мы, а комплекс работ с применением грейферных установок выполняет фирма «Геоизол–Франки». Почему именно бельгийцы? Ответ прост – основные объекты наших партнеров находятся в Бельгии и Голландии, где грунты очень близки к нашим.
       Итак, не мудрствуя лукаво, мы последовали примеру Петра I, активно использовавшего опыт Амстердама при строительстве нашего новой столицы. За образец технологии выполнения подземных сооружений взяли амстердамский опыт возведения (или, правильнее сказать, «низведения») гаражей и метро в историческом центре города. Так, в настоящее время, в центре этого города строится станция метро под проезжей частью, под трамвайными путями. Расстояние между домами на противоположных сторонах улицы 16 м, и это здания XIV в. В то время, когда будет верстаться этот номер, ряд специалистов (операторов грейферной установки, или попросту крановщиков) будут работать в нашем городе на одном из участков будущего Орловского тоннеля. Одновременно с этим объемом в настоящее время ведется подготовка к работам по устройству подземных конструкций 2-й сцены Мариинского театра, а ряд интереснейших проектов паркингов и подземных торговых зон проходит экспертизу. Перечисленное, думаю, вполне может свидетельствовать в пользу того, что уходящий год принес компании весьма неплохие результаты работы в этой области.
       В перечне работ ООО «Геоизол» достойное место занимают объекты национального культурного наследия, к реставрации и воссозданию которых мы в разное время были причастны. Особенно гордится коллектив своим участием в реконструкции комплекса Константиновского дворца и восстановлении Шуваловского. Среди архитектурных памятников, где работали наши специалисты – Меншиковский и Китайский дворцы в Ораниенбауме, Троицкий и Певческий мосты, Дворцовая набережная и еще целый ряд других исторически ценных зданий и сооружений.
       Летом этого года наследный принц Бельгии Филипп, присутствовавший на подписании соглашения о совместной деятельности фирм «Геоизол» и «Франки», пожелал нам быть востребованными. К счастью, мы действительно сегодня актуальны и стараемся работать по западным стандартам качества, опираясь на отечественную геотехническую науку.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ГЕОИЗОЛ»:


• Обследование и проектирование конструкций, реставрация, усиление и устройство всех видов фундаментов: от реконструкции фундаментов и стен старых зданий до устройства свай под новое жилищное, промышленное и мостовое строительство;
• Весь спектр геотехнических и гидротехнических работ, модификация грунтов, устройство анкеров и микросвай, противофильтрационных экранов, ограждающих конструкций, все виды инъекционных работ;
• Ремонт и гидроизоляция кирпичных стен и бетона; • Строительство подземных конструкций.

Вячеслав Смоленков
технический
директор
ООО «Геоизол»

Вячеслав Смоленков, технический директор ООО «Геоизол»

– Подробнее расскажу о проектировании и строительстве нулевого цикла многофункционального торгового комплекса на Комендантской площади с пятиуровневым подземным пространством глубиной 18,5 м.
       Тендер мы выиграли, предложив вместо восьмиугольного в плане проекта сооружения – круглое, тем самым резко сократив затраты на ограждающие конструкции. За счет технических решений в два раза была сокращена стоимость конструкций. За последние годы в Санкт-Петербурге этот объект явился первым, который был реализован нами со столь существенным заглублением. Раннее проектировались и строились одно-, или, в лучшем случае, полутораэтажные подземные сооружения. Оптимальным для строительства был выбран метод «стена в грунте». Мы исходили из того, что условия здешней площадки типичны для большей части Санкт-Петербурга. Они характеризуются высоким уровенем грунтовых вод, текучепластичные тиксотропные суглинки и супеси до глубины 20–22 м. Кроме того, по данным «Ленметрогипротранса» на участке предполагалось наличие крупных валунов размером до 2 м на глубине 15–18 м. Для уменьшения риска обрушения плотной траншеи при динамических воздействиях, особенно при разбивке валунов, глинистый раствор решили заменить на цементно-глинистой смесью с плотностью до 1,1кг/см3–1,5кг/см3 и временем схватывания в несколько суток. С целью обосновать данное решение были проведены необходимые опыты в подборе составов и определены поставщики цемента и бентонитового порошка. В связи с тем, что такую плотную смесь невозможно равномерно вытеснить бетоном, в готовую траншею погружался шпунт до отметки 24 м, который впоследствии выполняет функции не только ограждающей конструкции, но и является, в сочетании с глиноцементной смесью, хорошим гидроизоляционным экраном. Круглая форма позволила сооружению резко уменьшить толщину стены, а нам – отказаться от распорных конструкций. Расчеты дали возможность учесть деформации шпунта при откопке, что было подтверждено данными инклинометрии, проводимой в течение всего времени строительства через установленные заранее трубки.

