Т.И. Николаева,
зам. начальника отдела
учета памятников
градостроительства
и архитектуры КГИОП
М.Н. Рядова,
ведущий специалист КГИОП












ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ СВ. НИКОЛАЯ В ПАВЛОВСКЕ

       Летом 1900 г. газета «Столичный курьер» сообщила, что 18 июня «в гор. Павловске состоится торжественная закладка строящейся гарнизонной церкви в память августейших основателей города императора Павла I и императрицы Марии Федоровны». В своих записках священник церкви св. Николая Иоанн Жемчужин воссоздает красочную картину этого события: «...На расстоянии нескольких сажен от храма поставлен барьер, увитый красным кумачом... на месте самого храма сделан временный пол; на правой стороне алтаря красовалась беседка – шатер, уставленный растениями с развешенными здесь чертежами храма. И все утопало во флагах; особенно красиво покрыта была флагами старая церковь, уже закопанная в землю по окна... вокруг стояли громадные толпы народа».


НА СРЕДСТВА «БЛАГОСЕРДНЫХ
ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ»

       Первоначально церковь св. Николая, возведенная в 1841 году в бывшей солдатской слободе города Павловска, была деревянной и предназначалась для военных квартировавшего здесь Образцового кавалерийского полка. По виду она немногим отличалась от обычной казармы, над кровлей которой, правда, возвышалась колокольня, а выше входа, выступавшего на улицу, располагался крест. Позднее церковь состояла при 5-й гвардейской конно-артиллерийской батарее.

Юго-восточный фасад.
Фото 1988 г.

       Одной из особенностей постройки была обширная паперть, позволявшая видеть и слышать службу большому числу людей. Двенадцать окон, устроенных невысоко над землей, делали помещение светлым и к тому же безопасным в случае пожара. Еще одно окно с разноцветными стеклами находилось в восточной алтарной стене, напротив престола.
       12 апреля 1899 г. начальник павловского гарнизона полковник Михеев подал рапорт управляющему городом В. И. Антонову о необходимости построить новый храм для солдат, офицеров и дачников, поскольку к тому моменту существующий пришел в ветхость. Здание предполагалось возвести на средства, собранные священником церкви св. Николая Иоанном Жемчужиным, и будущие частные пожертвования. В рапорте предлагалось также, «чтобы для проектируемого храма было бы отведено вполне приличествующее ему место в районе расположения войск гарнизона, находящихся в ведении Инженерного ведомства». Двумя неделями позже и сам о. Иоанн обратился к градоначальнику с аналогичной просьбой, объясняя ее, главным образом, нуждами прихожан, «которые зимою в Петербурге привыкли посещать прекрасные и обширные храмы, а летом не всегда имеют возможность удовлетворять свои религиозные потребности, так как ни одной отдельной церкви в Павловске нет, и существующие домовые церкви всегда переполнены молящимися до тесноты».
       Заботясь о средствах на постройку церкви, священник упоминает «благосердных жертвователей, которые готовы выручить нас из этого затруднительного положения». Так, вдова петербургского купца Е. П. Коврыгина передала на эти цели 15 тыс. рублей. Старая павловская домовладелица выразила желание, чтобы новый храм был создан в память основателей и устроителей города – Павла I и его жены Марии Федоровны. Узнав о предстоящем строительстве, 5 тыс. рублей пожертвовала также петербургская мещанка С. Н. Федорова. К ней присоединились и другие «обыватели». В результате было собрано 22 тысячи, что уже реально позволяло приступить к делу. «Нет никакого сомнения, что если только начать самые работы по устройству церкви, то с великою охотою отзовутся на это дело все павловские жители, а те, кто уже пожертвовал, обещают прямо еще пожертвовать при условии начала работ, и таким образом, будет вполне обеспечено окончательное устройство величественного храма Божия, план коего уже сделан начальником царскосельской инженерной дистанции полковником Вороновым. Технический надзор за работами берет на себя составитель плана, есть даже уже и подрядчик, который берется устроить храм вчерне за те деньги, которые уже есть на это дело, избрано также уже и место вблизи настоящего нашего храма...», – писал И. Жемчужин.

До начала реставрации.
1992 г.
Алтарь. Фото начала XX в.

