КОГДА 
САММИТ 
ТОЛЬКО 
НА ПОЛЬЗУ 
 

 ООО "ИНТАРСИЯ"
 ЗАВЕРШАЕТ
 РЕСТАВРАЦИЮ
 ПАВЛОВСКОГО ДВОРЦА
 И ПРОДОЛЖАЕТ
 ЗАНИМАТЬСЯ
 ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ
 КРЕПОСТЬЮ
Ольга Писаренко












Павловский дворец до и в процессе реставрации
       Так уж исстари повелось, что любое хорошее и большое дело у нас постоянно старались приурочить к какому-нибудь знаковому событию. Такой вехой может стать что угодно, от коронации до юбилея. Мы всегда старались не ударить лицом в грязь перед иностранцами. В последний раз ремонт Павловского дворца торопились закончить к Олимпиаде-80. В следующую четверть века новых достойных поводов для продолжения реставрации этого здания не находилось. Все эти долгие годы памятник оставался обойденным вниманием городских властей и специалистов. Не попал он, в том числе, и в списки того, что требовалось восстановить к 300-летию Петербурга. Тем временем к числу его прежних утрат добавлялись новые, да и общее состояние объекта постепенно становилось неблагополучным.

       К решению проблемы подступились только в прошлом году. Похоже, что знаменательный повод все-таки отыскался – как-никак встреча «большой восьмерки». Неизвестно до конца, каким образом будут выстроены маршруты и программа высоких гостей, поэтому многое восстанавливается «на всякий случай». Негоже будет президентам и премьерам созерцать не самое приглядное состояние некоторых архитектурных жемчужин северной, а на период саммита – и мировой столицы.
       Реставрационно-строительная компания «Интарсия» на протяжении всех своих почти пятнадцати лет работала на объектах, которые можно с полным основанием отнести к историко-архитектурной сокровищнице Петербурга. Поэтому мастерская, снискав репутацию серьезного, ответственного, творчески развивающегося коллектива, способного успешно решать задачи самой высокой профессиональной сложности, не однажды до этого становилась одним из центральных персонажей наших публикаций.
       Непростым оказалось и место нынешнего приложения сил мастеров «Интарсии» – Павловский дворец. В реставрации каждая новая работа – особая, даже если в чем-то и повторяет предыдущие. Оттого и относиться к ней принято, как к единственной. Директор производства работ по фасадам Людмила Михайловна Голубева постаралась в максимально доступной для стороннего наблюдателя форме рассказать и о тех трудностях, которые оказались связанны с восстановлением памятника, и о сделанных в процессе работы открытиях, которые порадовали ее и коллег.
Л. Голубева:
– Когда очередь заниматься Павловским дворцом дошла до «Интарсии», его реставрация уже находилась на решающем этапе, будучи выполненной примерно на 40%. На сегодняшний день мы близки к стадии завершения работ.
       Объект большой и действительно очень емкий, в этом и состоит основная сложность. Нам поручено реставрировать металлодекор и деревянные конструкции, резьбу и каменную облицовку над цоколем, восстановить каждое из крылец, лепное убранство стен и всего фасада. Исключение одно – галерея, на которую еще не разработан проект. К тому же, как выяснилось в ходе расчистки стен, слои предыдущих фасадных ремонтов на 70% состояли из цементных добавок, что, конечно, сыграло свою отрицательную роль. Сейчас весь цемент снят и проведена полная реставрация кирпичной кладки. Причем особо серьезные утраты обнаружились на наружных стеновых конструкциях со стороны садика, где произрастали лианы. В настоящий момент уже начато оштукатуривание фасадов, для чего используются специальные гидрофобные составы на основе извести.

