Мария Троицкая
«КАПИТЕЛЬ»:
СТАВКА НА ОПЫТ














Ведущий специалист по природному камню Александр Сараджев (слева) и главный специалист по реставрации Сергей Добродумов

       В последний июньский день 2006 года абсолютный аншлаг в Мюзик-холле был вполне предсказуем. По крайней мере, у нас в городе реставрация представлена впечатляющим числом фирм и занятых на ее поприще людей. Хотя, по правде сказать, формального статуса самостоятельной отрасли в российском государственном реестре она все еще не получила. Такое предложение, родившееся, кстати, именно в Петербурге, настойчиво пробивает себе дорогу сквозь коридоры федеральной власти и, будем надеяться, рано или поздно будет ею принято. Вот и столь замечательный повод собраться вместе, на коллег посмотреть и себя показать – торжественный вечер, посвященный 61-ой годовщине ленинградской реставрационной школы, – у питерских мастеров выдался впервые.
На долю Научно-производственной реставрационной компании «Капитель» досталось 27 пригласительных. Наверное, не рекорд, но редко какое из специализированных петербургских предприятий могло делегировать на праздничный вечер такое количество своих сотрудников, отвечающих критерию продолжительности работы в реставрации, установленному организаторами торжества, – минимум двадцать лет профессионального стажа. Отметим, что как юридическое лицо компания зарегистрирована лишь в 2004 году. Между тем, ни малейшего противоречия, как выяснилось в ходе нашей встречи с руководством «Капители», в такой ситуации нет. Основное ядро коллектива – выходцы из СНПО «Реставратор». О ликвидации этой структуры, пришедшейся на постперестроечные годы, все теперь вспоминают не иначе как с сожалением. В послужном списке практически у каждого из специалистов ООО «Капитель» объемный список сложных и ответственных работ по сохранению, восстановлению и воссозданию объектов архитектурного и историко-культурного наследия не только в северной столице, но и далеко за ее пределами. Немало в компании и не попавших тогда в Мюзик-холл просто потому, что стаж не «дотянул» до упомянутых двух десятков лет всего-то чуть-чуть.

Реконструкция бывшего кабинета Сталина. Москва. Большой Кремлевский дворец

А. Ю. Сараджев, ведущий специалист ООО «Капитель» по природному камню:
– Что касается, например, лично меня, то особенно горжусь своим участием в работах на Инженерном замке и, в целом, по Русскому музею, во многих реставрационных проектах в Пушкине, восстановлении храма Спаса-на-Крови, северного фасада Исаакиевского собора, бывшего сталинского кабинета в Большом Кремлевском Дворце. Всего не перечислишь, и когда, скажем, удается даже просто так прогуляться по городу, всякий раз ловишь себя на мысли: вот этим памятником довелось заниматься, а вот здесь, допустим, пришлось делать то-то и то-то… Приходят на память мельчайшие нюансы проблем, которые возникали, и то, как они решались. Или, того больше, оцениваешь насколько нуждается в реставрационном вмешательстве тот или иной исторический объект. Мы ведь смотрим на Петербург и его достопримечательности не глазами туриста или обывателя, а профессиональным взглядом. Аналогичные ощущения, убежден, испытывает практически каждый из моих коллег по работе в «Капители».

Реставрация мозаичных полов Морского Собрания

       Именно на опыт персонала, понимая, что в реставрации он ценен, как, пожалуй, больше нигде, и сделали почти три года назад свою ставку авторы идеи создания и учредители нового предприятия – два брата Михаил Алексеевич и Сергей Алексеевич Добродумовы. Среди отозвавшихся на приглашение работать здесь, похоже, преобладали энтузиасты и люди искренне заинтересованные в том, чтобы ленинградская школа реставрации продолжила развите и в новых экономических реалиях.
Н. Г. Гаврилов, главный инженер ООО «Капитель»:
– Когда позвали меня, я уже отошел на пенсию, имея в послужном списке 15 лет работы в реставрации. И хотя к тому моменту у меня уже стала вырабатываться привычка к «заслуженному отдыху», этой инициативой проникся настолько, что уже никакие уговоры родных и близких оказались не в силах остановить желание вернуться к любимому делу. Вдобавок, чувствовал в себе возможности и желание успеть сделать как можно больше. То, чем пришлось заниматься на новом месте, включая весь сложный клубок организационных вопросов – согласования, техника безопасности, организация поставок материалов и т.д., – было уже не раз изучено и пройдено на практике, в том числе методом проб и ошибок. Оставалось только направить эти знания и навыки в нужное фирме русло. Впрочем, и никого из наших специалистов учить работе не пришлось.

