ПЕРВЫЙ ОТЧЕТ
ЗАВЕРШЕН НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОССТАНОВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ШЕДЕВРА АНТОНИО РИНАЛЬДИ
Дмитрий Ильин













       3 июня на площадке перед Катальной горкой было непривычно людно. Оркестр военных моряков, обилие теле- и фотокамер, нарядная публика, апельсины, которыми была усыпана молодая трава вдоль парковых аллей и такие же оранжевые воздушные шары, смотревшиеся особенно ярко на фоне синего неба и кобальтово-белых стен знаменитого ринальдиевского творения… В Ораниенбауме царила атмосфера еще не самого праздника, а его ожидания. Тем временем в дирекции музея-заповедника шло заседание Попечительского Совета Фонда поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля.
       Павильону Катальной горки всегда везло несколько больше, нежели остальным архитектурным памятникам Ораниенбаума. Эта историческая постройка до сих пор остается единственной на территории музея-заповедника, где когда-либо проводилась комплексная реставрация. Правда, пришлась такая работа на послевоенный период 1946-59 гг. Как до этого эпизода, так и позднее дело ограничивалось лишь частичным подновлением фасадов. Вот и теперь стартовым этапом большой программы возрождения пригородного музейного комплекса явилась реставрация наружной отделки и убранства, а также восстановление кровли этого павильона. Эта беспрецедентная по масштабам и срокам осуществления работа, начатая здесь годом раньше, оказалась возможной исключительно благодаря инициативам Попечительского Совета и Дирекции Фонда. Завершение первой части большого реставрационного проекта и было основным поводом собрать на месте событий прессу, представителей властных структур и деловых кругов, музейных и просветительных учреждений.

       Напомним, с началом деятельности Фонда поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля ситуация здесь стала меняться кардинальным образом. О создании этой некоммерческой организации, призванной консолидировать силы и средства в интересах давно назревшей «реанимации» музея-заповедника, было объявлено в мае 2004 г. Основная идея состояла в том, что в наши дни только партнерство государства, общества и бизнеса может способствовать эффективному решению социально-значимых проектов, включая все связанное с сохранением историко-культурного наследия. В публикациях «АРДИС», подготовленных с участием либо при поддержке Фонда мы не раз возвращались к «ораниенбаумской теме», стараясь не пропустить ни одного сколько-нибудь заметного события в новейшей истории музейного комплекса.
       Заседание в дирекции музея завершилось, к отреставрированному павильону стали подтягиваться VIP-персоны. Первое слово на торжественной церемонии было предоставлено председателю Попечительского Совета Фонда Губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко:
– Сегодня после реставрации фасадов мы открываем одно из уникальных произведений архитектуры XVIII века в ГМЗ «Ораниенбаум» – Катальную горку Антонио Ринальди. Проект стал основным в рамках деятельности нашего Фонда, созданного два года назад при поддержке города и по инициативе министров РФ Германа Грефа и Сергея Франка [ныне ген. директор ОАО «Совкомфлот» – прим. авт.]. Это, действительно, очень радостное событие, потому что впервые появилась возможность представить реальные результаты работы. Пока сделан только первый шаг и, чтобы реставрировать этот уникальный комплекс в целом, нам предстоит длинный и сложный путь. За прошедшее время многие петербургские и российские компании перечислили различные суммы на счет Фонда поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля. Из федерального бюджета на реставрацию Ораниенбаума поступило 250 млн. рублей. Все это позволило приступить к комплексным восстановительным работам на территории музея-заповедника. Отмечу, что Фонд относительно недавно начал свою работу, но, кроме средств от крупных предприятий-меценатов, он уже получает пожертвования простых петербуржцев. И не важен размер взноса, главное, что мы сумели вовлечь в благое дело сохранения нашего наследия самые широкие слои горожан.
       Губернатор отметила особую роль нашего земляка Г. Грефа, который, по ее словам, «с большой любовью относится к этому объекту и очень серьезно ему помогает», а также руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкого за внимание, которое тот проявляет к вопросам охраны петербургских памятников. В заключение своего выступления В. Матвиенко поблагодарила всех, кто принимает участие в формировании бюджета Фонда, работает в составе его Попечительского Совета, проектировщиков и реставраторов, специалистов КГИОП, руководство музея-заповедника и Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации. Губернатор заверила, что начатая работа активно продолжится и будет сделано все для возвращения этого выдающегося ансамбля в ожерелье Петербурга городу и России.
       Еще до традиционного перерезания символической ленты, которая, кстати, была тоже подобающего оранжевого цвета, наиболее щедрым меценатам осуществления реставрационных программ вручили благодарственные письма. Как отметил председатель Фонда «Ораниенбаум» Константин Крутиков:
– Только на фасадные работы в музее-заповеднике было направлено около 70 млн. рублей из аккумулированных Фондом средств. Исключительной благодарности на этот раз удостоились именно те, кто оказал финансовую поддержку в реализации проекта восстановления фасадов Катальной горки – ОАО «Банк Москвы», ОАО «Уралкалий», Первый контейнерный терминал, Национальная контейнерная компания и др.

