Елена Гуляева

ЛУЧШИЕ АВТОСАЛОНЫ
ПРОЕКТИРУЮТ В РОССИИ
ПРИОРИТЕТНЫЕ ТЕМЫ "ТИМРУС"
Комплекс автосалонов «Евросиб»
на Пулковском шоссе
        19 октября в Петербурге состоялось официальное открытие нового, уникального по своей концепции и философии автомобильного салона «Автобиография». В северной столице он стал первым дилерским комплексом PAG (Premier Automotive Group) – специального подразделения, которое объединяет престижные марки. Впрочем, новость если и представляла особый интерес, то для автомобильного, но никак не архитектурного издания. Хотя, так могло показаться лишь на первый взгляд. Оказывается, разработка проекта этого здания площадью 12 тыс. м2 с просторным шоу-румом с разделенными бренд-зонами, сервисным центром с 33 постами, складом запчастей и офисными помещениями, была поручена объединению «ТИМРУС», зарекомендовавшему себя, по отзывам заказчиков, как исключительно креативный и надежный партнер. Новое имя – это всегда интересно. Правда, позже стало выясняться, что созданное двумя годами раньше ООО «Проектно-строительное объединение «ТИМРУС» образовалось на базе проектного подразделения другой достаточно известной в Питере фирмы «ПСФ «РУСТ» и, по существу, во многом является продолжателем ее замыслов и традиций.

ПРИВЫКАТЬ НЕ ПРИШЛОСЬ

Главный архитектор
С. Н. Кривоносов, архитекторы:
Маргарита Касрадзе,
Ольга Леушина,
Анна Яковлева,
Наталья Хусконен

       «Кадровый костяк» будущей проектной команды составили 25 специалистов, которые перешли сюда из ПСФ «РУСТ» во главе с директором Юрием Дмитриевичем Тимофеевым. Привыкать друг к другу и учиться взаимодействовать не пришлось, поскольку новый коллектив фактически сложился в недрах прежнего.
       Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Вот и применительно к «ТИМРУС» можно с уверенностью сказать, что его история начала писаться почти полтора десятка лет назад. В творческом портфолио проектировщиков этой фирмы многоэтажные жилые дома на пр. Науки, Северном, Искровском и ул. Гжатской, жилой комплекс в кв. 12 ЦЧП г. Пушкина, автоцентр BMW «Евросиб-Лахта», крытый рынок на пр. Науки. Ряд интересных проектов выполнялся этими людьми еще в пору работы в составе ПСФ «РУСТ» совместно с другими известными архитектурными мастерскими Петербурга, включая «Рейнберг&Шаров» и «Студию 17».
       По словам Ю. Тимофеева, за два прошедших года самостоятельности объединение «выдало» дюжину оригинальных разработок и численно выросло до 36 человек. Специализация компании не ограничивается подготовкой предпроектных предложений и проектов. «ТИМРУС» обеспечивает выпуск полного комплекса рабочей документации с учетом требований подрядной организации, а также выполняет функции генпроектировщика и заказчика по сбору исходных данных и согласований ПСД. Кроме того, его силами проводится оперативный и эффективный авторский надзор за строительством и авторское сопровождение разработанных интерьеров.
       Все прежде сформировавшиеся связи внутри петербургского архитектурного сообщества здесь бережно хранят. На данный момент Проектно-строительное объединение совместно с мастерской Т. П. Садовского занято работой над проектами делового центра на 17 тыс. м2 на Крапивном пер. и жилого комплекса на 110 тыс. м2 на Ленинском пр. В «ТИМРУС» не считают для себя зазорным брать у кого-то из коллег предпроект и разрабатывать по нему рабочую документацию. Более того, специалисты фирмы профессионально занимаются именно комплексной рабочей документацией «под подрядчика», делая это в короткие сроки. Впрочем, еще одним коньком деятельности коллектива в последнее время становится именно проектирование автосалонов.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

