ЭСТЕТИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Ольга Писаренко








УЧАСТИЕ ООО «МАГИСТРАЛЬ» В ОСНОВНЫХ ПРОЕКТАХ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕТЕРБУРГА

       Решение бросить самые серьезные силы на текущий ремонт Московского проспекта было официально озвучено на заседании городского штаба по благоустройству 24 ноября прошлого года. В тот момент со сроками и основными организационными вопросами проведения предстоящего саммита глав государств «Большой восьмерки» уже в целом появилась относительная ясность. Стоит заметить, что и прежде в силу своего «представительского» статуса основная въездная трасса северной столицы вовсе не была обойдена вниманием властей. Но здесь вмешался особый повод: уж что-что, а этот проспект никак нельзя было исключить из маршрутов следования президентских кортежей и перемещения зарубежных делегаций. На все же про все оставалось чуть меньше восьми месяцев. За такой сжатый срок предстояло комплексно отремонтировать дороги и тротуары, привести в порядок фасады, а также начать и закончить устройство грандиозного фонтанного комплекса на Московской площади. Учитывая близость зимы и преимущественно сезонный характер этих работ, времени получалось еще меньше.
       При всем том у Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга первоначально не существовало никаких намерений даже на какой-либо короткий период закрывать движение по Московскому. В этом заверил народ председатель КБДХ Владимир Антонов. По его словам, сказанным на ноябрьском заседании штаба, эта магистраль, остающаяся главными въездными воротами города, к началу встречи G8 заслуживала выглядеть как можно достойнее. Однако это никак не должно было отождествляться с вынужденными нарушениями привычного ритма жизни петербуржцев.

Объекты тротуарного мощения ООО «Магистраль»
на Московском проспекте. 2006 г.

       Постфактум можно говорить, что работы на Московском проспекте, действительно, обошлись без каких бы то ни было экстремальных неудобств для горожан. Хотя ближе к началу «восьмерки» движение по трассе время от времени ограничивалось. Инспектируя итоги благоустройства этой части города в ходе выездного заседания правительства 5 июля, губернатор В. Матвиенко пересела из своего автомобиля и проехала вдоль всей магистрали в современном трамвае, презентовавшемся, кстати, в этот же день. «Совершенно другой проспект – здания покрасили, плитка замечательная, и она надежнее, чем асфальт… К ремонту здесь подошли комплексно, точно также надо ремонтировать все объекты», – констатировала Валентина Ивановна, отметив «идеальное», на ее взгляд, состояние проезжей части и тротуаров.
       В самом деле, к числу особенно заметных метаморфоз в облике главной гостевой магистрали ее новое мощение относят с полным на то основанием. Возможность пообщаться с руководителем одной из петербургских фирм, которым был поручен этот участок работы, у нас выдалась уже после саммита. Несмотря на то, что информационный повод для этой встречи казался уже не столь очевидным, как это было бы, скажем, месяц назад, данная тема сохраняет свою актуальность для Петербурга. Саммиты приходят и уходят, а задача благоустройства города остается. Причем в контексте ее решения важны и градостроительный, и социальный, и технологический аспекты. В том числе и поэтому в разговоре с генеральным директором ООО «Магистраль» Александром Меньшиковым мы затронули не только итоги участия в работах на Московском проспекте, но и перспективные планы, а также другие направления специализации компании.
А. Меньшиков:
– Общая протяженность объекта составляет около 10 км. Мощение на участке от наб. р. Фонтанки до ул. Алтайской, к которому мы по распоряжению руководства города приступили в ноябре, шло под титулом «текущего ремонта тротуаров». Срок окончания всех работ был обозначен 20-м июня. По соседству с нами трудились еще два субподрядчика ЗАО «ПО «Возрождение» – это ООО «БиК» и ЗАО «СК «Дорсервис».
       Предварительный объем мощения, который надлежало выполнить на объекте, составлял 104 тыс. м2. Прежде в полугодовой срок нам еще не доводилось достигать таких показателей. Поэтому данный объем казался нашим специалистам нереальным. Хотя, несколько забегая вперед, отмечу, что в конце концов в целом по объекту удалось замостить даже больше – в общей сложности 132 тыс. м2. Этого, в общем, и следовало ожидать, поскольку уже по ходу работ обычно выявляются дополнительные площади, не предусматривающиеся первоначальным проектом.
       Самая большая проблема была связана с тем, что благоустройство Московского проспекта началось только к самому финалу прошлой осени. Соответственно, солидная доля работ по мощению пришлась на минувшую зиму, а та, в свою очередь, выдалась суровой, как никогда. Даже с учетом того, что в ООО «Магистраль» успешно внедрены и надежно испытаны технологии работы в холодное время года, около двух недель фирма находилась в вынужденном простое из-за морозов.
       Параллельно на тех же участках своими работами занимался «Ленсвет» (по всему проспекту реконструировалась и обновлялась система уличного освещения). Это обстоятельство являлось для нас дополнительным сдерживающим фактором. В идеале, конечно же, было бы гораздо удобнее и быстрее вести мощение одновременно на нескольких участках, но объективная ситуация подразумевала иное. Технология смежников позволяет им монтировать свои сети лишь последовательными участками. Мы, поскольку предусматривалась именно такая очередность этапов работ, двигались за ними. Да и в целом все подрядные организации подстраивались друг под друга, приспосабливались к чужой технологической специфике, стремясь действовать в едином ритме. В противном случае рассчитывать на сколько-нибудь достойный результат не приходилось. В ходе строительства нам огромную помощь оказали в роли субподрядчиков несколько строительных подразделений ЗАО «ПО «Возрождение» Теперь уже можно откровенно сказать: этот объект для коллектива ООО «Магистраль» стал неплохим испытанием, с которым, в итоге, тот уверенно справился.
       Суть самого проекта заключалась в том, что в зависимости от применяемого материала тротуары Московского проспекта были поделены на четыре категории. К первой относились участки наиболее интенсивного перемещения пешеходов (например, у станций метро) плюс тротуары, прилегающие к важным административным зданиям, а также сама площадь Московских ворот с обеих сторон. Все это, в основном, мостилось гранитом. При мощении участков второй категории он применялся в меньшей степени. Зоны третьей были спроектированы с незначительными гранитными вкраплениями (так называемыми «пуговицами»), а для участков четвертой материалом покрытия в основном была выбрана бетонная плитка. При всей разнице использованных материалов все зоны объекта теперь выдержаны в единой цветовой гамме. Даже бетонная плитка имеет четко выраженный красный оттенок. На наш взгляд, это достаточно интересное и оригинальное решение, впервые реализованное в нашем городе в таких масштабах. Еще одной особенностью проектного решения является устройство парковочных мест для автомобильного транспорта, что позволило увеличить пропускную способность проспекта, освободив крайнюю полосу движения от паркующихся машин.