       Чуть позднее директор ГМЗ В. Воротников вручил Г. Грефу символ этой императорской резиденции – «померанцевое дерево», как знак признательности возглавляемого им коллектива за личный вклад столичного гостя в возрождение дворцово-паркового ансамбля. Сам же министр, отвечая на вопросы журналистов в ходе импровизированного брифинга, который состоялся вслед за официально-торжественной частью, был склонен оценивать ситуацию весьма прагматично. Сохранение и приумножение музейных богатств Ораниенбаума не только поднимет туристическую привлекательность заповедника и Петербурга в целом, но также может прямо способствовать изменению экономического статуса и благосостояния г. Ломоносов. По мнению главы Минэкономразвития Германа Грефа:
– Расширение масштабов, активизация просветительской и представительской функции музея послужат мощными факторами становления и развития малого бизнеса в этом петербургском пригороде, появления здесь новых рабочих мест. Взрослое население получит возможность шире реализовать свой потенциал в коммерческой деятельности, связанной с обеспечением инфраструктуры развивающегося музейного комплекса. Это уже совершенно иная перспектива для города, его жителей, находящихся в возрасте трудовой активности и подрастающего поколения г. Ломоносова.

       За два года деятельности Фонда поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» в общей сложности им было собрано 120 млн. рублей. Кроме фасадной реставрации павильона Катальной горки, эти деньги пошли на другие первоочередные работы – подготовительные, проектные и т. д. Сегодня завершено то, без чего вести речь о полноценной программе возрождения музея-заповедника еще недавно не представлялось возможным. Территория ГМЗ полностью расчищена от оставшихся здесь со времен войны неразорвавшихся снарядов и бомб, проведены геодезические и землеустроительные работы, комплексное экологическое обследование.

       Финалом торжества стали выступления инструментального ансамбля «Терем-квартет» и группы «Пелагея». Под концертную площадку популярным исполнителям джазовых и фолк-композиций было предоставлено «Каменное зало». Взяв слово перед началом музыкальной программы, директор ГМЗ «Ораниенбаум» Виктор Воротников отметил:
– Убежден, что без Фонда поддержки восстановления и развития нашего ансамбля ничего подобного сегодняшнему празднику просто не могло произойти. На состоявшемся заседании Попечительского Совета мы подвели некоторые итоги, уточнили планы на будущее. Уникальной реставрацией фасадов Катальной горки, занявшей всего год, положено начало большой работе, значительную часть которой надо успеть выполнить к 300-летию основания резиденции в Ораниенбауме. Как раз в 1711 г. здесь началось строительство Большого (Меншиковского) дворца. Таким образом, до юбилея у нас остается пять лет, которые следует потратить с пользой и прицелом на будущее.
       Своего коллегу поддержал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский:
       – В понимании каждого из членов нашего Попечительского Совета, реставрация Ораниенбаума – это не просто спасение разрушающегося памятника и не только вклад в петербургскую культуру в широком смысле. Это не в последнюю очередь импульс к развитию города, который называется Ломоносов. Во всем мире восстановление культурных ценностей приводит к возрождению мест, которые ими обладают. Так должно быть и у нас.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>