Елена Иванова
СИЛАМИ ООО «РЕССТРОЙ» ПРОДОЛЖАЕТСЯ РЕСТАВРАЦИЯ
ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ ЦАРСКОГО СЕЛА.








       Над воссозданием исторического облика Екатерининского дворца ранее трудился большой коллектив. Живописные плафоны расписывала бригада художников из 18 человек. К сожалению, из той большой команды сегодня в ООО «Ресстрой» продолжают работу по реставрации дворцово-паркового ансамбля только трое. Это Б. Н. Лебедев, И. А. Алексеев и Г. В. Журавлев. Еще одна их соратница Л. М. Шведская теперь трудится в штате музея. Несмотря на солидный возраст они, как и прежде, много работают, щедро делятся удивительными тайнами мастерства с молодыми коллегами. 60-летие петербургской реставрации, незадолго до которого состоялась наша встреча с генеральным директором фирмы Г. Л. Кравцом – это, прежде всего, их праздник. Мы не забыли через Геннадия Лазаревича передать поздравления всему коллективу, его ветеранам, а также пожелать этим людям крепкого здоровья и творческих удач. Правда, несмотря на праздничный повод, разговор наш все время как-то неуклонно возвращался в будничное русло – к отраслевым проблемам, путям и перспективам их решения…
       Царское Село на сегодняшний день является одним из наиболее посещаемых петербургских музеев. Ясно, что объясняется это не только его близостью к городской черте. Не последнюю роль в неизменной популярности ансамбля у отечественных и иностранных туристов играют качество, подлинность и масштаб представляемого их вниманию. Можно констатировать, что в охранно-реставрационном плане здесь за последние годы, действительно, сделано очень много. Восстановленные интерьеры Екатерининского дворца вновь восхищают своей изначальной гармонией и благородством пропорций. Воссоздан исторический облик регулярной части Екатерининского парка. Строгую геометрическую планировку аллей по-прежнему оживляет ослепительная белизна мраморных статуй работы итальянских скульпторов. Вновь можно любоваться архитектурным ансамблем, созданным в конце XVIII в. Чарльзом Камероном, который включает павильон Агатовых комнат, Холодные бани, Висячий сад, пандус и галерею. Это лишь основные из реставрационных проектов, реализованных в Царском Селе.
       Разнообразной публике, восторгающейся великолепными интерьерами Екатерининского дворца, обычно бывает недосуг выяснять, кто все это сохранил, воссоздал и продолжает сберегать для потомков. Хотя сам такой вопрос более чем правомерен. Поэтому всегда возникает двоякое чувство, когда труд реставратора смещается в тень блеска и великолепия того, что возрождено его руками.

Г. Л. Кравец:
– Мне кажется, что на сегодняшний день основная проблема реставрации все еще связана с кадровым дефицитом. Ни одна отрасль, а тем более такая специфическая, как наша, не сумеет развиваться нормально без притока свежих сил. В какой-то период кризис подготовки специалистов проявлялся очень болезненно. Ситуация, в итоге, стала отражаться на сроках и качестве реставрации архитектурных памятников. По срокам это совпало с распадом той внутриотраслевой структуры, которая сформировалась в советские времена. Прежние организации стали рассыпаться, а возникающие на их обломках новые фирмы с узкой специализацией брались за любую работу, в том числе и ту, которая раньше доверялась только корифеям реставрационного дела. В принципе, тогда и стала утрачиваться преемственность, необходимая нашей профессии, как хлеб.
       В ООО «Ресстрой» эту больную тему никогда не обходили стороной. Кризис смены поколений в той или иной мере отражался и на нашей работе. Однако не растить смену старым мастерам мы просто не могли. Слишком уж непросты и ответственны были задачи, решение которых с самого начала возлагалось на фирму. Справедливости ради скажу, что определенные положительные сдвиги в системе профессиональной подготовки реставраторов сегодня ощутимы, пусть пока хотя бы для Петербурга. Это, конечно, еще не тот долгожданный приток молодых специалистов. Но способные люди, на которых стоит обратить внимание, кому можно передать знания и опыт без опаски потратить время зря, действительно, стали приходить. Они увлеченно осваивают редкие реставрационные специальности, внимают практическим урокам и наставлениям старших. Хотя в наше время потребность в реставрационных работах увеличились настолько, что все прежде предпринятое в системе подготовки кадров не может считаться панацеей.

       Параллельно возникает другая проблема. В связи с реорганизацией Минкультуры случайно исчезла комиссия по аттестации реставраторов. Во многих мастерских есть способная, творческая молодежь с опытом работы, заслуживающая более высокой квалификации. Известно, что самостоятельно в реставрации может работать специалист II категории, а у нас есть работники, которые в настоящее время не имеют возможности аттестоваться. В то же время специалисты II и I категорий должны каждые 5 лет подтверждать свою квалификацию, но и они не могут это сделать, из-за отсутствия все той же комиссии. Только сейчас чиновники начинают заниматься решением этого вопроса. Разработан даже специальный проект возрождения комиссии, и я знаю, что Северо-Западная Ассоциация реставраторов занимается практическим решением этой острой проблемы.
       Еще два проблемных вопроса – модернизация и оснащение высокоточной техникой специалистов-реставраторов, а также профессионализм подходов к порученному делу. Если еще вчера можно было работать на среднем уровне, то теперь это не выгодно, и время диктует иные правила. Объекты, над которыми ты трудишься, нуждаются в куда более глубоком и тщательном изучении. Иногда существует необходимость приобретения новой техники. Для доверенной нам реставрации живописных икон XVI в. потребовалась, например, покупка новейшего электронного микроскопа. Заказчики правы, когда усложняют реставрационную задачу в расчете на оптимальный результат. Нам говорили: здесь по историческим данным должен быть вензель той или иной эпохи, который якобы закрашен, просветите и найдите его, чтобы восстановить. А как это сделать без специальной камеры, ведущей съемку в инфракрасном диапазоне? Мы приобрели и такое оборудование. Более того, сегодня ведутся переговоры о приобретении переносного рентгеновского аппарата.

