В ГАРМОНИИ
С ОКРУЖЕНИЕМ
Елена Гуляева
СЕРГЕЙ РЯЗАНЦЕВ: «АРХИТЕКТУРА ВСЕГДА НЕСЕТ ОТПЕЧАТОК ВРЕМЕНИ, НО…»
Руководитель мастерской
Сергей Рязанцев

       Официальным годом рождения этого коллектива считается 1999-й. Изначально основой творческого кредо «Архитектурной мастерской Сергея Рязанцева», созданной при Санкт-Петербургской организации Союза архитекторов РФ, признавалась необходимость грамотно решать сложные проектные задачи, точно выполнять все требования заказчика и при этом работать в интересах города и его жителей, четко соблюдая градостроительный регламент. Только так можно было соответствовать насущным запросам динамично развивающегося стройкомплекса нашего города. С течением лет эта проектная организация сумела занять уверенную позицию в сфере архитектурно-строительного проектирования Петербурга.
       Практикующий архитектор отнюдь не является представителем некоего «чистого искусства». Он серьезно зависим от экономических реалий, «традиций жанра» и других вещей, которые могут быть запросто обойдены вниманием прочих художников. По мнению руководителя мастерской Сергея Николаевича Рязанцева, для архитектурного творчества в Петербурге характерна особая специфика. Для кого-то это условности, а для кого-то – и незыблемые принципы работы.

С. Рязанцев:
– Одно из отличий питерского архитектора от других – допустим, московского или новосибирского, в традиционно бережном отношении к уже сложившемуся ансамблю на Неве. Город состоит из множества архитектурных композиций, которые сосуществуют в органичном единстве. Вопрос, как строить, не разрушая эту тонкую структуру, всегда стоял актуально. Здесь в одной точке сходится множество задач – политических, экономических, социальных, технических и, не в последнюю очередь, эстетических. Не подчиняясь общей градостроительной стратегии, их не под силу решить ни одному, ни даже двум-трем десяткам творческих гениев. Одна из важных черт, которая должна быть присуща нашему архитектору – умение работать над созданием ансамблевых композиций, а не отдельно взятого здания, какое бы оно добротное не было.
       С другой стороны, если архитектор рос, учился и развивался у нас, он уже отличается от коллег из других регионов. Влияние Петербурга с его неповторимой застройкой настолько сильно, что становится самым определяющим фактором во всей дальнейшей творческой судьбе любого проектировщика. Добавим к этому умение профессионально работать, тоже присущее нашим архитекторам. Хотя, что касается ритма жизни, темпа проектирования, тут мы отстаем от других мегаполисов и, замечу, даже от Москвы. Подчас приходится выполнять заказы в очень короткие сроки и в жестких условиях. Когда мы второпях принимаем решения, понимая, что ошибки уже заложены, то, случается, бываем не в силах их исправить. Это тоже, мне кажется, одна из наиболее заметных негативных характеристик проектной деятельности, имеющих место быть в Питере.

       Как бы то ни было, но за шесть лет силами мастерской Рязанцева был выполнен не один десяток самых различных по сложности и масштабу проектов – от быстровозводимых павильонов и индивидуальных домов, частных и общественных интерьеров до многофункциональных зданий и градостроительных комплексов.
С. Рязанцев:
– Что касается градостроительной составляющей, то она, как правило, присутствует во всяком архитектурном проекте, где-то в большей, где-то в меньшей мере. Работы, в которых территориальные и средовые задачи превалируют, представляют особый профессиональный интерес. В прошлом году, например, мы стали дипломантами конкурса творческих идей по строительству первого в России IT-парка на базе университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, представив там два своих проекта.