       Проект реализуется в жестко обозначенных и исключительно тесных временных границах. К саммиту, а это совсем уже скоро, с дворца должны быть сняты леса. Хотя коллективу мастерской уже не однажды приходилось проявлять свою способность к работе в авральных условиях, это всякий раз требует по-новому приспосабливаться к ситуации.
Л. Голубева:
– Подписаны договора с тремя субподрядчиками. Уложиться нужно в четко оговоренные сроки, значит, и работать приходится по напряженному графику, задействовав на объекте около ста пятидесяти специалистов разных направлений. Помимо объема и дефицита времени, дополнительная сложность заключается в разнообразии работ. Собственно дворец состоит из шести корпусов: центрального, двух полуциркульных, двух прямоугольных и так называемого церковного, то есть церкви Марии Федоровны.
       В составе декора этого ансамбля имеется множество деревянных изделий. Это и решетки, находящиеся на полуциркульных корпусах, и вазы, и балюстрады, и круглая колоннада по центру. Очень интересные вещи начинают выясняться уже непосредственно по ходу реставрации. Поначалу, когда при первом объезде обратили внимание на основательно разрушенную балюстраду, то решили, что это чугунное литье. Позже оказалось – она деревянная, и теперь полным ходом идет восстановление этой конструкции. Вообще, как выяснилось, и Павел, и Мария Федоровна любили дерево, потому-то во дворце его так много. Сейчас все эти элементы демонтированы, в мастерских ведется их зачистка и частичная перерезка, выбраковка и заделывание трещин… Особо не вдаваясь в тонкости технологического процесса, могу сказать, что работы там хватает.


Реставрационные работы в Павловском дворце

       Если говорить о металлодекоре, то вижу смысл отдельно остановиться на одном уникальном строении, называемом «палаткой». Эта полукруглая террасочка, расположенная со стороны садика Марии Федоровны, отличается от прочих построек ансамбля обилием чугунного литья. Например, ее потолок с роскошным растительным орнаментом был выполнен именно в этой технике. Впрочем, декоративный металл представлен и в целом здесь достаточно широко: чугунные решетки, барельефы в виде медальонов и т. д.
       Время сооружения дворца – павловская эпоха – отразилось в обилии мраморных элементов здания, его наружного убранства и интерьеров – колонны, балюстрады, скульптура. Даже такой стойкий материал подвластен разрушительному воздействию времени и природы. Возьмем те многочисленные трещины в колоннах, которые образовались за двести с небольшим лет. Это, скорее всего, стало результатом постоянных протечек на лоджиях и балконах. Происходило намокание металлического стержня колонны, он корродировал, распространяя разрушительное воздействие по структуре камня. Такую проблему также приходится решать в масштабах этой работы. Добавлю ко всему прочему большое количество нуждающихся в реставрации оконных проемов, серьезный объем фризового лепного декора, балконы, близкие к аварийному состоянию, отмостку, где нужно восстанавливать цокольный камень. Таковы в самых общих чертах задачи, которые нам приходится решать применительно к этому объекту.

