НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФАСАДОВ И ВОССОЗДАНИЕ НАРУЖНОГО УБРАНСТВА ПАВИЛЬОНА КАТАЛЬНОЙ ГОРКИ В ОРАНИЕНБАУМЕ ПОТРЕБОВАЛСЯ ВСЕГО ГОД











Ирина Радченко

Герман Греф
– Андрею Чубатюку:
«Будем сотрудничать!..»
       Второй этап предполагает приспособление цокольного этажа под музейные экспозиции, третий – реставрацию парадных интерьеров. Все это дело хоть и недалекого, но будущего… А в первое июньское воскресенье сразу же после заседания Попечительского Совета Фонда поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» состоялась церемония открытия павильона после наружной реставрации. Атмосфера была подобающая празднику такого уровня, недостатка в торжественных словах и поздравлениях не ощущалось. Возможно, только главные герои дня – мастера строительной фирмы «Деметра», чьими руками и начало возрождаться великолепие этого знаменитого архитектурного памятника, – были не слишком заметны на фоне фигур высших федеральных и городских чиновников, крупных бизнесменов и обильного десанта прессы. Впрочем, благодарности и выражения уверенности в продолжении сотрудничества весь коллектив в лице директора Андрея Ивановича Чубатюка удостоился персонально от министра экономического развития и торговли (а в данном случае еще и сопредседателя Попечительского Совета) Германа Оскаровича Грефа. Большому кораблю – большое плавание. Только на восстановлении фасадной части этого уникального сооружения было задействовано около трехсот специалистов «Деметры», применены современные технологии, взято самое ценное из исторического опыта строительства XVIII века и реализовано лучшее из реставрационной практики самой фирмы.

Андрей Чубатюк, директор ООО «Деметра»:
– Особая специфика завершающей стадия наших работ состояла в том, что каждому из нас – и разработчику проекта, и заказчику, и непосредственному исполнителю – следовало окончательно утвердиться в принятых архитектурно-реставрационных решениях. Многие практические детали, не до конца ясные на этапе подготовки и утверждения задания, стали уточняться в процессе его выполнения. Сроки, что понятно, поджимали, и времени на сомнения фактически не оставалось. Замечу, что на финишной прямой потребовалось произвести некоторые серьезные переделки в ранее выполненных работах. Это касалось, например, окрытия тетив, разуклонки террас, нюансов поведения материалов и т. д. Насколько возможно, все такие вопросы и, на первый взгляд, порой даже безвыходные ситуации нам удавалось разрегулировать совместно с автором проектного решения.
       Реставрация по степени насыщенности поиском и открытиями стоит существенно ближе к научному или художественному творчеству, нежели другие сферы материальной деятельности человека. Вот, например, сейчас ждем заключения технологов по состоянию внутреннего штукатурного слоя в первом этаже павильона. Здесь пока выполнена только замена оконных и дверных заполнений. Как действовать дальше, покажет степень конструктивных деформаций отделки, произошедших со времен Ринальди. В перспективе на этом уровне планируется смонтировать необходимую систему кондиционирования с подачей теплого воздуха прямо из колокольчика. Или другой пример – здесь же обнаружена потайная дверь, ведущая на цокольный этаж по винтовой лестнице. Оказывается, по этому маршруту при Екатерине подавали пищу, которая готовилась в домике смотрителя. Там время от времени на специальном «обдувале» целой тушей зажаривали быка или барана, чтобы удовлетворить вкусы гурманов, гостивших у императрицы. Дверь нужно будет демонтировать, определить, как дальше и в комплексе могут быть использованы особенности внутренней планировки Катальной горки для музейных нужд, продумать схему реконструкции помещений, последовательность реставрации интерьеров.
Валерий Брунцев, заместитель директора Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум» по реставрации:
– Первое посещение стройки в феврале этого года вызвало если и не восторг, то очень позитивные эмоции, которыми мне хотелось поделиться с коллегами. В ответ от некоторых приходилось слышать, что подрядчика в интересах хорошей работы нужно не хвалить, а наоборот, побольше ругать. Однако высокий уровень организации труда на музейном объекте ООО «Деметра», настоящая «корабельная» чистота внутри так называемого «саркофага», возведенного по периметру памятника для производства фасадных работ, четко отлаженная система безопасности труда, грамотно устроенное освещение и идеально поддерживаемый температурный режим – уже только это свидетельствовало: дело доверено серьезной и профессиональной фирме. Не скажу, что мне, человеку относительно новому, здесь понравилось все без исключения. Естественно, в процессе работ могли возникнуть и возникали какие-то замечания и инициативы с нашей стороны, но при этом всякий раз удивляло, насколько быстро устраняются или внедряются даже самые, казалось бы, незначительные вещи. Руководством «Деметры», лично А. И. Чубатюком все исходившее от дирекции музея-заповедника принималось не как надоедливая опека или мелочные придирки, а нормальный ход сотрудничества с пользователем.
       Как известно, по аналогичной схеме реставраторы строили свои отношения и с заказчиком, и с авторским коллективом ГУП НИИ «Спецпроектреставрация», разработавшим архитектурный проект восстановления Катальной горки. Здесь необходимо также подчеркнуть очень важную роль, сыгранную петербургским КГИОП. Своим успехом первая реализованная часть проекта во многом обязана той профессиональной поддержке и знанию дела специалистами комитета и, прежде всего, куратором стройки В. Н. Бушининым. Отметил бы также и персональный вклад в эту большую работу начальника отдела технадзора Северо-Западной дирекции А. М. Веденеева, который фактически выступал координатором усилий всех заинтересованных инстанций. Строительно-реставрационные работы такого масштаба, осуществляемые в столь экстремально сжатые сроки, причем на одном из сложнейших фасадов Петербурга и в условиях отнюдь не мягкой зимы, должны были «дирижироваться» с одного пульта. Иначе не стоило бы даже и мечтать о соблюдении запланированного графика.
Александр Дьяконов, заместитель директора ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»:

