Дмитрий Ильин











       Текущий год в истории этого творческого коллектива был отмечен несколькими заметными событиями. Одно из них – вхождение в состав холдинговой компании «Адамант» с одновременным переименованием в «ООО «Студия «АДМ, Фрайфельд, Седаков». В этом правильнее усматривать не только смену «вывески» или даже формата деятельности. Состоявшаяся реформа стала закономерным результатом более чем 5-летнего сотрудничества архитектурной мастерской с известным петербургским торгово-промышленным холдингом.

       Для этого заказчика студия Фрайфельда-Седакова уже успела спроектировать целый ряд очень интересных объектов, о многих из которых мы рассказывали в наших прошлых публикациях. По мнению главного архитектора и одного из ее соучредителей Дмитрия Седакова, между мастерской и «Адамантом» в процессе такого взаимодействия была выстроена весьма эффективная структура партнерских отношений на всех этапах строительства. Поэтому в данном случае вряд ли стоит вести речь об утрате архитекторами творческой самостоятельности. Скорее, наоборот, и та, и другая сторона в новом формате получает дополнительные преимущества, что уже сейчас сказывается на результатах общего дела.
Д. Седаков:
– Из того, что, как говорят, «получилось», больше всего хотелось бы назвать Торговый центр «Континент», не так давно открывшийся на проспекте Стачек. Почему? Именно в случае с этим объектом наблюдается как раз та нечастая ситуация, когда заказчик и проектировщик абсолютно сошлись в позитивных оценках. С нами, впрочем, оказались солидарны и те, кто, профессионально занимаясь торговым бизнесом, намерен дальше работать здесь. После сдачи постройки в эксплуатацию публика не только проявляет к ней естественный интерес как к чему-то новому, но и легко освоилась в новом торговом центре. Помимо всего прочего, неплохие отзывы о «Континенте» уже доводилось слышать и от некоторых коллег.
       В более ранних разработках наша мастерская тоже стремилась к европейскому уровню функционально-планировочной организации торгового пространства в сочетании с не менее европейским качеством решения строительных задач. Среди этих попыток случались и сравнительно удачные. Однако прежде мы, можно сказать, еще только «нащупывали» оптимальное соотношение составляющих проекта и, признаюсь, зачастую были вынуждены констатировать: положительный результат в чем-то достигнут в ущерб какой-либо другой архитектурной задаче. В объемном и интерьерном исполнении ТЦ «Континент» таких несоответствий наконец-то удалось избежать. Все было решено комплексно и, на наш взгляд, в максимальном следовании основным мировым тенденциям.
       По своей сути «Континент» является «типичным представителем» современных торгово-развлекательных центров. Стараясь четче сформулировать для себя условие данной проектной задачи, мы всесторонне анализировали ситуацию в соответствующей сфере, в том числе обращались к зарубежному опыту. Все это лишний раз убедило, что для активного привлечения розничного покупателя сегодня отнюдь не достаточно торговли в чистом виде, пусть даже разнообразно представленной и рационально спланированной. Такой объект может рассчитывать на популярность, если равнозначное внимание будет уделено задачам рекреационного характера и организации зон для развлечений. Причем одно должно не только не мешать другому, а иметь маршруты свободной доступности, в то же время, органически взаимодействуя в масштабах единого пространства.        

С таким расчетом верхние уровни комплекса отданы как раз таки под развлекательную инфраструктуру – фитнес, кино и т. д. Торговая же зона сосредоточена на первых этажах. Само здание достаточно компактно, и в его планировке нашла применение идея «центрального мола», который как бы пронизывает его насквозь. ТЦ «Континент» имеет два основных входа. Тот, который устроен со стороны пр. Стачек, приводит посетителя в обширный вестибюль со стеклянным куполом, откуда удачно просматривается вся внутренняя структура здания. Отсюда открывается прямой обзор центральной эспланады, завершающейся противоположным входом с ул. Казакова. В результате, даже впервые оказавшись здесь, вы не рискуете потеряться в этом сложном организме. В дополнение к этому, система разноуровневых входов позволяет сразу обратить внимание на все расположенное в цокольном этаже, где в подобных комплексах Петербурга всегда было принято дислоцировать супермаркеты типа «Перекрестка», «Пятерочки» и т. п. Испытанная схема применена и в «Континенте», с той лишь особенностью, что площадка продовольственной торговли на этот раз функционирует не изолированно, а наравне с остальными, избежав какой бы то ни было визуальной дискриминации.
Д. Седаков:
– Большей открытости пространств удалось, в частности, добиться благодаря применению новых строительных конструкций в интерьерах здания. Скажем, здесь впервые в нашем городе мы использовали противопожарные роллеты, по принципу действия аналогичные тем, которые обычно монтируются на окнах. В своих предыдущих работах нам приходилось разделять площади защитными противопожарными преградами. Такое вынужденное членение нарушало визуальную целостность внутреннего пространства, существенным образом затрудняло ориентацию и маршруты движения людских потоков. В последнем случае этого удалось избежать, поскольку в нормальной ситуации роллеты в скрученном виде прячутся за подвесным потолком, и опускаются лишь в момент возгорания, чтобы отсечь его очаг от остального помещения. Эта долгожданная новинка открывает достаточный простор для применения в архитектуре общественных зданий тех решений, которые до недавних пор казались неосуществимыми – например, строительства полностью открытых и даже переходящих в подвальный уровень атриумов и проч. Казалось бы, всего одна деталь, а сколько она позволила сделать только на одном объекте.
       Применительно к этому проекту еще одним его «плюсом» авторы считают то, насколько удачно им удалось «посадить» на место автостоянку для посетителей «Континента». Во-первых, она заметно лучше, нежели ее предшественницы, вписана в общий архитектурный облик здания. Во-вторых, располагаясь на территории своеобразного «эпицентра» событий, происходящих в комплексе, стоянка свободно сообщается с каждой из зон – торговой, спортивно-развлекательной, кинотеатром. И наконец, подъезды к парковке здесь достаточно грамотно увязаны с особенностями движения по прилегающим магистралям.
       Площади фасадного остекления здания достаточно обширны, хотя и локальны. Для архитекторов не было самоцелью возвести еще один стеклянный дом в Петербурге. Поэтому стекло использовалось как материал для ограждающих конструкций тех зон, где это имело смысл, в первую очередь, с функциональной точки зрения: мест отдыха и развлечений.