       Жизнь все время заставляет искать новые пути и решения, подбирать более совершенные материалы и технологии. Вместо гигроскопического гипса, который традиционно использовался для наружной лепнины и крайне плохо держал позолоту, мы подобрали новый, на основе того же гипса, но с рядом добавок. Он не только прочно держит позолотный слой, но и стойко переносит изменчивую питерскую погоду. Был заключен договор с Технологическим институтом, который за последнее время предложил нам несколько вариантов материалов для наружного декора. Сейчас мы проводим золочение опытных образцов, передаем их в специальную лабораторию, где в ускоренном режиме проверяется, сколько лет может простоять тот или иной вариант. После окончания испытаний можно будет гарантировать не только высокое качество, но и большую долговечность позолотных работ по новой технологии. Что касается вопроса финансирования, то сегодня он стоит не так остро, как, например, пару лет назад, хотя и всегда актуален.
       Очень важен постоянный обмен опытом и профессионально значимой информацией с коллегами из других стран. Мы берем что-то у них, а они, в свою очередь, учатся чему-то у нас. Признаюсь, правда, когда делегация, сформированная КГИОП, выезжала в Италию, петербуржцы пришли к выводу, что наша реставрационная школа не хуже, а в каких-то вопросах будет и посильнее. Для реставратора очень важно знать себе цену, не забывая при этом, насколько полезны могут быть в его работе знания и практические наработки коллег. Вскоре по обмену опытом из Финляндии к нам приедут мастера в области реставрации мебели, должны побывать на практике два специалиста по металлу.
– На чем сосредоточены силы ООО «Ресстрой» в настоящий момент?
Г. Л. Кравец:
– Если говорить объективно, то музей отреставрирован примерно на две трети. Один из объектов, где работы продолжаются и по сей день, – павильон «Верхняя ванна». Эта постройка на берегу живописного пруда в годы войны, к сожалению, была полностью уничтожена. После Победы по чертежам и рисункам реставраторам удалось воссоздать этот архитектурный шедевр. Но дыхание войны оставило свой след на памятнике. Были нарушены системы гидроизоляции, произошла подвижка фундамента. Когда мы приступали к его реставрации, никто не думал, что с ним будут большие проблемы. Работа была сделана достойно и грамотно. Пришлось заново укреплять фундамент и проводить работы по гидроизоляции стен. В противном случае распространение грибка и плесени по стенам и украшающей их живописи угрожало стать необратимым процессом. Сложилась ситуация приблизительно как в Ораниенбауме.

       В прямом смысле приходилось укреплять каждый сантиметр росписи, бороться с грибком и трещинами, которые появились в результате подвижек фундамента. И сегодня на объекте проводится кропотливая и тщательная работа, которая, кроме того, является хорошей школой для наших молодых специалистов.
       Мы также завершаем реконструкцию Южного и Зубовского флигелей в составе архитектурного ансамбля Екатерининского дворца, к которому приступили сразу после 300-летия Петербурга в августе 2003 г. До этого момента там размещались одно время ресторан, некоторый период – художественная школа и даже казармы военного училища. Можно себе представить, в каком состоянии нам достались флигели. Сегодня мы сдали комиссии эти помещения в тех исторических объемах, в каких они должны быть готовы к реставрации. Творения таких архитекторов, как Камерон и Растрелли, не будут утрачены. Закончены работы и сданы сотрудникам музея современные помещения под фонды хранения мебели, оборудованные специальной системой газового пожаротушения, которая есть далеко не во всех музеях Санкт-Петербурга.

       Теперь на очереди второй этап. Это будет непосредственно реставрация в Арабесковом, Лионском, Китайском и Купольном залах, выполненных по замыслам Камерона и Монигетти. На данный момент завершено восстановление всей лепки в Арабесковом зале, и мы приступили к росписи плафонов. Надеемся, что к 300-летию Царского села успеем сделать все, что наметили.
       Во многом благодаря своей репутации, завоеванной в не самый простой для реставрации период, мы получаем заказы и от православного духовенства. Сейчас наши мастера восстанавливают утраченный иконостас Федоровского Государева собора. Это почетная, благородная и благодарная работа, которой все у нас гордятся. А мне, признаюсь, при жизни хотелось бы осуществить свою давнюю мечту: полностью отреставрировать уникальный храм – церковь Екатерининского дворца. Хорошо, что церковь почти полностью уцелела после второй мировой войны. Немцы, вырезав часть плафона, увезли его с собой. Остались только края, которые кто-то предусмотрительно упрятал под полами алтаря, где они и пролежали до наших дней. И только сейчас усилиями художников-реставраторов их приводят в первоначальный вид: собирают по крошкам, как мозаику, укрепляют, вычищают. Часть плафона уже восстановлена. Так что работы продолжаются и много интересного у нас еще впереди…

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>