Строительство многофункционального торгового комплекса «Комендантская площадь»

       Те же замеры в разных точках окружности не выявили сколько-нибудь значительных отклонений в деформациях кольца по периметру, что может поставить под сомнение необходимость учета неравномерности обжатия грунтом с К = 1,25, предусмотренного нашими нормами. Этот параметр заставил нас заложить в проектные решения дополнительное увеличение жесткости конструкции. Совместно с ограждающими конструкциями были частично выполнены перекрытия по всему периметру сооружения на всех ярусах размером 2,0х0,4 м.
       Третья особенность конструктивных решений состоит в устройстве грунтовых анкеров в днище конструкции. Малая этажность надземной конструкции (6 этажей) не позволила компенсировать усилия на всплытие здания. Пришлось делать более 350 свай глубиной 10 м, шириной 250 мм с уширением на острие до диаметра 500 мм.
       Классическая технология устройства стены в грунте следующая: щелевым грейфером (ширина 400, 600, 800, 1000мм) устраивается траншея.
       Далее на данную глубину до проектной отметки монтируется специальный завод для приготовления и подачи глинистого раствора к месту производству работ, устраивается временная направляющая конструкция – форшахта., одновременно с откопкой в траншею подается бентонитовый раствор, не позволяющий обрушаться стенкам траншеи. После очистки глинистого раствора траншеи от грунтовых примесей до нужной чистоты туда опускаются заготовленные заранее арматурные каркасы. Перед их монтажом каркасов в траншее устанавливаются металлические ограничители со встроенным гидроизолирующим элементом – шпонкой, которая предотвращает поступление воды по холодным швам смежных захваток. Затем сюда опускается металлическая труба, по которой дальше будет подаваться бетон для устройства стены постоянной конструкции. Одновременно специальным насосом из траншеи в отстойники с очисткой откачивается глинистый раствор.

Строительство многофункционального торгового комплекса
«Комендантская площадь».
1) Устройство плиты основания. 2) Откопка котлована. 3) Работа в ночную смену


       Таким образом, захватками (участками длиной 2–4 м) производится дальнейшее устройство «стены в грунте». Затем демонтируется временная форшахта и сооружается (при необходимости) обвязочная балка, объединяющая отдельные элементы (захватки) стены. В дальнейшем (при выемке грунта котлована) возникает необходимость в ее креплении как ограждающей конструкции, которое может выполняться разными методами (распорки, анкера, устройство жестких дисков и т. д.)
       Особенно экономичным в мире сегодня признается строительство высотных зданий с подземным паркингами методом top-down. Суть метода заключается в том, что после устройства «стены в грунте» как ограждающей конструкции начинается выемка содержимого котлована, и в нулевой отметке сразу выполняется перекрытие, которое будет являться распорным элементом (жестким диском). После этого появляется возможность вести работы одновременно вверх и вниз (top-down). Это значительно сокращает общие сроки ведения работ по объекту и соответственно сильно удешевляет проект.
       Для компании «Геоизол», как и для большинства крупных строительных фирм города, сегодня благодатное время – есть возможность осуществить самые интересные проекты. При этом главным остается вечный принцип, как в медицине, «не навреди». Геотехники не имеют право на ошибку, и мы стараемся делать то, в чем уверены, контролируя каждый свой шаг.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>