Мощение Дворцовой площади. 2003 г.

       ООО «Магистраль», входящее в структуру холдинга ЗАО «ПО «Возрождение», создано в начале 2002 г. С самого начала основным направлением деятельности фирмы стало мощение тротуаров с устройством конструкций основания. Для Петербурга, который как раз тогда активно готовился отметить 300-летие, оно оказалась весьма кстати. Впрочем, с течением лет потребность рынка в таких услугах сферы городского благоустройства только возрастает. Мощение у нас – это не только давняя традиция, ведущая свой отсчет со времен Петра I. Император, как свидетельствуют исторические источники, первым делом замостив Невский в 1715 году, впоследствии очень гордился этим очередным европейским новшеством, внедренным в российский быт. Сегодня мостить улицы и площади, тротуары и пешеходные зоны, используя различные материалы, их комбинации и технологии применения, стало не просто модно. Это сопровождается очевидным экономическим эффектом. С другой стороны, такое направление благоустройства очень точно отвечает европейской эстетике Петербурга.
       Ландшафтно-градостроительная специфика северной столицы определила и другую статью специализации ООО «Магистраль». Имеется в виду строительство гидротехнических сооружений, в частности подпорных стенок набережных из монолитного и сборного железобетона с облицовкой их гранитом.

Мощение и благоустройство Парка
300-летия Санкт-Петербурга. 2004 г.

       Одним из самых крупных объектов, где работал этот коллектив, считается Дворцовая площадь. Заказчиком работ по ее мощению, которое ООО «Магистраль» выполняла в качестве субгенподрядчика, выступал Госстрой России. В копилке ее реализованных проектов – благоустройство тротуаров по Невскому проспекту, реконструкция набережной правого берега Невы между мостами Александра Невского и Финляндским железнодорожным, мощение парка 300-летия Санкт-Петербурга. В числе важных и интересных работ в фирме также называют комплексное благоустройство Мартыновского сквера в Кронштадте. География деятельности ООО «Магистраль» не ограничивается Петербургом и его пригородами. В частности, уже дважды специалисты компании выезжали в Самару и там на субподрядных началах занимались мощением знаменитой Ленинградской улицы.
А. Меньшиков:
– Вскоре нам предстоит работать на сложнейшем объекте. В перспективном портфеле заказов ООО «Магистраль» – реконструкция инженерного оборудования и благоустройство территории Петропавловской крепости. Здесь мы вновь выступаем в качестве субподрядчика ЗАО «ПО «Возрождение». О значимости этого комплекса историко-культурных памятников как для Петербурга, так и для России, в целом, говорить не приходится. Но, подчеркну, работа в крепости представляет особый профессиональный интерес в силу того, что нам придется воплощать качественно новую идею архитеторов. Другой объект, к которому мы приступаем буквально на днях, – комплексная реконструкция Синопской набережной. На первом этапе, охватывающем участок от ул. Моисеенко до Херсонского проезда, ООО «Магистраль» поручено устройство двух подпорных стен, которые будут возведены параллельно существующей набережной и нести закрепляющую функцию для расширения в соответствии с проектом проезжей части. Впоследствии новые конструкции планируется облицевать гранитом. То есть, мы вновь беремся за работу, выходящую за рамки стандартной, а значит, дающую новый опыт и возможность профессионального роста.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МАГИСТРАЛЬ»

Россия, 198095, г. Санкт-Петербург,
Михайловский пер., 4-а,
тел./ф. +7 (812) 326-8882
e-mail: [email protected]

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>