Д. Седаков:
– В целом, занимаясь разработкой и реализацией проекта, мы были не чужды экспериментов с отделкой здания, снаружи и в интерьерах. По этой теме мастерская очень плодотворно сотрудничала с дизайнерами из «Адаманта». Изнутри здание получилось светлым, лишенным каких-либо лабиринтов и тупиков, с просторными коридорами не менее 6 м шириной. Можно только посетовать, что в плане колористического решения фасадов (некоторые поспешили нас упрекнуть в излишней броскости) мы были несколько ограничены небогатой цветовой палитрой финских облицовочных панелей, использованных в наружной отделке. Эти материалы, разумеется, найдут применение и на следующих наших объектах, однако, вероятнее всего, в комбинации с другими и, кроме того, с предпочтением нейтральным тонам.
       Замечу, что, работая теперь уже в составе холдинга «Адамант», мы волей-неволей выходим на другой уровень постановки и реализации проектных задач. Наш заказчик усматривает прямую взаимосвязь между своими инвестиционными интересами и их архитектурной компонентой. Отсюда его прямая заинтересованность в самом незаурядном сочетании градостроительных, объемных и планировочных идей, свежих конструктивных решений и новых материалов. В стремлении как можно дальше уйти от утилитарности мы, в общем-то, солидарны. И в перспективе у мастерской – намерение шире задействовать стекло, включая полированное, металл, в том числе с порошковым окрашиванием, а также многие другие современные разработки.
       Безоглядно импортировать к себе все, что делается за границей, нет особого смысла. Не все может пригодиться, хотя многое при этом достойно внимания. Можно снисходительно относиться к моде, но она всегда отражает как тенденцию, так и целесообразность. Возьмите открытые металлические конструкции (фермы, перекрытия и т. п.), которые при строительстве крупных многофункциональных комплексов сейчас в Европе используются чаще, чем когда-либо. Металл сам по себе воспринимается как произведение искусства, а в контексте такой композиции он очень органичен. Это как раз тот пример, который заслуживает осмысления и вполне может прижиться в России.
       Примерно в то же время, когда открылся торговый центр на пересечении ул. Казакова и пр. Стачек, были завершена основная реконструкция здания Варшавского вокзала. Генеральным проектировщиком здесь выступил этот же творческий коллектив. По своему содержанию эти две работы отличались коренным образом, даже несмотря на то, что в итоге должны были получиться объекты, похожие друг на друга по масштабам и функциональной «начинке». Специфика ТЦ «Варшавский» состояла в том, что здесь присутствовала значительная доля реставрационного проектирования.

В дни открытия развлекательно-торгового комплекса «Варшавский экспресс»
на наб. Обводного канала, 118, 26-27 мая 2006 г.


