Нина Тетерина
ГДЕ ИСКАТЬ
КОМПРОМИССЫ?
Татьяна Жукова о функциональной
модернизации исторических зданий













Коллектив мастерской «Петроградская сторона».
Справа – Т. Ф. Жукова
     В числе проектных разработок этого коллектива свое положенное место занимают и объекты современного строительства. Достаточно назвать торговый центр во Всеволожске, который, функционируя уже несколько лет, остается на сегодняшний день крупнейшим в этом городе. Однако основным полем деятельности мастерской, возглавляемой Т. Ф. Жуковой, является именно реконструкция и, как правило, с реставрационным уклоном. Встретившись с Татьяной Федоровной, мы не стали увлекаться описанием и даже перечислением всех выполненных и реализованных проектов. На первый случай было решено обсудить некоторые принципиальные вопросы, относящиеся к сфере реконструкции объектов историко-культурного наследия. Если даже и допустить существование такой категории, как «чистая архитектура», то ответы на многие из них лежат далеко за ее пределами. Недостатка в иллюстрациях к теме также не ощущалось – мастерская, действительно и в первую очередь, известна работами данного направления.
       В такой расстановке приоритетов нет ничего удивительного. Команда Т. Ф. Жуковой образовалась шесть лет назад. Можно вспомнить, что примерно тогда же реставрационная тема получила в Петербурге новое практическое прочтение, и это не в последнюю очередь связывается с подготовкой к 300-летию города. С другой стороны, становилось все более очевидно: жизнь многих объектов наследия удастся продлить, лишь наделив их новой функцией, адекватной изменившимся социально-экономическим условиям. Еще одна предпосылка такой специализации кроется в том, что сама Татьяна Федоровна в большей мере видит и реализует себя именно в области реставрационного проектирования. Так складывалось и до создания мастерской, так продолжается и теперь. Впрочем, в коллективе удалось объединить специалистов разных направлений и школ, и этот синтез был, что называется, предопределен сутью проектных задач, за которые здесь брались. Тот же главный архитектор мастерской, Кирилл Павлович Алексеев, до перехода сюда много лет проработал в проектном институте, занимаясь главным образом новым строительством.
Проект торгового центра
в г. Всеволожске Ленинградской области
Общий вид, центральный вход и интерьеры торгового центра во Всеволожске

Предреставрационная фотофиксация и проект восстановления купола вестибюля Шуваловского дворца
Т. Жукова:
– Нашими силами выполнены проекты нескольких гостиниц, что достаточно актуально для Петербурга с его законными претензиями на роль основного культурно-туристического центра России. Добавлю, что завершены все проектные стадии, предшествующие реконструкции конюшни великого князя Михаила Николаевича (Дворцовая наб., 18), где в дальнейшем будет располагаться архив.
       Немалый объем проектирования выполнен мастерской при подготовке реконструкции домов 44 и 46 на Невском пр. Думаю, и петербуржцы, и гости нашего города уже успели оценить эстетические и функциональные достоинства этих обновленных архитектурных памятников, где сегодня размещается современный торговый комплекс. В его отделке были использованы как традиционные, так и новые строительные материалы и технологии.
       Из сегодняшних работ особенно интересной для нас является подготовка проекта восстановления купола вестибюля Шуваловского дворца. Прежде здесь располагался Центр международного сотрудничества, и здание с офисными помещениями, выставочными залами, музейными экспозициями представляло собой многофункциональный объект. Новый заказчик решил, пожалуй, даже не «сузить», а конкретизировать его функцию. Здесь будет устроен Международный музейный центр, где будут выставляться уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это очень логично в интерьерах редкого по красоте дворца, основным архитектурным элементом которого является вестибюльная группа помещений с упомянутым уже куполом, украшенным лепниной, росписями, облицованным искусственным мрамором. К настоящему моменту сотрудники мастерской произвели обмеры, зафиксировали все сохранившиеся детали. Это достаточно емкий по информационной насыщенности этап, призванный послужить основой для всех дальнейших работ.