       Известно, что немаловажной составляющей успеха в реставрационном деле является степень взаимопонимания между подрядчиком и заказчиком. В биографии ООО «Интарсия» случаев, когда две стороны процесса внезапно переставали «слышать» друг друга, практически не встречалось. Секрет оказался на редкость прост.
Л. Голубева:
– С заказчиками мы обычно стараемся выстроить деловые и конструктивные отношения, зная, что он от нас ждет, чтобы подрядчик работал, не создавая проблем на пустом месте. Так и в случае с Павловским дворцом. Уже сейчас здесь все потихоньку освобождается от лесов, а декор встает на свое историческое место.
       Параллельно с Павловским дворцом мастерская принимает участие в работах по восстановлению и реконструкции зданий на территории Петропавловки. Эта программа рассчитана на двухлетний срок реализации и разделена на две части. Также к саммиту намечено завершить первую половину работ. Еще примерно через год планируется закончить с реконструкцией в полном объеме. В руках «Интарсии», почти в буквальном смысле этих слов, находятся восемь объектов. А о масштабах можно судить по такой цифре: к работе привлечено около 200 человек.
Л. Голубева:
– Сейчас все наши здания в Петропавловской крепости полностью «раздеты», а точнее сказать, очищены от штукатурного слоя. После его на стенах большей части построек была зафиксирована крайне высокая степень деструкции кладки. Многие деревянные перемычки пришлось заменять клинкером или даже вводить металл, чтобы удержать кирпич. Первоначально предполагалось, что стены под цементной коркой еще достаточно крепки, но на деле все оказалось рыхлым. Собственно говоря, этого следовало ожидать. Обладая низкой паропроницаемостью, цемент сильно вредит любому зданию. Отсюда и откосы с трещинами по кирпичу, и вываливающиеся углы. Все это мы удаляем, связываем, восстанавливаем перемычки и штукатурим. В отличие от Павловского дворца, здесь будет применяться отечественная смесь под называнием «Милоедовская». В городе эта штукатурка известна, и многими, в том числе нами, активно используется в реставрационных целях.
       Из специфических особенностей данной работы отметила бы тот факт, что все здания на территории Петропавловской крепости подвержены болезни «промокших ног». Так образно на профессиональном языке называют постоянное и сильное намокание фундамента. Вызвано это, конечно, островным положением комплекса. Обычно, чтобы влага не попадала в кирпич, вокруг фундамента делается обмазка, так называемый «глиняный замок». Для выполнения работ по этой технологии уже вырыты рвы. Что касается кровель, то все они тоже находятся в удручающем состоянии, очевидно, из-за отсутствия продухов в стропильной системе. В результате происходило непрерывное подгнивание уровня стропильной ноги. Кроме того, здесь предстоит серьезная работа по понижению грунтового уровня и восстановлению исторической отмостки, так как наблюдается большой выращенный культурный слой. По историческим документам будут восстанавливаться домовые трубы построек Петропавловки. Сейчас реставрируется и уже выполнен в мягкой форме вензель на Комендантском доме. Вот-вот его отольют, и тогда к своей работе смогут приступить позолотчики. На фронтоне Иоанновских ворот восстанавливается деревянный картуш. Определенной неожиданностью для наших специалистов оказалось достаточно большое количество известняка на этом историческом сооружении. Камень нашли только сняв штукатурку, и теперь занимаемся его реанимацией. Некоторые карнизы при простукивании, как говорят, «бухтели». Позже, при вскрытии, там тоже обнажился известняк. После реставрации каменные карнизы останутся открытыми, без штукатурки, так как этот природный материал имеет свойство жить и дышать самостоятельно.

       Об особенностях одного из самых сложных объектов – Петровских ворот, реставрация которых будет осуществлена по совместному русско-итальянскому проекту, рассказал директор производства работ по ДПИ Евгений Александрович Глебов:
Фасад Петровских ворот
на чертеже XVIII в.
Петровские ворота

– Первые шаги на данном объекте мы сделали с КГИОП. Международная программа по реставрации Петровских ворот возникла позже. Проблемы, возникшие по реставрации Петровских ворот, те же, что и у аналогичных объектов города – это разрушение отделки фасада из известняка, находящегося под слоем цементной штукатурки. Известняк – прекрасный плотный камень, из которого можно делать красивый своеобразный декор, но он не устойчив к климатическим условиям Санкт-Петербурга. В той же Италии камень этой породы сохраняет свою форму гораздо дольше. Вот и на Петровских воротах известняк, изначально очень красивый, с профилированными элементами декора, начал со временем разрушаться, под воздействием влаги поверхность известняка деструктировалась, то есть стала теряться связь между молекулами. Впоследствии выполненная по отделочному камню штукатурка усилила процесс разрушения. Как следствие, под угрозой оказалась целостность всей конструкции. Первоначальное обследование было выполнено российскими специалистами института «Спецпроектреставрация», впоследствии – итальянской стороной, на современном оборудовании, в частности, установкой для лазерного сканирования, которая позволила выполнить более точные обмеры Петровских ворот. Сейчас все результаты обследования находятся в Италии, где специалисты разрабатывают проект и методики реставрации. После согласования проекта и методик реставрации КГИОП и обучения российских специалистов будет выполнена реставрация Петровских ворот.
Фрагмент реставрационных работ

       На сегодняшний день ворота полностью освобождены от штукатурки, демонтирован орел – первый герб Российской Империи, выполненный в металле, демонтированы три из четырех горельефов. Стоит заметить, что горельефы, сделанные из корабельной сосны, находятся в неплохом состоянии: читаем рисунок и виден сюжет. Сейчас стоит вопрос, останутся ли на воротах сами эти исторические элементы, или, отправившись в музей, уступят место копиям. В очень неплохом состоянии сохранились и обе скульптуры, находящиеся в нишах. Хочется надеяться, что конструктивное сотрудничество с итальянскими коллегами поможет сохранить главные ворота города, открывающие вход в самое его сердце.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>