Андрей Ильин
Елена Иванова













ТСК «ИРБИС» НА УСТРОЙСТВЕ ПОЛОВ И ОТДЕЛКЕ
ЛЕСТНИЦ НОВОЙ СЦЕНЫ ЗНАМЕНИТОГО ТЕАТРА

       Начнем с прописной истины. Как правило, реконструкция здания предпринимается, когда заказчику необходимо в той или иной мере изменить функциональное назначение постройки, а содержание и объемы работ будут варьироваться в зависимости от условия поставленной задачи. В любом случае, как от проектировщика, так и от подрядчика здесь потребуются такие решения, которые в обычном строительстве были бы непременно признаны неординарными.
       В описываемой ситуации речь идет о реконструкции, не имевшей в прошлом аналогов в Петербурге – имеются в виду и сроки, и масштабы, и ее кардинальный характер. В прошлом номере «АРДИС» достаточно подробно рассказывалось о предыстории и начальных этапах реализации этого проекта, который является и национальным, и международным одновременно.

       Оставим на время в стороне реставрационную составляющую. Хотя есть смысл напомнить, что в этом шретеровском здании, стоящем на углу нынешних улиц Писарева и Декабристов, на протяжении века с лишним располагались декорационно-реквизиторские мастерские и хранилище (поначалу всех императорских театров Петербурга, а после революции – только Мариинского, позже переименованного в Кировский и лишь относительно недавно вернувшего свое историческое имя). Сразу становятся очевидны два обстоятельства, придающие особую специфику данному проекту. Во-первых, его авторам пришлось иметь дело с памятником петербургского и российского зодчества, что называется, «первой величины». Во-вторых, даже далекий от строительной темы человек без особого труда поймет: производственно-складские помещения начала XX в. и концертный зал современного уровня – это две разные вещи. Повторимся также, что не случись в этом здании сентябрьского пожара 2003 г., ни о каком превращении бывшего Декорационного магазина и салона В. А. Шретера в новую площадку для выступлений оркестра и труппы Мариинского театра, а также гастролирующих в Петербурге музыкантов, вероятнее всего, никто еще очень долго бы не помышлял.
       Но случилось то, что случилось. Сегодня работы по реконструкции этого памятника по проекту Ксавье Фабра идут полным ходом, отдельные их этапы близки к завершению. В реализации смелых идей французского архитектора и его петербургского коллеги Рафаэля Даянова в рамках генерального подряда, выигранного компанией «НЕВИСС-комплекс», задействовано множество фирм, отечественных и зарубежных, специализирующихся в самых разных областях строительства. О некоторых из них мы рассказывали в наших прошлых публикациях.

Полы из синтетического каучука NORAPLAN UNI
в интерьерах
бутика «День & Ночь»

       Продолжая тему, представим еще одного участника проекта – Торгово-строительную компанию «ИРБИС». Ее презентация на страницах «АРДИС» состоялась только недавно – в статье «Эксклюзивные полы и европейские стандарты» (№1[29]-2006), – тогда как компания, выступая одним из лидеров в поставках профессиональных напольных покрытий, отлично известна на российском строительном рынке еще с 1994 года. В ходе подготовки той публикации мы сосредоточились преимущественно на новых и реконструируемых промышленных объектах, где использовались материалы и технологии, продвигаемые «ИРБИС». Общественные здания и интерьеры были незаслуженно обойдены стороной. Теперь появился удачный повод ликвидировать этот пробел, рассказав об этом направлении работы компании применительно к объекту, где по определению не может быть никаких мелочей ни в чем, в том числе в отделочных материалах и деталях.
       Только дилетанту может показаться, будто бы от качества и параметрических особенностей полов на сценических площадках и в каждом из помещений всей сложнейшей театральной инфраструктуры мало что зависит. В наши дни понятие «подмостки» воспринимается скорее как некая условная метафора. Зрители и слушатели становятся год от года все взыскательнее к каждой из деталей, формирующих пространство, скажем, концертного зала. Да и подумать, чем мы хуже европейских театралов, уже давно привыкших внимать звукам музыки в идеально сконструированных залах, исключающих малейшие акустические искажения. Аналогично наши артисты и музыканты, которым не пристало репетировать и выступать в мало пригодных для этого помещениях. Оказывается, что, например, пол из «неправильных» материалов, или некачественно уложенный, может давать эффект резонанса. Во избежание этого, например, полы в т. н. «распевочной» комнате 3-й сцены специалисты компании «ИРБИС» покрывали специальным акустическим линолеумом.