С. Кривоносов, главный архитектор «ТИМРУС»:
– А начиналось все с автосалона на Выборгском шоссе для компании «Шувалово-Авто», который мы проектировали в 1998-99 гг. вместе с мастерской Алексея Титова. Тогда эту точку, рассчитанную на 40 машин, позиционировали как крупнейший вазовский автосалон в Европе. Сегодня там продают другие марки автомобилей – Honda, Dawoo, – а треть магазина занимает цветочная фирма «Оранж». ГАПом следующего по времени проектирования нашего автосалона «Евросиб – Лахта» на Савушкина выступал уже ваш покорный слуга. За концептуальную основу этой разработки был взят эскиз одного австрийского коллеги, который в Европе считается законодателем архитектурной моды в строительстве торговых центров BMW. Примерно в то же время мы выполнили предпроектные проработки автосалона «Мультимоторс».
       С «Евросибом» у нас достаточно давние и хорошие отношения. Благодаря этому, в нашей проектной специализации «автосалонная» тема получает все новое и новое развитие. Среди последних объектов особняком стоят два дилерских комплекса – «Premier Automotive Group» на Пулковском шоссе, получивший название «Автобиография» и Евросибовский автосалон «Mazda». В самом начале проектирования гендиректор ЗАО «Евросиб СПб» Дмитрий Никитин сказал, что хочет получить нечто не тривиальное, а наоборот, уникальное. Следуя этому пожеланию, была проделана большая работа, которая длилась чуть больше года или, правильнее сказать, просто промелькнула за это время. В феврале 2005 г. началось освоение фундамента, а в апреле родились первые эскизы ОПР. В работе над любым объектом очень важно отлаженное взаимодействие между проектировщиками, строителями и заказчиками. Когда мы первоначально продумывали проект, предполагалось, что на Пулковском шоссе расположится только один трехбрендовый автосалон, а рядом будет стоянка или бизнес-центр. Но, в конечном итоге, Евросиб решил построить автосалон «Mazda» на Пулковском шоссе, расположив его рядом с «Автобиографией».

Проект и реализация салона «Автобиография» на Пулковском шоссе
Проект и реализация салона «Mazda» на Пулковском шоссе


       В процессе работы, разумеется, случались и накладки разного рода, поэтому порой буквально на последнем этапе приходилось отваживаться на кардинальные изменения фасада. Несмотря на эти проблемы, в конечном итоге получилось то, что получилось, и у комплекса автосалона «Автобиография» пока нет аналогов в Северной столице.
       Этот дилерский комплекс решено было расположить на Пулковском шоссе по очевидным для заказчика и города соображениям, в том числе, соображениям прагматичного свойства. Трасса имеет статус федеральной, находясь в непосредственной близости к КАД и Московскому шоссе. Это направление является очень перспективным, именно здесь строятся сразу несколько дилерских центров, а также сборочные предприятия зарубежных автомобильных компаний. Сам же данный участок городской территории некоторые оптимисты уже сейчас называют «русским Детройтом». Не только перспективная, но и существующая транспортная схема гарантирует очевидные удобства не только для резидентов южной части Петербурга, но и для тех владельцев Jaguar, Land Rover и Volvo, которые живут в Ленинградской области и близлежащих субъектах СЗФО России
       Кроме того, не только федеральная трасса плюс близость к аэропорту, но и сами бренды представляемых в салоне автомобилей экстра-класса повлияли на принятие неординарных решений, реализовавшихся в идее крылатого сооружения, которое состоит как бы из трех парящих крыш. Когда проезжаешь по шоссе, взгляд очень четко фиксирует и динамичный образ автоцентра «Автобиография», увенчанный системой криволинейных скатных кровель. Этой деталью не только подчеркивается стремительность летящего силуэта нового здания, но и придается дополнительная внешняя ассоциативность с его внутренней функцией.