       Наше интервью не могло обойтись без вопросов о совместимости старого с новым. В этой связи показалось любопытным: приходится ли архитектору преображаться в расчете, что новая постройка или продукт реконструкции не окажутся в результате некими химерами, странно соединяющими разные черты? И, если «да», то в какой мере?
Т. Жукова:
– Вряд ли необходимо как-то специально «преображаться», учитывая, что мастерская объединяет людей, имеющих и богатую реставрационную практику, и опыт современного проектирования. Одно не только не мешает другому, но и взаимно дополняет. Поэтому работа такого рода, как правило, идет параллельно.
       Примером может служить строительство гостиничного комплекса по 14 линии Васильевского острова на месте зданий, возведенных по проекту Павла Сюзора. Вполне резонны те щепетильно строгие требования, которые КГИОП предъявляет к этому объекту, включая поставленную перед нами задачу полностью воссоздать памятник в исторических объемах и формах. Правда, тут сразу же обнаруживается противоречие: габариты помещений, предусмотренные сюзоровским планировочным решением, крайне малы, чтобы удовлетворить новому набору функциональных характеристик, которые закладываются в задание современным инвестором. Нужен компромисс, и поэтому рядом с воссоздаваемым зданием возникает современное. Причем такое соседство должно быть органично не только потому, что объектам предстоит выполнять смежные и пересекающиеся функции, но в эстетическом отношении. Исходя из этих соображений, новый дом мы стремились нарисовать так, чтобы акцент сохранялся на исторической постройке. Все остальное служит для нее не более чем фоном.

      Несколько иной подход характерен для проекта реконструкции на Невском, 44–46. Здесь фасады были сохранены полностью, а все новшества, в том числе и эскалаторы, без которых нынешний торговый комплекс такого уровня вряд ли сумеет обойтись, вынесены во двор, как бы за пределы охраняемого здания.
    

Входная группа здания на Невском пр., 46,
после реконструкции
В интерьерах торгового комплекса
на Невском пр., 46
Здание филиала Московского купеческого банка (Невский пр., 46) после реконструкции. Вид со двора

   Конкретные пути в полной мере зависят от условий, определенных архитектурно-планировочным заданием. Так, на 14-ой линии В. О. Комитет по охране памятников задал самые жесткие рамки воссоздания объекта, включая точное повторение исторических технологий – кирпича со штукатуркой и лепки. Эти материалы проверены временем, прекрасно стоят в наших условиях и, убеждена, прослужат еще как минимум полтора века. В другом же проекте наша свобода ограничивалась лишь требованием сохранить подлинные формы. Технологическая сторона вопроса была оставлена на усмотрение проектировщика. Здесь мы сочли оптимальным возведение легкого каркаса с заполнением газо- или пенобетоном. В свою очередь, воссоздание деталей архитектурного декора будет производиться по технологии «Атлас», но опять же в современных материалах, которые успели надежно зарекомендовать себя и в питерском климате. Причислять себя к адептам какого-то одного подхода мы и не стремимся. В зависимости от исторической ценности и практического потенциала объекта востребовано может быть все. Тем более что очень многие городские здания требуют реконструкции или ремонта. Другая проблема состоит в появлении достаточного числа платежеспособных заказчиков, но это уже вопрос общеэкономического и законодательного порядка.
       Хочет того архитектор или нет, коммерциализация отношений в сфере недвижимости, включая историческую, трансформирует его роль в проектном процессе. Опыт последних лет свидетельствует, что наиболее острые дискуссии в профессиональной среде вызывает как раз таки строительство в охранных зонах, либо же реконструкция объектов исторического наследия. Для Санкт-Петербурга это особенно характерная тенденция. Автору проекта далеко не так просто найти «золотую середину», стараясь одновременно удовлетворить коммерческим запросам заказчика и ограничениям надзорных инстанций, не забыв при этом и о собственной авторской трактовке задачи.
Главный вход
в торговый комплекс
с Невского пр., 44

Т. Жукова:
– В этом смысле очень показательна наша галерея элитных магазинов на Невском 44–46. Комитет ГИОП поначалу настаивал на безукоснительной точности при воссоздании интерьеров – штукатурок, мрамора, металла, покрытия полов. При этом заказчику многое было или не нужно вовсе, или же просто получалось неоправданно дорого. Что-то не всегда подходило технологически, поскольку тот же мрамор, например, не смог бы выдержать прогнозируемых потоков посетителей. Приходилось лавировать между установками комитета и заказчика и подбирать современные материалы, похожие по фактуре на исторические.
       Еще один проблемный вопрос обычно возникает, когда дело касается распределения площадей. Инвестор заинтересован выжать максимальный «капэдэ» из имеющегося пространства. Прагматизм архитектора диктуется совершенно иными соображениями. Мы, скажем, вынуждены предусмотреть места для подсобных помещений, требуемых по действующим санитарным нормам. Случается, что заказчик упорно отказывается от такого «довеска», вот тогда между нами могут возникать трения. В дополнение ко всему приходится заниматься образованием своей клиентуры, чтобы объяснить ей, например, суть и смысл нормативов. Работа эта сколь непроста, столь и необходима. К чести современного заказчика проекта, он становится все менее безапелляционным при рассмотрении таких вопросов. Сегодня мы чаще всего имеем дело с юридически подкованными людьми. Когда нас спрашивают: «А почему так надо?», их всегда можно отослать к СНИПам и другим документам, а дальше вести речь на уже более понятном языке.