Д. Седаков:
– При всей градостроительной и исторической значимости объекта, иконографического и документального материала для решения задач по восстановлению его достоверного внешнего вида, как ни странно, в нашем распоряжении оказалось крайне мало. Чтобы объединить две такие, на первый взгляд, взаимоисключающие вещи, как реставрация и наделение здания принципиально иной функцией, пришлось немало потрудиться. Первоначально даже были попытки привлечь иностранных проектировщиков, но, как потом выяснилось, те не очень точно понимали российскую и, в особенности, петербургскую специфику такого рода задач. В итоге вынуждены были справляться своими силами, насколько это получилось успешно, думается, уже оценили и петербуржцы, и наши гости.
       Не стану углубляться в подробности всех технологических проблем, которые пришлось здесь решать. В качестве примера приведу лишь такой факт: нам пришлось на 1, 5 м углублять уровень пола в подвале бывшего вокзального здания. Фактически от старой постройки оставались только стены, тогда как фундамент закладывался новый и усиленный, что позволило обеспечить конструктивную устойчивость здания с учетом предстоящих нагрузок. Работы эти осуществлялись по сравнительно новым технологиям (частичная заморозка грунтов и пр.). Решались вопросы гидроизоляции, отвода грунтовых вод.
       Из обычной привокзальной площадки у нас получился дополнительный и активно теперь задействованный внутренний объем под остекленной кровлей. Это пространство достаточно комфортно для публики, а вместе с тем, отлично освещено и просторно. Две исторические части комплекса сообщаются между собой новыми диагональными переходами, обеспечивающими сквозную вертикальную и горизонтальную связь, что тоже оказалось очень уместно. Здание больше не воспринимается отдельными, замкнутыми в себя этажами, а представляет собой систему взаимопроникающих пространств. И здешние магазины, и казино, и киноцентр, и детский развлекательный комплекс существуют не сами по себе, а в развитие и дополнение друг друга.
       Важнее всего результат: состоялось возвращение исторически достоверного облика фасаду памятника, который тогда же получил, что называется, «вторую жизнь» и стал в полной мере логичным в новом социально-экономическом укладе существования мегаполиса. В настоящее время мы ведем градостроительные проработки по развитию этой трансформированной зоны вглубь в направлении от Обводного канала
       Другая реконструкция, которая сейчас ведется по проекту студии «АДМ, Фрайфельд, Седаков», затрагивает гостиницу «Москва» (об этом здании упоминается в другой статье нашего номера под названием «По законам преемственности», стр. 46 – прим. ред.). В числе своих сегодняшних работ именно эту авторы считают особенно непростой. Основные проблемы были связаны с поиском нового образа знаменитого здания прошлого века, расположенного в классически питерской зоне исторической застройки…

Реконструкция гостиницы «Москва» на пл. Александра Невского

Д. Седаков:
– Мы исходили из незыблемости принципа «не навреди». При новом строительстве, как и в ходе кардинальной реконструкции объектов в центре города всегда существует риск обрушиться со своими идеями на существующее архитектурное окружение и разорвать его внутренние связи. Но, вместе с тем, следовало отдавать себе отчет, что здание, неизменно признававшееся удачным и даже одним из шедевров петербургского зодчества недавней эпохи, в наши дни постепенно стало утрачивать эту привилегированность. Глобального изменения функции не предусматривалось – гостиница таковой же и остается. Она только повышает свой «звездный» уровень. Этим, а также требованиями времени и диктуются некоторые существенные метаморфозы в его внутреннем и отчасти внешнем облике.
       Два первых этажа заметно оживляются с использованием в их обновленном наружном оформлении своеобразного эффекта «волны». Кроме того, проектом предусматривается установка планарного остекления по средним уровням фасада, которое призвано придавать новый характер зданию и одновременно отражать остальные сооружения площади Александра Невского вместе с ее удивительной красоты ландшафтом. Такой прием в достаточной мере актуален для современных зданий, возводимых по соседству с памятниками, и мы не являемся его первооткрывателями. И уже чисто технически эти экраны повышают шумозащитные характеристики помещений внутри отеля. Учитывая характер автомобильного потока в этой части города, такой шаг также не является излишеством. Добавлю, что верхний технический этаж по нашему проекту был переоборудован под VIP-номера (в мировом гостиничном бизнесе – это обычная практика). Здесь появился остекленный верх, и, опять же, благодаря современным технологиям всю внутреннюю инженерию здания нам удалось сосредоточить в небольшом коридоре, расположенном над этими «люксами». Никаких произвольных вмешательств в основные характеристики постройки В. К. Щербина мы себе не позволили, и гостиница сохраняет пропорции и размеры, задумывавшиеся автором проекта, становясь все же более адекватной времени.
       Иного характера, и большей частью инженерно-технические сложности сопровождают проект торгового комплекса на Комендантской площади. Помимо того, что здесь планируется внедрить интегрированную схему управления автоматикой здания (единый центр контроля над системами безопасности, освещения, вентиляции и т. д.), в рамках этого строительства в достаточно проблемных грунтах сооружается трехуровневая подземная автостоянка глубиной 15 м с подземным переходом, который соединит здание с вестибюлем станции метро. Прецедентов таких в Петербурге пока не было. К тому же, требования заказчика меняются в сторону ужесточения. Поэтому многое приходится уточнять уже в процессе работ, активно взаимодействуя с такими специализированными компаниями, как «Геоизол» и др. Это не исключение, а скорее правило отечественной проектной практики. Тем не менее, в идеале студия В. Фрайфельда и Д. Седакова нацелена на такую систему, при которой каждая новая разработка не только будет учитывать проблемы предшествовавших, но и параллельно предусматривать различные варианты практического осуществления основной архитектурной концепции. Сегодня мастерская выполняет порядка пяти проектов. Это преимущественно многофункциональные комплексы, которые холдинг «Адамант» в скором времени намеревается открыть в Петербурге.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>