ТРИ БРЕНДА ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ

С. Кривоносов:
– Во всем мире существуют стандартные требования, предъявляемые ко всем автосалонам, выполненным в стиле Hi Tech. Как правило, это стекло и металл, позволяющие еще издали обозреть весь салон целиком и заранее в нем сориентироваться. Что касается внутреннего дизайна, то автомобиль всегда хорошо выглядит в контрасте. Предположим, отделка окружающего пространства и самой машины визуально близки, тогда последняя попросту начинает теряться в интерьере. Поэтому мы настояли на оригинальных, хотя и внешне скромных, отнюдь не броских интерьерных решениях. В результате, получилось вполне органичное сочетание грубого металла с хорошо отделанными поверхностями.
       Если все детализировать, то автоцентр PAG состоит из многосветного стеклянного объема торгово-выставочного зала, сложной формы в плане с выступающими пилонами лестниц, которые своими вытянутыми переходными площадками делят общее пространство на три функциональные части – залы по продаже авто различных марок. В тоже время они объединяют внутреннее пространство автоцентра по уровням, обеспечивая взаимосвязь различных зон, в том числе и связь с примыкающей к салону ремонтной зоны со складом-автостоянкой, имеющей простой прямоугольный объем.
       Наиболее сложной из задач, стоявших перед архитекторами «ТИМРУС» при проектировании салона «Автобиография» оказалась необходимость одновременно и разделить, и объединить три ярких бренда в одном пространстве. Казалось бы, все просто, на выходе надо получить один огромный магазин для продажи автомобилей трех известных марок, тем более что строить три отдельных для каждой было неразумно и экономически невыгодно с точки зрения инвестора-заказчика проекта.
С. Кривоносов:
– В то же время, по соображениям бизнес-этики и настоянию представителей автофирм, каждая экспозиция должна была существовать самостоятельно, не пересекаясь с двумя другими. Все из представляемых в салоне брендов характеризуется не просто своей специфической символикой, но определенным набором не совпадающих друг с другом требований. Это касается многих вещей, включая цвет интерьерной отделки, архитектурно-конструктивные решения входных групп по цвету, системы расстановки и сервиса машин, а следовательно, неминуемо сказывается на планировочных подходах. Выход был найден в том, чтобы сделать единый стеклянный зал, но при этом разделить его лестницами и воздушными переходами с общей зрительной взаимосвязью между салонами. Лестничные каркасы, с конструктивной точки зрения, служат всему сооружению еще, в свою очередь, и ядрами жесткости, компенсирующими, то, что отдельные колонны сами по себе не смогли бы удержать всю конструкцию.
       Добавлю, в этом автосалоне предусмотрена система вентиляции шведской фирмы PM VENT, преимущество которой заключается в том, что воздух здесь не перемешивается, а выдавливается в рабочую зону через низкоскоростные распределители, являющиеся при этом элементами интерьера. Поскольку прогреть или охладить столь объемное пространство было задачей исключительно сложной, инженерам пришлось серьезно поломать голову, прежде чем удалось грамотно решить эту проблему.
       Соседний с «Автобиографией» салон «Mazda» реализован в едином с ней объемно-планировочном ключе и по аналогичной функциональной схеме. Однако по размерам здесь все выглядит несколько скромнее, отличия очевидны и в цветовых решениях. Если в первом случае в отделке преобладают серые, стальные цвета с добавлением элементов белого и меди, то для «Mazda» характерно сочетание «серебристого металлика» с синевой и золотом. Само здание этого автоцентра выполнено из железобетонного каркаса с монолитными перекрытиями. В конструкциях наружных стен трехслойные сэндвич-панели, покрытие – профилированный настил по металлическим балкам. Плюс в отделке фасадов широко применены современные витражные системы с однокамерным заполнением энергосберегающим стеклопакетом, композитные кассеты «Алюкобонд», по трехслойным сэндвич-панелям, жалюзийные решетки из оцинкованной стали с многослойным лакокрасочным покрытием.
С. Кривоносов:
– Уверен, что проблемы с проектированием многобрендовых салонов возникают у всех архитекторов. Ведь «сочинить» нечто под одну марку, как в случае с нашим центром «Mazda», заведомо проще. Главной задачей здесь было соблюсти все основные требования, предъявляемые к автосалону представителями единственной фирмы. Прежде всего, следовало архитектурным языком передать динамику бренда, подчеркнутую его свежим слоганом «Zoom-zoom», который как раз таки и олицетворяет скорость и движение. Кроме того, выполнены все условия заказчика по цветовой гамме, которая должно органично сочетать белый, светло-серый и желтый фирменные тона. Несмотря на то, что автосалон «Mazda» получился гораздо меньше, чем «Автобиография», он смотрится самостоятельным объектом со своими привлекательными чертами.
       Любой автосалон должен быть достаточно интересным по экстерьеру, ведь только так он сможет ненарочито привлечь внимание потенциального покупателя, проходящего или проезжающего мимо. К тому же, по мировым стандартам, это подразумевает максимально возможный процент наружного остекления, что позволяет обозреть все выставленные машины.
       В этой связи осмелюсь заметить, что наиболее красивые с архитектурной точки зрения автосалоны проектируются именно в России. Что касается Запада, то там все постройки такого назначения более утилитарны. Чаще всего это маленькие семейные фирмы, где основной упор делают на подержанные машины. Да и, в отличие от Петербурга, располагаются они не на парадных въездах в город и не вдоль крупных автомагистралей. Отсюда совершенно иной уровень градостроительных и объемно-планировочных задач.