       Интереснейшая пара домов напротив Гостиного двора выделяется на фоне окружающей застройки не только величиной. Изначально они строились как здания двух банков – Сибирского торгового и Московского купеческого. Площадки, с середины XVIII в. использовавшиеся под жилую застройку, в начале XX получили новое общественное назначение и конструктивно-планировочное решение. В известном смысле обе постройки могут считаться памятниками первого пришествия капитализма в Россию. Их облик вполне проявляет функцию и читается как текст.
В интерьерах торгового комплекса на Невском пр., 44 (быв. Здание Сибирского банка)


       Здание Сибирского банка, построенное арх. Б. И. Гиршовичем при участии М. С. Лялевича, решено в стиле неоклассицизма. «Сибирь» представлена здесь льдисто-серым и массивным каменным фасадом. Филиал Московского купеческого, возведенного уже по проекту Л. Н. Бенуа, – самое раннее сооружение в стиле «модерн» на Невском. Снаружи он столь же богато отделан камнем, но на сей раз красноватого тона, что особенно эффектно воспринимается в сочетании с темно-зеленой отделкой верхних этажей. На ясном фоне природы – маски львов. Визуальные параллели с декором соседнего здания очевидны. Но если лев-сибиряк просто грозен, то московский выглядит совершенно разъяренным… Трактовок этих символов, которые архитекторы и тогдашние заказчики нашли нужным оставить в нашей памяти, может быть множество – все зависит от вашей фантазии.
       Нельзя сказать, что среди множества архитектурных памятников Петербурга этот «дуэт» когда-либо претендовал на чрезвычайно выдающуюся роль. Хотя, возможно, именно сегодня более чем интересно понять, какой архитектурой капитализм отметил свое появление в российской действительности.
       К сожалению, как следствие многочисленных перестроек, сейчас в целости можно лицезреть только фасады домов 44 и 46 на Невском проспекте. Их интерьеры существенно изменены. Если в парадной части обновленные элементы старинного декора блестяще передают ощущение роскоши, то торговые залы галерей, напротив, выглядят крайне скромно, ничем не отличаясь от произвольной торговой точки на карте города, принадлежащей той же сети. Таким образом практически реализовалась концепция, сложившаяся в мастерской под давлением обстоятельств: ценность старого фасада при утилитарной простоте нового «двора».
Т. Жукова:
– Сохранение или воспроизводство интерьеров представляет собой серьезнейшую проблему для реконструкции в целом. В описываемом примере в отношении наружного убранства все вопросы были сформулированы КГИОП достаточно четко. В АРЗ детализировалось, как и в каком материале, старинном или современном, будет воспроизведен фасад. Иное дело – внутренние пространства реконструируемых зданий. С интерьерами вообще никогда нельзя сказать ничего окончательного до тех пор, пока прежние наниматели не освободят здание, а строители не вскроют стены. То есть в данном случае присутствует элемент археологии со всеми неожиданностями поиска. Для архитектурной мастерской это сопряжено с большим объемом работы, которую приходится вести параллельно со строительством. Однако главный вопрос состоит в том, что если фасады находятся преимущественно в ведении города, то интерьеры – нередко являются «епархией» заказчика, который определяет назначение помещений. Учитывая, что интересы охранного ведомства и пользователя могут оказаться прямо противоположными, урегулирование этого сложнейшего вопроса лежит на архитектурной мастерской.
       Заказчик заинтересован в получении возможно больших площадей в центре города при самой экономичной отделке. КГИОП, наоборот, хотел бы видеть живыми старинные интерьеры. Действительно, Петербургу свойственна некоторая театральность. Но, представьте, если за старинными фасадами сплошь будут скрываться современно решенные пространства, город просто превратится в декорацию. Кроме того, с потерей интерьеров мы теряем важнейшую образную информацию, вложенную их создателями, и если сегодня она еще не понадобилась, это еще не значит, что она не потребуется никогда. Не менее справедливо и утверждение от обратного: полностью сохранить конструктивно-технологическое наполнение и планировочную структуру помещений при смене назначения исторических объектов вряд ли реально.
Т. Жукова:
– Решений, по меньшей мере, может быть два. Первое – максимально сблизить старую и новую функции здания. Это, во всяком случае, позволит использовать работу первоначальных архитектурных образов по коммерческому максимуму. Второй вариант состоит в эффективном подборе современных материалов и конструкций, позволяющем передать и сохранить прежнее решение целиком, а не только отдельные элементы отделки или строительных конструкций. Сделать это надлежит по возможности так, чтобы реанимированный образ в какой-то мере работал на заказчика.
       Если на фасадах современность отступала перед историей, то в интерьерах, новое, может быть, должно выступать чуть впереди, хотя и на ясном фоне прошлого. В этом случае достигается баланс между старым и новым образами здания.
       На этом пути достаточно много препятствий, и одно из особенно ощутимых – фирменные стандарты арендаторов помещений. С точки зрения петербуржцев, однотипный облик сетевых магазинов в центре воспринимается как потеря. Упрощение питерских интерьеров, действительно, напоминает переплавку испанцами фигурного золота инков, когда более высокая и емкая культура столкнулась с примитивными требованиями тех, кто в ней не особенно нуждался. Этому процессу нужно противостоять, и, быть может, даже не методом запретов, а раскрывая заказчикам и арендаторам особые возможности развития собственного бизнеса в исторических зданиях.