– Весь музей-заповедник планируется привести в порядок к 2011 году, выполнив за оставшийся срок очень большой объем работ. Ведь речь идет не только о восстановлении памятников архитектуры, но и самого парка, и, что очень важно, его дренажной системы. В такой ситуации главное – это слаженная и четкая работа дирекции как заказчика, подрядчиков, проектных организаций. Окончание реставрации фасадов Катальной горки – как раз хороший пример объединения усилий власти, высококвалифицированных и опытных специалистов-реставраторов, бизнесменов, перечисливших деньги в Фонд поддержки восстановления и развития музея-заповедника. Выиграв конкурс на право заключения государственного контракта, генеральным подрядчиком стало ООО «Деметра». Эту фирму мы знаем с 2002 года по работе в Шуваловском дворце и Петропавловской крепости. Сегодняшний результат общих усилий может увидеть и оценить любой, кто посетит парк. Ещё прошлым летом павильон представлял собой жалкое зрелище: трещины в стенах и сводах здания, облупленная штукатурка, от декора почти ничего не осталось… За год мастера полностью сняли цементную штукатурку советских времен, которая не давала стенам «дышать», произвели вычинку кирпичной кладки, вновь покрыли стены известковым раствором, как при Ринальди.
День премьеры.
3 июня 2006 г.

       Архитектурный декор павильона постарались приблизить к первоначальному. От послевоенной реставрации остались несколько бетонных ваз на террасах. Они были тяжелыми и давали большие нагрузки на перекрытия, поэтому 125 этих новых элементов сделали из более легкого материала – полимербетона. По тем же причинам заменили деревянные балясины балюстрады на латунные, полые внутри. Этот материал не только легче дерева, но и долговечнее. По чертежам Ринальди было воссоздано завершение купола – так называемый малый деревянный барабан, а по графическим документам XIX в. – флагшток. К сожалению, не удалось восстановить скульптуры, украшавшие творение знаменитого архитектора и утраченные в начале XIX-го века, поскольку при исследованиях так и не было найдено иконографических свидетельств, подтверждающих изначальный облик статуй.
Александр Казанков, главный архитектор проекта реставрации фасадов павильона «Катальная горка», ГУП НИИ «Спецпроектреставрация»:
– Чтобы подобрать нужный оттенок – кобальт, специалисты «Деметры» сделали более 10 пробных выкрасок. Известковые красители сох­нут около 2-х недель, поэтому для получения ровного цвета работы проводили под строительными лесами, чтобы защитить стены от прямых солнечных лучей, ветра и перепадов температуры. В сочетании со старо-белым (иначе, желтоватым) колористическое решение отреставрированных фасадов павильона теперь абсолютно соответствует историческому. Балки стропильной системы под куполом, выполненной почти два с половиной века назад из сибирской лиственницы естественной сушки, на удивление хорошо сохранились. Нам оставалось восстановить «больные» участки стропил, а затем покрыть все деревянные конструкции антисептическим и огнезащитным составами. Кстати, новые оконные и дверные заполнения были также изготовлены из лиственницы.
       Будучи лицом, ответственным за осуществление авторского надзора, я на протяжении всего года находился на объекте вместе со специалистами ООО «Деметра». Заявлять, будто все у нас шло без сучка и задоринки, значило бы погрешить против истины. Определенные проблемы возникали, и это естественное положение вещей. Архитектор настаивает на безукоснительном исполнении собственного решения, в свою очередь, подрядная фирма – на своих, иногда оптимальных, а иногда и сомнительных вариантах. Известно, что истина рождается в споре. Он у нас, думаю, всегда получался творческим и был подчинен общей цели. В результате этого поиска компромиссов и постоянной взаимопомощи теперь, после 3 июня, каждый может убедиться воочию.