Благоустройство территории
с элементами ландшафтного дизайна. Москва-Жуковка. Яблоневый сад

       Тем не менее, почти все пришлось начинать «с нуля» – не было ни особого стартового капитала, ни надлежащей материально-технической базы – только кадры, которые, действительно, при правильной постановке дела «решают все». Встали вопросы, в какое русло направить этот солидный потенциал и где на первых порах сумеют лучше всего себя проявить специалисты, имеющие за плечами уникальную практику разработки и воплощения реставрационных проектов. Сначала сосредоточились на подготовке сметных расчетов. Тогда-то компания и вошла в профсоюз сметчиков. Разработка проектно-сметной документации для работ на объектах культурного наследия – вопрос тонкий, на сегодня во многом проблемный. В наши дни проблема ценообразования в реставрации все активнее дискутируется в профессиональных кругах. Дополнительным импульсом к этому послужила новая схема организации тендерных конкурсов. Умышленное занижение смет и, как результат, неудовлетворительное качество работ уже успели стать «притчей во языцех» в кругах специалистов. За последними примерами недобросовестной реставрации, к сожалению, теперь далеко ходить не надо и у нас в Петербурге.

Элемент ландшафта. Искуственный водоем
замкнутого цикла с аэрацией и фильтрацией.

       К чести ООО «Капитель», сметное направление ее деятельности было изначально выстроено с учетом обязательного использования научно-обоснованных реставрационных технологий и применения исторических материалов. Этот подход признается приоритетным во всем – от проектов реставрации объектов малых архитектурных форм до связанных с возрождением особо ценных культовых зданий и сооружений. Так же и с приспособлением памятников под современные и уже качественно иные функции, что сейчас само по себе не просто модно, но и имеет актуальную экономическую подоплеку. Параллельно «Капитель» занялась разработкой проектов, методик и технологий инженерного укрепления, консервации и защиты объектов культурного наследия, преуспев также и на этом участке. Во всех случаях успех был «запрограммирован» уровнем профессиональной подготовки специалистов.

Отреставрированный камин в интерьерах здания
на Театральной пл., 3

       В скором времени у компании появились все основания выдвинуть на первое место в карте своей специализации научные исследования и изыскания в сфере охраны и восстановления памятников. В рамках данного направления предприятие выполняет практически весь необходимый комплекс предреставрационных операций. Это и архитектурные исследования, и инженерно-техническое обследование конструкций, и мониторинг состояния объектов, и многое другое из того, что, как правило, должно предшествовать началу работ.
       Известно, что теория без практики мертва. Уже в первый год своего существования предприятие, параллельно и поэтапно решая вопросы своего технического оснащения и структуризации производства, стало браться за выполнение конкретных реставрационных заданий.
С. А. Добродумов, главный специалист ООО «Капитель» по реставрации:
– Начинали, как и полагается, с малого. В бывшем ДК им. Ильича (ныне Культурно-досуговый центр «Московский») нами были выполнены демонтаж, монтаж и воссоздание крыльца с козырьком на входе с ул. Рощинской. Правда, прямо на будущий год участие «Капители» в приведении этого объекта в порядок продолжилось. Здесь был проведен ремонт бойлерной, включающий электромонтажные работы. В 2004 г. мы осуществили реставрацию гранитного памятника по заказу якутской компании «АЛРОСА». Отчего-то так складывается, что с территориями Крайнего Севера у нас выстраиваются неплохие и перспективные контакты. Например, сейчас мы привлечены к реставрации здания представительства Чукотского АО в Петербурге.

Интерьерно-реставрационные работы по частным заказам

       Добавлю, что в 2004 г. были отреставрированы 7 резных золоченых рам для Государственного Русского музея. В его стенах, кстати, на сегодняшний день располагается наша постоянная производственная база – связи у нас тесные и проверенные временем. Примерно в тот же период музей поручил «Капители» воссоздание (включая разработку проектов) и реставрацию 14 постаментов из искусственного и натурального мрамора. Эта большая работа, начатая в 2004 г., продолжается и по сей день. Забегая чуть вперед, отмечу, что на следующий год здесь были воссозданы еще шесть пьедесталов и отреставрированы две музейные витрины из волнистой березы. Семнадцать постаментов искусственного мрамора восстановлены или же полностью воссозданы для Инженерного замка.

Реставрационный ремонт фасада (ул. Куйбышева, 10), быв. доходный дом Крызенкова

       Заключив договор о долгосрочном сотрудничестве с компанией «Реставрационно-обследовательский центр», наша фирма приступила к выполнению комплекса научных исследований и подготовке методик по реставрации объектов Александро-Свирского мужского монастыря в д. Старая Слобода Лодейнопольского района. В первый год здесь были отремонтированы фасад и кровля Покровской церкви. Примечательно, что часть этих работ, которые в целом рассчитаны на долголетнюю перспективу, была осуществлена «Капителью» на безвозмездно-благотворительных началах. В дальнейшем мы намерены продолжить такой формат своего участия в возрождении обители. Также компания разработала и своими силами реализовала проект воссоздания кирпичной ограды на петербургском подворье этого монастыря (ул. Челиева, 10) с устройством фундаментов, оштукатуриванием и окраской.