Профессиональные полы и облицовка лестниц
в интерьерах торгово-развлекательного
комплекса «Гулливер»

       Что касается долговечности и прочности напольных покрытий, это подразумевается само собой. Немалые расходы, которые позволяет себе заказчик, должны быть обоснованы и в этом аспекте. Чем короче срок службы пола, тем чаще ему придется тратиться на его ремонт, подновления и замену. Если устройство полов в последнее время стало признаваться одним из крайне ответственных этапов в строительстве и реконструкции любых площадей, то в случаях, когда эти самые площади планируется использовать под театрально-концертную функцию, важность такой составляющей возрастает на порядок. Добавьте сюда известную требовательность Валерия Гергиева к каждой организационно-бытовой детали. А что, положение руководителя ведущего и наиболее успешно развивающегося на сегодняшний день оперно-балетного коллектива России только к такому отношению и обязывает. В итоге получается, что, занимаясь устройством полов в объеме своего субподряда по созданию «Маринки-3», ТСК «ИРБИС» решало целый ряд принципиально новых и исключительно сложных задач, применяя комплекс материалов и технологий нового поколения. Как и в большинстве своих прошлых работ, компания отдает предпочтение западноевропейским разработкам, не раз проверенным в деле.
       Юрий Молотков, директор по строительству ТСК «Ирбис»:
       – Рынок строительных материалов сегодня настолько разнообразен по ассортименту, инструментарию и динамичен, что не всякому подрядчику, а тем более заказчику, оказывается под силу сориентироваться в совокупности всех его предложений, потоке технологий, а также грамотно их применить. Казалось бы, задача изначально ясна и существует нацеленность на конечный результат, но без компетентных услуг и консультаций здесь не обойтись. Наша компания, профессионально занимающаяся напольными покрытиями, осуществляет устройство полов, начиная с нулевого цикла. Мы производим все виды силовых полов (бетонных плит), устройство гидроизоляции, стяжек и финишное покрытие.
       Только на карте Петербурга можно показать не один десяток объектов, для которых «ИРБИС» осуществил либо поставку соответствующих материалов с технологической поддержкой, либо же самостоятельно выполнил устройство пола по полному циклу. Можно вспомнить хотя бы первый в строительной истории нашего города опыт использования кислотоупорной плитки для промышленных напольных покрытий, проводником которого выступили именно мы. Стартовым объектом стал пивоваренный гигант «Тинькофф», следующим – мясоперерабатывающий комбинат «Рубеж». Здесь мы, как обычно, сработали без малейших нареканий со стороны заказчика. Работа компании за 12 лет не вызвала ни одной рекламации! Иначе и быть не могло – подбор материала и в этих случаях был максимально увязан с технологией производства на заводах, во главу угла ставились долговечность покрытия, его устойчивость к нагрузкам, износу и агрессивным средам. Плюс свою роль сыграли квалификация наших специалистов, прошедших обучение за рубежом по специальной программе в Henkel-Bautecnik, и соответствующее качество выполненной нами работы. Немаловажным оказался и ценовой критерий. Кислотоупорное покрытие получилось существенно долговечнее и, соответственно, дешевле более традиционного для таких производств пола из полимеров (в расчете на сроки эксплуатации). Сейчас, кроме «Мариинки-3», специалисты ТСК «ИРБИС» делают силовые полы на «Ижорском заводе», где заказчиком выступает компания Siemens, планируя на данных площадях разместить оборудование для изготовления турбин весом от 30 до 50 т.