Проектные предложения к конкурсу творческих идей по строительству IT-парка
Университета им. Бонч-Бруевича.
Архитекторы: О. Докина, С. Рязанцев, С. Телятников


       Напомним, инициатором этой программы, рассчитанной на завершение в 2010 г., выступило Министерство информационных технологий и связи РФ. В контексте конкурсной задачи предстояло разработать варианты комплексного преобразования городской территории в районе ст. метро «Улица Дыбенко», где сейчас в довольно плачевном состоянии пребывает один из университетских учебных корпусов, в современную инновационную среду со статусом наукограда. В технопарке намечается разместить порядка трехсот фирм, в которых будут работать около 5 тыс. ученых, и еще 8 тыс. человек станут трудиться в сфере их обслуживания. На сегодня это достаточно перспективное направление, работая в котором, архитектор с полным правом может рассчитывать на реализацию очень интересных композиционных, стилевых и объемных идей.
С. Рязанцев:
– Из проектов, которые сегодня находятся в различных стадиях разработки, хотелось бы отметить жилой дом со встроенными помещениями на ул. Тележной. Принятое в данном случае архитектурное решение достаточно нетривиально, поскольку основывалось на стремлении органично вписать современный объект в уже сложившийся силуэт городской застройки, при этом учесть затеняющее влияние на квартиры соседних домов. Поэтому проектом предусмотрена переменная этажность здания: оно будет ступенчатым – от 3-х этажей во дворе до 5-6 по главному фасаду. Учитывая специфику места строительства (самый центр Петербурга, окружение исторически ценными строениями), здесь предусмотрены щадящие технологии производства работ с применением буронабивных свай.

Проект жилого дома со встроенными помещениями.
C.-Петербург, ул. Тележная, 22
(арх. С. Рязанцев, Е. Северов,
С. Телятников, констр. Ф. Дубневич, В. Селиванов).
Заказчик ООО СК «Дальпитерстрой»

       Относительно неподалеку расположится еще один объект, проектируемый сейчас в нашей мастерской. Это бизнес-центр с подземной автостоянкой на 10-й Советской улице. По своей градостроительной сути обе работы очень схожи. Мы, опять же, встраиваемся в пространственно-планировочную среду, созданную в разное время предшественниками. Обычно в таких случаях возникает дилемма. С одной стороны, постройка не должна смотреться чужеродной на фоне старого города, и для этого приходится решать целый комплекс взаимосвязанных задач – эстетических, конструктивно-технических, материальных и т.п. В то же время, новое здание вряд ли имеет право быть повторением или даже эклектикой своего архитектурного окружения. Его задача, на мой взгляд, нести характер и дух своего времени. На примере архитектуры прошлых лет всегда отчетливо видно, что и в какую эпоху было построено, но, между тем, стили абсолютно не спорят друг с другом, а напротив, сосуществуют в едином ансамбле.

Эскизный проект бизнес-центра с подземной автостоянкой.
С.-Петербург, 10-я Советская ул., 8
(арх. С. Рязанцев, О. Докина, констр. Ф. Дубневич).
Заказчик ЗАО «РИКЭЛ»

       Технологии ушли далеко вперед. Плюс диктуются принципиально иные требования к уровню комфорта в общественных зданиях и качеству жизни в домах. Адекватная реакция архитектуры на эти процессы выражается в новых формах, стилях и направлениях. Понятно, что, например, всякая попытка создать современное комфортное жилье за фасадом хрущевской коробки или, скажем, классического дворца обречена на диссонанс и конфликт. При этом даже самый ультрасовременный дом вполне может соседствовать с постройкой XIX в. Таких примеров много во всем мире, равно как и в Петербурге. Но тогда основная задача видится, скорее, в том, чтобы максимально точно сбалансировать новое со старым как по стилю, так по форме и функциональному содержанию. В практическом отношении это всегда проблематично, сопряжено с острыми дискуссиями и сложными согласованиями. Однако, когда проектировщику удается без всякой агрессии, а, наоборот, взвешенно и тактично «врисовать» нечто наделенное современными чертами в уже существующую градостроительную структуру, это всегда свидетельствует об авторском вкусе и является несомненной творческой удачей.

Проект офисно-делового центра. С.-Петербург, Пискаревский пр., 3
(арх. С. Рязанцев, О. Докина). Заказчик: ЗАО «Евростройсервис»

       Среди текущих заказов мастерской есть еще один бизнес-центр общей площадью около 30 тыс. м2, который планируется построить на Пискаревском пр. Работа эта сейчас находится в стадии эскизного проектирования. Кроме того, за строительством другого, относительно небольшого бизнес-центра класса «В+» с двумя уровнями подземных стоянок на пр. Металлистов мастерская осуществляет авторский надзор.

