Игорь Разживин
"НОВОЕ ОКНО" В ЕВРОПУ
GENSLER ОТЧИТАЛСЯ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ. «ОБСУЖДЕНИЕ СЛЕДУЕТ…»












Заседание градосовета Санкт-Петербурга 30 ноября абсолютно не походило на традиционные – с монологами автора и рецензентов, репликами и вопросами слушателей, а также обязательным вынесением вердикта по представленному проекту. С самого начала главный архитектор города Александр Викторов предупредил: ничего такого на этот раз не предвидится, членам совета на первый раз представят общие контуры разработки, дадут время подумать и меньше месяца спустя попросят собраться вновь, чтобы тогда уже дать взвешенную оценку предложениям фирмы Gensler по застройке намывной территории в западной части Васильевского острова. Несмотря на некоторую обескураженность питерских архитекторов, многие из которых после такой преамбулы еще долго не могли взять в толк, что от них в данном случае требуется, такой формат встречи можно считать вполне допустимым для конкретного случая. По своей инновационной сути проект стоит особняком от всего остального – это не некое вновь застраиваемое или реконструируемое «пятно» на карте города, и формально речь идет о земле, которой пока еще не существует в природе.

       Взяв микрофон у председателя КГА, генеральный директор Управляющей компании «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов, тем не менее, сообщил, что в этом году уже было намыто 35 га площадей. Всего же Васильевский остров намечается «дорастить» 476 га новых территорий, застройка которых, по предварительным оценкам, составит около 6 млн м2. Структурироваться эта площадь будет по такой предварительной схеме: 1,807 млн м2 офисов, 3,312 млн м2 жилья, 258,5 тыс. м2 общественных зданий и сооружений, 213 тыс. м2 торговых площадей и 197 тыс. м2 гостиниц. Совокупная стоимость всех запланированных работ оценивается в $ 3 млрд. К 1 сентября 2006 г. на углубление подходного канала и намыв территории для будущего порта уже потрачено 442 млн рублей частных инвестиций и 1,37 млрд. – федеральных средств. Проект планировки, представленный компанией Gensler пока что в эскизном варианте, создается как многофакторный продукт. При его разработке, наряду с основной идеей формирования новой комфортной жилой среды и общественных пространств, учитывается целый ряд объективных обстоятельств. Здесь подразумеваются местоположение и границы будущего морского пассажирского порта, организация системы транспортного обеспечения в увязке с Западным скоростным диаметром и улично-дорожной сетью Васильевского острова, включение в ландшафт района зеленых зон и водных пространств, необходимость сохранения визуального коридора по оси р. Смоленки и создания выразительной морской панорамы города. Ш. Кары-Ниязов настойчиво попросил членов градостроительного совета на настоящей стадии рассмотрения ограничиться действительно конструктивными вопросами. Такой подход, по его мнению, должен будет помочь проектировщикам в ближайшей работе.

       Советник президента компании Олег Харченко в своем выступлении оказался краток в той мере, насколько это было возможно. Он еще раз остановился на вопросах функционального зонирования и очередности освоения территории намыва и уточнил формулировку условия задачи, поставленной перед проектировщиками. У «АРДИС» нет особой нужды повторяться, цитируя Олега Андреевича, с учетом, что в нашем прошлом выпуске (№ 3/31–2006) было опубликовано подробное интервью с ним на данную тему под названием «Новое окно» в Европу. Суть задачи и масштабы проблемы». Напомним лишь, что к достоинствам намытых земель, кроме органичной пространственной связи с местами исторической застройки и наличия морского вокзала, относятся удачные транспортные выходы на основные магистрали и отсутствие необходимости заниматься расселением физических лиц или передислокацией юридических. Основополагающей выступает цель интегрировать новые территории в планировочную структуру Петербурга, исходя из его градостроительных особенностей, архитектурных традиций и общепринятых экологических норм. Одновременно придается дополнительный импульс развитию прилегающего пространства и всего города в целом. В то же время, как подчеркнул архитектор, к настоящему моменту правовая основа регулирования отношений между городом и застройщиком по всем основным вопросам предстоящего строительства на «намыве» до конца не сформирована. Решить эту проблему можно, подготовив пакет соответствующей граддокументации. В первую очередь, необходим проект планировки, и на его создании сегодня сосредоточены совместные усилия Управляющей компании и Gensler. Прошлой весной УК «Морской фасад», имея на выбор четырех претендентов, остановилась именно на этом зарубежном партнере, приняв во внимание, прежде всего, его опыт выполнения похожих проектов в Дубае, Австралии, Китае. Эта транснациональная компания с главной штаб-квартирой в США, имеет офисы во многих других странах мира. Российская сторона непосредственно контактирует с ее британским отделением. Что касается последовательности освоения намывной территории, то прежде всего намечено построить порт, который должен принять первые суда уже в 2008 г., затем наступит очередь ввода жилых районов. Реализация проекта завершится созданием деловой зоны.