       В рапорте от 4 мая 1899 года священник просит подать августейшему владельцу Павловска великому князю Константину Константиновичу представление об отводе места для предполагаемого храма «рядом с существующею церковию, против Солдатской улицы, где теперь находятся огороды 5-ой гв. конно-артиллерийской батареи, а фасад предполагаемого храма при сем прилагаю...».
       Очевидно, представленные ранее чертежи не получили утверждения. Однако уже 19 ноября 1899 г. специально созданная комиссия просила в Министерстве внутренних дел разрешения «на открытие повсеместного сбора пожертвований на сооружение означенного нового храма». Спустя еще десять дней придворная контора великой княгини Александры Федоровны на отношение канцелярии Министерства Императорского двора отвечала, «что великому князю Константину Константиновичу известно о назначении комиссии по изыскании средств и составлению проекта для сооружения церкви Павловского гарнизона, план которой должен быть своевременно представлен Августейшему владельцу Павловска. Против комиссиею повсеместного сбора пожертвований Его Императорское Высочество со своей стороны препятствий не встречает». 16 февраля следующего года царь «соизволил на отчуждение из Павловского имения, под постройку для гарнизона гор. Павловска церкви с оградою, в собственность сооружаемой церкви, участка земли в количестве 1178 кв. саж., как показано на возвращаемом при сем генеральном плане».

ПО ПРОЕКТУ ФОН ГОГЕНА

       Вопросам церковного строительства в военном ведомстве уделялось особое внимание. По высочайшему повелению от 23 января 1900 г. при Главном штабе была учреждена особая комиссия под председательством члена Военного совета генерала от инфантерии графа Татищева «для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд войск и для поднятия религиозно-нравственного воспитания войск. Комиссия закончила разработку этих вопросов, причем выработала особый тип военной церкви в России, образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительности и экономичности сооружения... Этот тип храма впервые был использован при строительстве церкви 148 пехотного Каспийского полка, стоимостью в 40 тысяч рублей».

Интерьер храма.
Фото начала XX в.

       Церковь св. Николая в Павловске возводилась по индивидуальному проекту, исполненному архитектором А. И. фон Гогеном (1856-1914). Зодчий был известен как автор многочисленных общественных и жилых зданий в формах эклектики, «русского стиля» и модерна. Первый же опыт церковного строительства в творчестве Гогена связан со строительством в 1893-98 гг. на бывшем Шлиссельбургском тракте (пр. Обуховской обороны, 24) совместно с А. В. Ивановым не сохранившейся до наших дней церкви Богоматери всех скорбящих радости. На нее, в частности, и указывалось как на образец для Павловска.
       Инициатор постройки храма о. Иоанн Жемчужин вспоминал, что «владельцу Павловска, великому князю Константину понравился храм, недавно выстроенный в Петербурге на Стеклянном заводе, и по образцу этого храма он поручил составить чертежи нашего храма академику, архитектору фон Гогену, что им и было исполнено в этом же 1899 году. 11 марта 1900 года его высочество соизволил на чертежах фон Гогена сделать надпись: «С чертежей согласен. Константин», а 20 июля эти чертежи были одобрены инженерным комитетом Главного инженерного управления... ».
       Непосредственно строительными работами руководил помощник академика-архитектора, гражданский инженер В. Л. Гофман. Освящение новой церкви состоялось через два года после начала строительства, 15 августа 1902 г. Храм св. Николая был сооружен в «русском стиле». Архаизация художественного образа обусловливалась социальным заказом, соответствующим эстетике своего времени. Гоген, практически ответив на призыв теоретиков архитектуры конца XIX в. о слиянии национального направления с рациональным, попытался воспроизвести мотивы «русского стиля» в традиционных материалах, обладающих долговечностью и высокими декоративными качествами. Под здание был заложен бутовый, ленточный фундамент, а его стены возведены из красно-коричневого кирпича с оштукатуриванием декоративных элементов.

Проект фасада
1900 г.