Проект бизнес-центра с подземной автостоянкой.
пр. Металлистов, 9 (арх. С. Рязанцев, О. Докина,
Б. Яхимович, констр. Ф. Дубневич, В. Селиванов).
Заказчик ООО «Инвестсрой»

С. Рязанцев:
– В альма-матер большинства ныне самостоятельно работающих архитекторов-художников Петербурга я задержался довольно надолго и за эти 18 лет прошел путь от старшего архитектора до ГАП. Наша 8-я мастерская занималась зданиями общественного, коммунального и бытового назначения. Участие в различных всесоюзных конкурсах, пришедшееся на тот период, принесло мне ряд наград и дипломов. Но, когда грянула перестройка и государству стало не до того, чтобы целенаправленно сохранять творческий потенциал отечественной архитектуры, отдельные проектные институты начали потихоньку разваливаться. Тем не менее, этот, как оказалось, необратимый процесс послужил хорошим стимулом к образованию ряда персональных мастерских. Так, в 1992 г. возможность организовать свою фирму появилась и у меня. Спустя семь лет она стала известна под своим нынешним названием «Архитектурная мастерская Сергея Рязанцева». Начинали мы, как и многие наши коллеги, с небольших по преимуществу заданий, работая над ними без выполнения инженерных разделов. Правда, со временем портфель заказов нашей мастерской заметно трансформировался – стало появляться все больше масштабных и сложных проектов.
При подготовке этого номера к печати редакция планировала вернуться к обсуждению проблем и перспектив высотного строительства в нашем городе. Стремление экономить городскую землю четко прослеживается во всей мировой архитектурной практике. Было бы слишком опрометчиво игнорировать его и в Петербурге. При этом, решается он у нас так сложно, как, пожалуй, больше нигде.
С.Рязанцев:
– Действительно, чем меньше площадь застройки и больше суммарные объемы здания, тем оно эффективнее с инвестиционной точки зрения, хотя очень часто может не соответствовать эстетическим или градостроительным соображениям. Каждое такое предложение должно предваряться серьезным предпроектным анализом с сопоставлением всех возможных вариантов строительства. Еще в самом начале следует оценить, как та или иная башня повлияет на архитектуру, планировочную структуру и общие визуальные характеристики как отдельно взятого района, так и города в целом.
       Если раньше дома в 25 этажей были для Питера экзотикой, то в наши дни это уже абсолютная норма. Больше того, речь порой ведется о зданиях 300-метровой высоты. Причем такой экстремальный параметр внедряется в подлетную зону аэропорта Пулково, в которой, собственно, находится Петербург целиком. Мы все же не такой город, как Москва или Нью-Йорк, где небоскребы органичны по происхождению. Там они исторически строились, и эмоционально, и эстетически подпирая и поддерживая друг друга.

Индивидуальный жилой дом.
Пос. Рощино Лен. обл.,
ул. Комсомольская
(арх. С. Рязанцев,
констр. П. Некрасов).

       Независимо от этажности, объемов и функционального назначения зданий, сооружений и комплексов сегодня стало популярно нарекать их собственными именами. Больше всего эта тенденция отразилась на объектах жилищного строительства. Кто, например, в Петербурге не слышал об «Алых парусах», «Авроре», «Серебряных зеркалах», «Янтарном береге»... Кто их придумывает и что это? Очередное модное поветрие или прагматичная дань новому виду искусства, именуемому «брендинг»?
С. Рязанцев:
– Обычно за этим стоят вполне ясные конъюнктурные интересы собственника. Сегодня уже мало сделать хороший товар, чтобы его успешно продать, необходимо позаботиться о его продвижении. Сейчас, к примеру, мастерская принимает активное участие в проектировании бизнес-центра со звучным названием «Айсберг». Его мы придумали сами, хотя в большинстве случаев это является прерогативой инвестора. К примеру, над своим объектом на Тележной ул. мы работали несколько лет подряд, не особенно задумываясь, как его назвать. Для нас он был просто элитным жилым домом, и уже на последней стадии заказчик дал ему претенциозное имя «Александр Невский», видимо, учтя, что из окон будут хорошо просматриваться постройки лавры. Архитектору, в свою очередь, всегда приятно участвовать в разработке и реализации проекта чего-то узнаваемого, в том числе и за счет запоминающегося имени. Важно это и с учетом перспективы: потом бывает проще общаться и налаживать контакты.

>>К СОДЕРЖАНИЮ >>