       В случае с домом № 44 по Невскому довольно удачным в этом смысле воспринимается пример эффективного использования архитектурной тональности в коммерческих целях. Здешние кафе и кондитерская «Север» не просто удачно вписались в «нордический образ», более века назад созданный архитекторами Сибирского банка. Он трансформировался в изображение медведя во льдах на фирменных коробках. Сейчас этот логотип используется реже, но долгое время он хорошо работал на контрасте ледяной пустыни и домашнего уюта. Так архитектурный образ здания послужил истоком эффективной торговой марки.
       Начиная с того момента, когда архитектурное проектирование, преодолев все прежние комплексы, устремилось в рынок, человеческие качества автора или коллектива перестали играть определяющую роль в системе налаживания деловых связей. Основным измерителем считалась «условная единица». Больше того, успех, скорее, имел тот, кто мог легко отказаться от всего личного. Долго так продолжаться не могло. Репутация, основанная на взаимном доверии, опять выходит на первые позиции в системе коммерческих ценностей, становится неотъемлемой частью всякого бренда. Поэтому вполне естественно стремление мастерской иметь надежных постоянных заказчиков.
Т. Жукова:
– Безусловно, личные взаимоотношения очень значимы, особенно в Санкт-Петербурге, где все очень тесно переплетено – связаны друг с другом и дома, и люди. Это в равной мере важно как в рамках всего строительного комплекса, так и внутри более узкого круга практикующих зодчих. Скажем, все мы строим, пусть не в экстремальных, но, тем не менее, достаточно сложных гидрогеологических условиях. К тому же, современные объекты очень часто существенно «тяжелее» своих предшественников. Сказываются и их этажность, и внутреннее наполнение. Разумеется, имеются отработанные способы усиления основания в соответствии с условиями конкретного участка. Выбор той или иной конструктивной схемы осуществляется на основании обследования участка строительства.
       На практике конкретная ситуация часто выходит за рамки стандартной, как в силу особенностей самой стройплощадки, так и за счет влияния соседних зданий и ведущихся там работ. В стесненных условиях застройки, если рядом начинают копать котлован без усиления оснований окружающих зданий, то в соседних домах могут не только появиться трещины на стенах, рискует «поплыть» и сам фундамент. Поэтому важно иметь представление о происходящем вокруг. Все мы – строители и архитектурные мастерские – друг друга знаем и чаще всего безвозмездно, на основе взаимопомощи делимся тем, что известно. Случается, правда, приходится информацию выкупать. Но это, пожалуй, исключение: обычно удается договориться, поскольку мир тесен – уже завтра участники таких переговоров могут поменяться местами.
       Сейчас в систему проектирования законодательно вводится новый этап работ – составление Проекта планировки, в процессе которого определяется возможность нового строительства на данном участке.
       Здесь должны содержаться сведения об уже существующих на данной территории объектах и их состоянии, о сложившихся имущественных комплексах. Это одна из очень важных сторон дела. В своей основе документ также касается вопросов землепользования и доли собственников на этих участках, чтобы проектировщики могли избежать конфликта с чьими-то имущественными интересами. Кроме того, это стимулирует грамотный подход к вопросам сохранности существующих строений. Теперь, прежде чем копать котлован, фундаменты соседних зданий обязательно должны быть усилены. Это новая система государственных правил, которые только вступают в силу.

       Новая схема, по мнению Татьяны Федоровны, свидетельствует, что эмпирический большей частью опыт работы архитектурных коллективов обобщается на государственном уровне. В числе прочего, это свидетельствует о переходе к иной системе градостроительных правил, которая заметно избавит архитекторов от решения формальных задач. Что касается перспективы, то она сулит надежду на переход к более творческому режиму работы.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>