Устройство чистовых полов и отделка лестниц
в ходе строительства нового концертного
зала Мариинского театра

       Я специально зашел так издалека, чтобы объяснить, почему субподряд на устройство чистовых полов, а также отделку ряда ее лестниц в реконструируемых помещениях 3-й сцены Мариинского театра, достался именно нам. Вообще в нашей практике бывали эпизоды, когда от некоторых объектов в городе, даже выиграв тендер, нам приходилось отказываться. Причина довольно проста – в компании никогда не было принято нарушать технологический процесс в угоду сиюминутной выгоде, а от нас порой ждали именно этого. Куда важнее уберечь и по возможности преумножить свою репутацию профессионалов на рынке напольных покрытий. Чтобы убедиться в ее заслуженности, достаточно прогуляться по торговому комплексу «Гулливер», заглянуть в клинику «Меди», побывать во многих других общественных зданиях и промышленных предприятиях Петербурга.
       В случае с «Мариинкой» нам гарантировалась определенная свобода принятия решений в пределах своей компетенции, но, оговорюсь, в границах общей архитектурной концепции и наших жестких технологических параметров. Это вполне устраивало «ИРБИС», к тому же автор проекта реконструкции К. Фабр изначально сделал ставку на применение самых качественных и современных материалов. В отношении напольных покрытий французский архитектор оказался настолько же требовательным, как и ко всему остальному.
       Об эксклюзивных полах в качестве одного из направлений нашей специализации в своем предыдущем интервью я упомянул только вскользь. На примере нашего участия в работах по строительству нового концертного зала об этом можно говорить более предметно. Какие технологии конкретно применять в том или ином случае, зависит от конкретной функции помещения и комплекса проектных задач. Скажем, в отдельных ситуациях это могут быть специальные спортивные покрытия, или что-то еще. А вот для помещений и лестниц новой сцены после внимательного анализа проекта мы решили использовать относительно новую пока еще разработку – синтетический каучук NORAPLAN UNI немецкого производства. Его характеристики как нельзя лучше отвечают функциональному назначению полов помещений зала. Надо сказать, что опыт применения данного материала в арсенале компании к этому моменту уже был. Именно такими полами, устроенными нашими силами, отличается один из модных питерских бутиков «День & Ночь», оригинальная стилистика которого разработана дизайнерами на манер «потеряться в пространстве». Синтетический каучук также использовался нами еще в целом ряде магазинов и кафе города.
       Разные фирмы предлагали и более дешевые напольные покрытия, но, оценив все «за» и «против», проектировщик остановился именно на нашем варианте. Отмечу, что синтетическим каучуком новшества при устройстве полов помещений 3-й сцены не ограничились. Здесь используется целая система эксклюзивных материалов, которые в отечественной строительной практике еще весьма и весьма необычны. Когда, к примеру, мсье Фабр подводил итог рассмотрению вариантов напольного покрытия для «распевочной» комнаты, то сказал лишь одну и примерно такую фразу: «Да, здесь должен быть именно акустический линолеум, иначе артисты не сумеют нормально готовиться к выходу на сцену». Часть наших работ на этом объекте сосредоточена на отделке двух лестниц из керамического гранита, и еще четырех - из английского ПВХ-покрытия Altro. Недавно приезжавший в Петербург К. Фабр, посмотрев на то, что уже сделано, остался доволен. Позитивная оценка в плане авторского надзора всегда важна для подрядной организации. Да и мы в целом удовлетворены. Единственное неудобство состоит в том, что нам надо уложиться в определенный срок, а на объекте, кроме «ИРБИСА», заняты и другие фирмы, которые, не всегда укладываясь в общий график, не в полной мере позволяют нам ритмично выполнять свою работу.
       Убежден, что материалы и технологии, применяемые нами на строительстве новой сцены Мариинского театра, в перспективе будут широко востребованы. Мы как-никак живем в культурной столице России.

Торгово-строительная
компания «ИРБИС»
193019, СПб.,
ул. Качалова, 9, оф. 208
Тел. +7(812) 332-2757 (многоканальный),
+7(812) 972-1980
E-mail: [email protected]
www.piterstroi.ru

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>