Сергей Шабанов,
 главный инженер проекта
 (ОАО «Ленморниипроект»)








       Начало участия нашего института в разработке проекта «Морской фасад Петербурга» приходится на прошлое лето. Именно тогда Ленморниипроект выиграл тендер на комплекс инженерных изысканий и подготовку рабочей проектной документации по строительству гидротехнических объектов и образованию территории в составе пускового комплекса нового морского пассажирского терминала (МПТ) в западной части Васильевского острова. Нашим заказчиком в данном случае выступило ООО «ПСА «Перспектива».

       Сама проектная задача достаточно нова для Петербурга. Да и в отечественной градостроительной практике до сих пор не было таких прецедентов. Достаточно сказать, что общая площадь 1-ой очереди образования намывной территории составит 135 га. По всем расчетам, для этого потребуется порядка 9 млн. м3 песчаных грунтов. Что касается выполняемой нами части проекта, то строительство первого пускового комплекса предполагает прирастить территорию Васильевского острова на 119 га. Соответственно, для ее намыва понадобится порядка 8,5 млн. м3 песка. В ходе первого этапа проектирования намывается 28 га, причем строительство на этой площадке планируется уже осенью будущего года. Следующий этап – это плюс еще 50 га с началом освоения в 2008 г. И на завершающем, третьем, будут намыты оставшиеся 57 га, к застройке которых приступят в 2009 г.

Намыв территории. I этап
Намыв территории. I этап
Временные причалы гидроперегружателей
Дноуглубление акватории

       Теперь конкретнее о том, что должен представлять собой наш объект. В состав его основных сооружений войдут 5 глубоководных причалов с общей длиной 1370 м и глубиной 10,7 м. Такие параметры позволят принимать самые современные суда типа новейшего теплохода «Voyager of the Seas» (водоизмещение – 65 тыс. т, длина корпуса – 312 м, общее количество пассажиров – 3800 чел.). В последнее время в мире практически все ведущие круизные компании мира увеличивают количество единиц крупнотоннажных судов в составе пассажирского флота. На Балтике, где Санкт-Петербург, кстати, является одним из самых привлекательных портов захода, эта тенденция особенно заметна. По последним данным, в ближайшие круизные сезоны планируется задействовать до 5 единиц теплоходов, аналогичных уже упомянутому Voyager’у. Причем продолжительность их стоянки у петербургских причалов будет достигать 2–3 суток.
       Перед началом проектных работ специалисты соответствующего отдела ОАО «Ленморниипроект» выполнили весь комплекс необходимых инженерных изысканий на акватории. В частности, было пробурено около полутора сотен инженерно-геологических скважин общей длиной около 3,5 км. Отдельные из них были пройдены до 80-метровой глубины. Кроме того, мы провели все необходимые камеральные и лабораторные работы. При этом понадобился ряд дополнительных тестов и опытов, требуемых по международным стандартам, поскольку в реализации проекта задействованы как иностранные консалтинговые фирмы, так и зарубежные подрядные компании, привлеченные для дноуглубительных работ.
       Создание пускового комплекса терминальных сооружений на Васильевском острове сопряжено с образованием гигантских намывных площадей на открытой акватории в крайне сжатые сроки. Учитывая это специфическое обстоятельство, коллективу института пришлось решать непростые задачи. Основная сложность состояла в дефиците качественных грунтов, который мог существенно замедлить процесс реализации проекта. Поэтому изначально было ясно, что каждое инженерное решение на этот счет необходимо подкрепить абсолютным и глубоким технико-экономическим обоснованием. Во-вторых, весь технологический процесс намыва следовало согласовать с достаточно жесткими экологическими требованиями. Здесь уже принимался во внимание факт, что строительство будет происходить на акватории, максимально приближенной к центру Петербурга – месту густозаселенному и к тому же являющемуся историко-охранной зоной. В-третьих, конструктивно-технологические аспекты строительства причалов и системы берегоукрепления нельзя было рассматривать без увязки с принимаемыми проектными решениями по намыву. Только такая постановка вопроса, по нашему мнению, обеспечит возможность одновременного ведения технически сложных работ и с наименьшим взаимным влиянием.
       С учетом того же ограниченного периода, отпущенного на реализацию проекта, серьезное внимание было уделено оценке ожидаемых величин осадок намытой толщи территории (в среднем ок. 60 см) и осадок существующего грунтового основания, сложенного суглинистыми илами и глинами с прослойками песка. Эти расчеты производились с привлечением ведущих российских специалистов по механике грунтов из МГСУ и СПб Испытательного цента ВНИИГС. По полученным данным, средняя совокупная величина осадок в нашем случае может достигать 60 см. Причем большая часть консолидации (уплотнения) грунтов должна произойти в первый год строительства, что позволит соблюсти намеченные заказчиком сроки начала освоения территории.
       Неотъемлемой частью РД, разработанной Ленморниипроектом, стала система мероприятий по охране окружающей среды. Здесь основное внимание сосредоточилось на необходимости соблюсти допустимый объем взвешенных частиц D<0,05 мм, которые в составе осветленной воды будут сбрасываться с карт намыва из песчаных грунтов на морских карьерах. В связи с этим мы настояли на постоянном экологическом контроле за концентрацией этих веществ в воде в соответствии с ПДК ?0,25 мг/л. Другими нашими требованиями являются максимальная длина порога слива водосбросных колодцев и устройство ограждающих сооружений для защиты от волнового воздействия и размыва намытых грунтов. Помимо этого, сброс осветленной воды будет частично организован в имеющиеся на акватории котлованы с глубинами до 5–7 м, что обеспечит увеличение ее отстоя.
       Как известно, подрядчиком на образование территории МПТ назначена голландская компания Van Oord, обладающая большим опытом и внушительным техническим потенциалом. Естественно, что это обстоятельство максимально учтено в нашей разработке. Возможности современных средств гидромеханизации зарубежного производства позволяют выводить технику на намывные территории практически при нулевых отметках и работать с откосами больших заложений, обеспечивая быстрое и качественное создание необходимой толщи грунтов. В дальнейшем все работы по образованию территории и строительству причалов планируется вести под тщательным авторским надзором специалистов ОАО «Ленморниипроект».

Открытое Акционерное Общество
по проектированию, изысканиям и научным
исследованиям в области морского транспорта
Россия, СПб., Межевой канал, 3, корп. 2

тел. +7(812) 251-5110
факс +7(812) 703-4970
e-mail: [email protected]
www.lenmor.ru


>>К СОДЕРЖАНИЮ >>