Александр Шимберг, исполнительный директор НП «Фонд поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»:
– На фасадные работы в музее-заповеднике Фондом было выделено более 70 млн. рублей. Отдавая себе отчет, что юбилей основания этой пригородной резиденции под Петербургом уже совсем не за горами, мы понимали, насколько важно правильно распорядиться собранными средствами, распределив суммы между реставрационными проектами, требующими безотлагательной реализации. Почему именно Катальная горка была избрана в качестве приоритетного объекта, объясняется той музейно-просветительской функцией, которую ей предстоит нести по окончании работ. Важным также казалось и то, что павильон выполняет роль высотной градостроительной доминанты не только на территории заповедника, но и на протяженном участке побережья Финского залива. Таким образом, возрожденный в исторической достоверности облик этого произведения Ринальди должен был еще символизировать начало нового этапа в жизни дворцово-паркового ансамбля и города Ломоносова.

       Фонд поддержки определяет подрядную организацию для выполнения тех или иных работ совместно со специалистами ФГУ Северо-Западной дирекции по реставрации и реконструкции, осуществляющей технадзор на объекте. В случае с начальным этапом восстановления павильона Катальной горки, мне кажется, выбор фирмы «Деметра» в качестве подрядчика был сделан верно, поэтому сегодня у нас есть все основания заверить наших частных инвесторов, что их первые взносы на возрождение ансамбля были потрачены эффективно и с серьезным прицелом на будущее.

Как это было. 2005-2006 гг.

       Павильон «Катальная горка» возвышается в северо-западной части Собственной дачи Верхнего парка. Термин «Собственная» означал, что сюда приглашали лишь избранных, и это была не официальная, а личная резиденция Екатерины II. Из всего увеселительного комплекса для летних катаний в Ораниенбауме, сооружавшегося с 1762 по 1774 гг. по проекту Антонио Ринальди, до наших дней сохранился только этот трехъярусный павильон. Как известно, современников великой императрицы он поражал своими размерами и высотой, да и сегодня по праву признается одним из самых впечатляющих парковых сооружений в окрестностях Петербурга.
       Само здание в плане представляет собой цилиндр с тремя примыкающими прямоугольными ризалитами. Те, в свою очередь, имеют направления на юг, северо-запад и северо-восток. Скаты, разобранные «за ветхостью» в середине XIX в. (одновременно с окружавшей их открытой галереей), примыкали к южному ризалиту. Профиль павильона имеет форму трехступенчатой пирамиды, завершенной колоколообразным куполом, который первое время венчала золоченая статуя Терпсихоры. Еще несколько скульптур украшали периметр барабана и трехмаршевую входную лестницу. Дополнительными элементами убранства фасадов и галереи служили декоративные вазы. Весь декор первоначально был изготовлен из дерева и простоял около трех десятков лет.
       Большой интерес и в инженерном, и в культурологическом аспектах представляет вопрос, как устраивались развлечения в екатерининские времена. Сегодня такие аттракционы у нас почему-то стали именоваться «американскими горами». Зато на Западе, отдавая, видимо, должное нашему приоритету, их продолжают называть не иначе как «русскими». Катание на одно- и двухместных резных золоченых колясочках со специальными подушками обычно начиналось с тридцатиметрового уровня 3-го яруса. Они съезжали с необыкновенной для того времени скоростью – 70 км/ч. Чтобы обеспечить безопасность спуска, коляски были оснащены сложной системой сцепления из 12 колесиков, надежно укрепленных в желобах. Перевернуться такая конструкция практически не могла.
       Для хранения колясок, а также провианта и размещения подъемных механизмов использовался цоколь павильона. Комнаты первого этажа занимали кухня и буфетная. Выше располагалась зона отдыха с парадно оформленными интерьерами.        Этот уникальный памятник разделил нелегкую судьбу всего заповедника. После революции и в период 2-ой мировой войны художественной отделке павильона «Катальная горка» был нанесен значительный ущерб. В 30-е гг. XX века не нашли ничего лучше использования ринальдиевской постройки под зернохранилище. Затем здесь размещался командный пункт. Реставрацией павильона первый раз всерьез занялись в 1951-59 гг., что позволило по ее окончании открыть здесь историко-художественный музей.

      

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>