Реставрация рам для Русского
Государственного музея

       В конце лета 2005 г. в Мраморном дворце проходила тематическая выставка «Одеть картину. Художественные рамы России XIX – начала XX вв.», где экспонировались наши работы. В общей сложности за тот год мы отреставрировали 8 уникальных резных золоченых рам Михайловского дворца и продолжаем эту работу.
       Большим разнообразием всего выполненного нами характеризовался прошлый год. Участвуя в губернаторской фасадной программе, компания начала, а этой весной продолжила наружный реставрационный ремонт дома на ул. Куйбышева, 10. Кроме того, была составлена сметная документация по реставрации фасадов десяти зданий, включенных в реестры историко-культурного наследия. Интересными в творческом плане явились для мастеров компании работы по реставрации интерьеров в бывшем здании Экспедиции государственных доходов (известном также как «Дом с четырьмя колоннадами») на Садовой ул., 12. В вестибюле филфака СПбГУ мы воссоздали мраморный камин, а в другом здании этого факультета на 10 линии В. О. произвели капитальный ремонт всех помещений 3 и 4 этажей.
М. А. Добродумов, генеральный директор ООО «Капитель»:
– Также в разное время были подготовлены сметы на работы в знаменитых петербургских дворцах (ремонт подвальных помещений Шуваловского и реставрацию интерьеров Юсуповского), обследовано состояние лицевого фасада здания Петербургского горвоенкомата на Английском пр., 8-10, с составлением и согласованием требуемой проектно-сметной документации. Здесь мы приводим примеры своих наиболее заметных и сложных работ. А вот подводить итоги текущего реставрационного сезона, считаю, еще преждевременно, учитывая, что сейчас он как раз находится в самом разгаре. Но заранее замечу, чем проблемнее задача, тем большее удовлетворение получаешь, справившись с ней.
В. И. Елизаров, начальник участка ООО «Капитель» в Петергофе:
– Предприятию, к счастью, не понадобилось завоевывать репутацию у органов охраны памятников, доказывать ее коллегам или руководству учреждений-заказчиков. Вот и в ГМЗ «Петергоф» нам доверена реставрация резных багетов картин, произведений живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, мебели, камня и т. д. Объем заданий большой, но оперативно решать вопросы помогает то, что мы работаем напрямую с дирекцией музея-заповедника. Вообще, одна из особенностей нашего ремесла предполагает, что внутри большого реставрационного цеха почти все не только знакомы друг с другом, но и отлично представляют, на что каждый способен. Тем более, что за последние 10-15 лет какой-то заметной кадровой ротации в отрасли не происходило. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что без стабильных и опытных специалистов реставрация не может существовать. Но всякий человек имеет обыкновение стареть, по возрасту уходя из профессии, и когда ему не находится замены – это плохо. При всей уникальности нашего реставрационного лицея, вряд ли ему будет под силу в ближайшее время ликвидировать сложившийся дефицит кадров. Во времена НПСО «Реставратор» молодежь проходила практику прямо у нас на объектах. Теперь с этим сложнее. По большому счету, люди, которыми данное учебное заведение пополняет наши профессиональные ряды, еще не являются никакими специалистами. В лучшем случае это уровень 3-4 разряда. Следовательно, ничего более или менее серьезного на начальном этапе им поручить нельзя. Каждого необходимо, так сказать, еще долго доводить до ума. Это естественный процесс, но когда мастеру даются несколько человек в подсобники, то он зачастую вместо основной работы больше вынужден следить, чтобы ученики ничего не напортили.
М.А. Добродумов, генеральный директор ООО «Капитель»:
– Но и эта, и другие проблемы вполне решаемы, если к ним подходить творчески и профессионально. За неполных три года мы создали неплохую производственную базу и планируем ее расширять. Возможности ООО «Капитель» позволяют выполнять работы самого широкого спектра, включая реставрацию и воссоздание деревянных конструкций и деталей, резьбы, мебели из ценных пород дерева, позолоты, паркетных полов, штукатурной отделки и окрасок, архитектурно-лепного декора, конструкций и элементов убранства из естественного камня, облицовки из искусственного мрамора, монументальной и станковой живописи и скульптуры. Поэтому в списке наших заказчиков присутствуют не только государственные организации и бизнес-структуры, но также частные коллекционеры и антиквары. К каждой работе, независимо от ее объема и условно исторической значимости наши люди подходят как к единственной и неповторимой. Этот принцип чем-то сродни тому, который исповедовался средневековыми цеховыми мастерами. Пускай мы не имеем права ставить авторского клейма, поскольку не создаем своих, а возрождаем чужие шедевры, но работу грамотного и творчески подходящего к делу реставратора всегда видно.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>