       Начало строительства с этапа укладки бутовой плиты подробно описывает И. Жемчужин. Он указывает на использование толстых плит, которыми «прокладывалась» кирпичная кладка при возведении больших по объему пилонов, сводов арок. Все работы производились на цементе пополам с известью. Таким образом, замечает священник, вся средняя часть храма представляла собой монолит и при осадке не дала ни одной трещины.
       На протяжении строительного сезона 1901 года были выложены стены церкви. Предстояло сложить своды. Чтобы кирпич лучше «принимал» раствор, особенно цементный, его на ночь опускали в бак с водой. Боковые своды и своды над алтарем решили сделать из бетона. Для прочности использовали стальные двутавровые балки, укрепляя их в стенах.
       Хоры также были выполнены из бетона, но их возведение вызвало большие неудобства. Низкие тяжелые своды над задней частью храма не позволяли устроить удобный вход. Низкий потолок сделали и в паперти, потому что ход на хоры был прямо из колокольни. Указанные недостатки вызвали решение великого князя переделать хоры и паперть, что впоследствии и осуществили. Кроме того, по предложению И. Жемчужина внесли изменения при устройстве иконостаса. Поначалу, выдвинув амвон на середину храма, алтарь хотели установить между передними колоннами, и тогда он занимал бы весьма значительную часть внутреннего пространства. Священник настоял на расположении иконостаса у алтарной арки.
       Иоанн Жемчужин указывает также на особенности конструкции купола. Согласно проекту, наверху барабана установили шатер в виде железного каркаса, остеклив его, поскольку предполагалось, что в церкви будет особое освещение, без угловых теней. Кирпич для облицовки фасадов привезли из Франции, причем каждый для сохранности был обернут в пшеничную солому. Колокола изготовили на заводе Орлова в Петербурге. Самый большой из них весил 169 пудов. Ажурный крест на центральной главе имел в середине шлифованные стекла. Когда солнечный луч преломлялся в их гранях, то вокруг распространялись радужные отражения. Для отопления в подвале устроили калориферы.

Храм в разрушенном виде. 1988 г.

       Строительство обошлось в 150 тыс. рублей. Трехнефная, четырехстолпная церковь, вмещавшая до тысячи молящихся, стала композиционным акцентом застройки солдатской слободы и вошла в число высотных ориентиров правобережной части Павловска. Пятиглавый храм – квадратный в плане, с выступающей полукруглой апсидой с востока и колокольней с запада. Нижний приземистый объем здания составляет основание четверика, переходящего в восьмерик с укороченными угловыми сторонами. В свою очередь, по его периметру располагались кокошники, примыкающие к поверхности сводчатого перекрытия. Выше них по углам стояли четыре маленькие луковичные главы на барабанах, также опоясанные кокошниками. Прямо над центром сомкнутого свода возвышался граненый барабан, прорезанный окнами с фигурным обрамлением. Над окнами барабана выделялся аркатурный фриз с развитым карнизом. В основании находящегося выше остекленного шатра вывели два ряда кокошников, верхний из которых был декорирован раковинами. Завершался шатер луковичной главой, увенчанной крестом. Ее ребристый барабан «закреплялся» в основании килевидными кокошниками. Этой же деталью декорировались выступающие части стен между окнами
       Северный и южный фасады в нижней части и апсида прорезались овальными окнами с гирькой. Над цоколем по периметру здания находились квадратные ниши, выделенные штукатуркой и, возможно, имевшие орнаментальные вставки. С трех сторон, кроме апсиды, на уровне сильно профилированного оштукатуренного фриза были установлены три образа покровителей артиллерийских батарей, стоящих в Павловске: святителя Николая, Михаила Архангела и Георгия Победоносца.
       Возвышающийся четверик верхней части церкви с каждой из сторон прорезался тройными окнами в фигурном обрамлении. В карнизах, фризах, кокошниках, обрамлении окон использовалась штукатурка. Основной объем соединялся с колокольней прямоугольным в плане объемом, где устроили вход. Над ним возвышалась колокольня, имевшая в основании восьмерик с двумя ярусами сквозных аркад. Ее завершение было идентичным с центральной главой. По периметру восьмерика находились квадратные ниши с оштукатуренными обрамлениями. Вход в церковь акцентировали выступающие части стен, декорированные парой килевидных кокошников. Боковые части прорезали овальные окна с полукруглыми бровками.
       Для внутреннего пространства храма весьма характерны устремленность ввысь и хорошая освещенность. Плоскости его стен объединены с центральной световой главой сомкнутым сводом. В сообщениях об освящении новой церкви в Павловске, опубликованных журналами «Зодчий» и газетой «Биржевые ведомости», можно отыскать частичные указания на авторские работы в интерьере. Резной иконостас из дуба с рельефными изображениями плодов и растений был исполнен «в русском стиле XVII и XVIII вв.» Субботиным. Из дуба же сделали несколько киотов для икон. Образы для иконостаса написал живописец Порфиров. Художницей Зедергольм на фарфоре были выполнены изображения евангелистов и сюжет «Благовещения» на царских вратах. Образы Марии Магдалины и апостола Павла написал художник Розанов, взявший за образцы васнецовские иконы в соборе св. Владимира в Киеве.

ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ УТРАТ

       Спустя менее четверти века, уже при новой власти, церковь св. Николая была национализирована, а 20 ноября 1933 г. по постановлению Леноблисполкома закрыта и превращена в склад и мастерскую по ремонту бронетехники. Здание серьезно пострадало в период фашистской оккупации Павловска. После войны и вплоть до 1960-х гг., когда его переоборудовали под хранилище военного снаряжения, в храме по-прежнему работала танковая мастерская. Все эти годы продолжалось постепенное разрушение здания. Используя под складское помещение, его даже не ремонтировали. Лишь 14 декабря 1987 г. согласно решению Ленгорисполкома № 967 церковь св. Николая была взята под государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения.
       К этому времени храм пришел в аварийное состояние. На значительной площади отсутствовало окрытие кровли, было разрушено шатровое завершение колокольни, четыре главки основного объема церкви и глава над апсидой – утрачены. Карнизы первого яруса и стены четверика поросли деревьями и кустами смородины. Значительные повреждения (особенно в верхних частях) имела кирпичная кладка стен, штукатурный и лепной декор сохранился лишь фрагментарно. Внутренняя планировка была искажена кирпичными и деревянными перегородками, помещения завалены старыми кроватями, грудами прочего металлолома и мусора, убранство церкви оказалось полностью утраченным. Штукатурка кирпичных стен и сводов осыпалась, была покрыта надписями. От круглых медальонов с изображением четырех евангелистов на своде уцелели лишь фрагменты. Над первым ярусом в четверике было устроено перекрытие по металлическим балкам, а в стены консольно заделаны огромные швеллеры, к которым подвешивались танки во время ремонта. Исторические бетонные перекрытия имели многочисленные пробоины. Цокольный этаж полностью затоплялся водой. Отсутствовали дверные заполнения, а наружные дверные проемы оказались частично заложены кирпичом, либо зашиты фанерой и металлическими листами. От оконных дубовых переплетов, и притом без остекления, сохранилась лишь небольшая часть. Уцелели, правда, кованые решетки на окнах 1-го яруса. Зато все инженерные сети были полностью выведены из строя.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

       Русской Православной церкви храм был возвращен в 1991 г., и с этого времени настоятель собора протоиререй Валерий Швецов вместе с супругой матушкой Зинаидой поднимают здание буквально из руин. Первым делом на средства прихода была устроена временная кровля, установлены временные дверные заполнения и иконостас, обтянуты полиэтиленом окна и начаты работы по расчистке подвала. На следующий год под руководством архитектора И. Е. Павловой была начата разработка эскизного проекта реставрации храма. Проведен архитектурно-археологический обмер здания и детальное обследование несущих конструкций, при котором обнаружены старые керамические трубы дренажа, исторические внутристенные каналы воздушной системы отопления и вентиляции, подлинные конструктивные элементы главки апсиды, которые позволили определить ее точное местоположение.

Полихромная роспись
на западной арке
Скульптура орла
в процессе воссоздания. 2005 г.