С УЧЕТОМ «ПУШКИНСКОЙ» СПЕЦИФИКИ

       Наверное, проще было бы сосредоточиться исключительно на автосалонных проектах, дальше расти и преуспевать в этом направлении. В то же время, строительный рынок весьма многолик и предоставляет архитектору много иных точек приложения творческих усилий. Объединение, как отмечает его директор Ю. Тимофеев, сегодня активно занимается проектированием мало- и многоэтажных домов, целых жилых комплексов и общественных зданий. Работая с заказчиком ООО «Ивестстрой», и генподрядчиком – Антропшинским строительным комбинатом с 1999 г., архитекторы и инженеры «ТИМРУС» получили достаточно богатую практику в этом направлении. В текущем году силами этого триумвирата в г. Пушкине завершается строительство комплекса жилых домов.
С. Кривоносов:
– Когда перед нами была поставлена очередная задача такого рода с условием, что проектируемое на площадке вдоль Павловского шоссе жилье должно получиться относительно недорогим, все было более или менее ясно. Хотя позже выявилась одна дополнительная сложность: квартал расположен не на плоскости, а на рельефе с перепадом до 3,5 м. Если учесть, что в Питере в основном вообще привыкли проектировать плоскостно, нам пришлось решать немало интересных задач. В процессе проектирования мы разрезали рельеф местности на несколько плоскостей, с понижением в сторону шоссе, куда и обратили фасады трехэтажных зданий. Здесь было предусмотрено применение двух цветов кирпича, остекление лоджий, а также традиционного для пушкинской застройки цоколя. Строительство квартала 18210А уже подходит к концу и его начинают благоустраивать.

Проект застройки квартала 18210А в г. Пушкине


       Рядом проектируется отдельно стоящий и состоящий всего из 6 квартир корпус № 20, который разрабатывался совершенно в другом ключе. Это уже дом повышенной комфортности со всеми всевозможными техническими оснащениями. Здесь предусмотрены встроенные термоблоки, т. е. поквартирное отопление, кондиционирование, теплые полы и зимний сад. Заказчик в конце концов позиционировал постройку как достаточно дорогое жилье бизнес-класса, хотя поначалу речь шла о муниципальном уровне. Несмотря на то, что в Пушкине требованиями КГИОПа, как правило, рекомендуются скатные, мансардные крыши, мы пошли по другому пути, сделав их имитацию архитектурными методами, применив развитую систему карнизов. Фактически же это хорошо эксплуатируемая плоская кровля, с которой великолепно стекает вода, а, значит, в будущем у жильцов не будет никаких протечек.
       Еще один жилой комплекс, над проектом которого трудится «ТИМРУС», находится здесь же неподалеку – прямо напротив Софийского собора на территории, ограниченной ул. Гусарской, Парковой и Саперной, а также Красносельским шоссе. Застройка осуществляется в рамках президентской программы обеспечения военных жильем, в которой участвуют пять регионов. Заказчиком и генподрядчиком здесь выступает фирма ЗАО ДСК «Блок», которая в конце марта выиграла госзаказ по лоту №3.

Проект военного городка в г. Пушкине


С. Кривоносов:
– Мы приступили к этой разработке еще в мае. По программе предусмотрено малоэтажное жилое строительство, включающее в себя 3 или 4 этажа, так как, повторюсь, в Пушкине существует зона регулирования застройки, по которой высота зданий не должна быть выше 15 м. Конструктивная особенность этих домов состоит в использовании сборных панелей, при этом снаружи используются не трехслойные, как раньше, а обычный бетон толщиной 140 мм, который после сборки всего фасада утепляется минватой и дальше покрывается декоративным штукатурным слоем. Таким образом, решается наболевший вопрос протечки швов, присущий панельному домостроению. На сегодня у нас закончена рабочая документация всех 16 корпусов, фактически выполнен весь нулевой цикл, и идет монтаж этажей. В этом году ДСК «Блок», планирует закончить семь домов полностью, и уже в сентябре 2007 г. в эти дома въедут новоселы.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>