       Свое выступление партнер Gensler Яан Малкахи предварил показом специальной видеопрезентации. Ролик некоторое время назад демонстрировался участникам и гостям петербургского саммита G8 в качестве достойной иллюстрации того, с какой нарастающей силой интеграционные и инвестиционные процессы сказываются на определенных сторонах жизни северной столицы. Концептуальное видение разработчиками перспектив застройки намывных территорий в этом материале было представлено достаточно ярко и, несмотря на лаконичность жанра, – весьма подробно. Теперь ясно, что от первоначальной идеи разделить новую территорию на несколько островов они решили отказаться. «Нам не удалось сделать каналы между ними проточными. Поэтому остается только один остров – на Севере намыва. Именно здесь сосредоточится бизнес-составляющая жизни Морского фасада Петербурга. Мы предлагаем вернуть Васильевскому острову статус делового центра города, который был ему присущ в петровские времена», – пояснил г-н Малкахи и продолжил: «Старую и новую территории В. О. будет разделять трасса Западного скоростного диаметра. В южной части намывных земель расположатся по преимуществу жилые кварталы. По всем расчетам, численность проживающего здесь населения составит около 102 тыс. человек. Приблизительно такой же порядок цифр характеризует количество вновь открывающихся на намывной территории рабочих мест. Соответственно, наиболее плотная застройка планируется на юге и в деловой северной зоне. Кроме того, наш проект предусматривает сооружение в названных местах емких и доступных парковок. Причем они не будут обычными, в несколько уровней, а такими, что там станет можно укрываться от непогоды и также свободно перемещаться по ним из одного квартала в другой. Центральная часть намывной территории включает морской порт, крупные общественные сооружения (Дворец конгрессов, стадион и т. п.), торговые галереи, комплексы и отели. При анализе градостроительной ситуации становилось все очевиднее, что сама по себе нынешняя западная оконечность Васильевского острова выглядит в сравнении с остальным историческим центром Петербурга наименее ухоженно, и здесь, к сожалению, нет каких-либо объектов, знаковых в культурном и архитектурном отношении. Мы намерены исправить ситуацию, расположив здесь, допустим, филиалы Эрмитажа, Публичной библиотеки и, к примеру, филармонии».

       Г-н Алан Харбинсон, представитель Вuro Happold, компании, ведущей инженерные разделы проекта, взял на себя труд в основных чертах проинформировать градостроительный совет по вопросам инфраструктурного характера. Он, в частности, представил один из вариантов предварительного решения данной градостроительной задачи на основе компьютерной модели распределения автомобильных и пешеходных потоков, а также сообщил, что проектировщики предлагают продлить Невско-Василеостровскую линию метро от «Приморской» еще на две станции. Транспортная тема всегда являлась для Петербурга крайне «тяжелой», поэтому о нее, как правило, «спотыкаются» многие интересные градостроительные замыслы. Члены совета уверены, что одним только развитием метрополитена, даже с учетом неизбежного ввода в строй Западного скоростного диаметра, проблемы не решить. Как заявил архитектор Вячеслав Ухов, после реализации проекта Васильевский остров фактически увеличится на треть. Туристы, работники офисов и жители кварталов, расположенных в районе порта, будут стремиться попасть в центр. Чтобы справиться с этим потоком, понадобятся еще одна набережная на северной границе Васильевского острова и как минимум два моста, соединяющие его с центром и с Петроградской стороной. Эти объекты вообще не предусмотрены, тогда как одно только строительство предлагаемых станций, уже заявляют в Метрополитене, может обойтись в $ 200 млн. С одной стороны, несколько успокаивает то, что сооружение метро должно компенсироваться из федеральных источников, но, с другой, – это же и настораживает. Известно, насколько долго и мучительно пробиваются вопросы финансирования из госбюджетных источников. Зам. председателя КГА Виктор Полищук вообще был категоричен, поставив успех реализации проекта планировки в прямую зависимость от учета зарубежными проектировщиками наших нормативных требований и субъективных реалий. Еще один известный петербургский архитектор Никита Явейн, в свою очередь, отметил отсутствие в новом районе детских садов и школ, но это, как выяснилось – дело будущего, и все, что положено по российским нормам организации социальной инфраструктуры жилых комплексов, будет уточнено и включено в разработку. В целом же, подводя черту сказанному и услышанному, президент СПбСА Владимир Попов предложил коллегам не торопиться с выводами и предостережениями, отложив их до 22 декабря, когда Градостроительный Совет Санкт-Петербурга рассмотрит разработку во всех деталях.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>