       В 1993 г. начались первоочередные противоаварийные работы. С этого времени генеральным подрядчиком на данном объекте является ЗАО «Ковчег». В 1996 г. финансирование работ по восстановлению храма взял на себя КГИОП и осуществляет его по сей день. За десять лет общая сумма средств, выделенных из бюджета Санкт-Петербурга на эти цели, составила более 18 млн. руб.
       В самом плачевном состоянии находилась крыша здания, поэтому реставрацию и было решено начать с нее. Проведен полный комплекс работ по капитальному ремонту кровли и воссозданию утраченных наверший собора. Сначала были восстановлены металлические каркасы малых шатров и их архитектурно-декоративная отделка: резные деревянные карнизы, кокошники, чешуйчатое покрытие. Главный шатер ввиду крайне неудовлетворительного состояния пришлось демонтировать и поставить на землю рядом с храмом. Металлоконструкции его несущего каркаса и центральной главы были деформированы, местами насквозь корродированны, часть элементов перекручена, практически утрачена жесткая связь между ним и основанием, на которое он был закреплен. По результатам проведенного технического обследования было принято решение о замене конструкции главки и шатра, по аналогии с подлинными. Воссоздание каркаса и его монтаж на восьмерик были выполнены в 1998 г., после чего приступили к остеклению. Причем исторически ячейки под стекла имели разный размер с каждой из сторон, поэтому нарезку стекла пришлось вести по индивидуальным размерам. В 2001 г. настала очередь воссоздания и покрытия фигурной выколотной медью главок четверика, завершения работ по реставрации колокольни и основного объема крыши.
       Реставрация фасадов церкви велась с 1997 по 2004 гг. За это время выполнено восстановление кирпичной кладки, штукатурного и лепного декора, каменной облицовки цоколя и крылец, воссозданы дубовые резные заполнения порталов и установлены новые столярные заполнения оконных проемов.
       К 100-летию освящения храма по имеющимся фотографиям его интерьера нач. ХХ в. силами организации «Вятские художественные мастерские» воссоздан дубовый резной иконостас, образы для которого пишут художники Николай и Ирина Богдановы. Деятельное участие в воссоздании храма принимают многие жители Павловска. Так, например, при определении габаритов иконостаса помогла найденная в архиве одной из прихожанок «Опись инвентаря Никольской церкви в городе Слуцке» от 2 апреля 1925 г., где приведены названия икон и их фактические размеры. Большой интерес представляет чертеж, обнаруженный нами в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и датируемый 1931 годом, где обозначен церковный участок с указанием могилы инициатора постройки, настоятеля Иоанна Жемчужина.
       Внутри церкви произведен демонтаж временных перекрытий, перегородок, полностью оштукатурены и покрашены стены, заново выполнена конструкция хоров, восстановлен алтарь, устроена солея, укреплена штукатурная основа под сохранившимися фрагментами росписи, проведена консервация красочных слоев по специально разработанной методике. Шесть лет назад во время производства работ по восстановлению штукатурной отделки интерьера под слоем деструктировавшей облицовки на западной арке были обнаружены фрагменты полихромной орнаментальной темперно-клеевой росписи.

МНОГОЕ ПРЕДСТОИТ

       В сентябре позапрошлого года к празднику Рождества Пресвятой Богородицы удалось восстановить колокольный ряд разрушенной в 1930?е гг. звонницы с установкой четырех колоколов весом 25, 41, 70 и 117 кг. Стоит заметить, что при их монтаже не использовалось никаких современных технических средств. Отлитые на Балтийском заводе колокола поднимали сами прихожане с помощью троса с системой блоков. Начало этому процессу было положено в декабре 2001 г., когда на звонницу был водружен первый, самый большой, 800-килограмовый колокол. Это, правда, меньше исторического образца, весившего около 2 тонн. Установить колокол оригинальной массы не позволило техническое состояние стен и основания звонницы.

Фрагмент воссозданного иконостаса
Главный вход.
Современный вид.

       В 2001 г. храм получил статус федерального памятника. Последняя точка в реставрации его фасадов была поставлена 19 декабря 2005 г. в день Святителя Николая Чудотворца, после установки трехсторонних геральдических орлов на дымники шатров здания. Позолоченные птицы, весом до 150 килограммов каждая, были сбиты в 1933 г., когда собор закрыли. Воссоздание скульптур золоченых литых орлов стало возможно после тщательного изучения сохранившихся фотографий храма начала ХХ века и проверки габаритных соотношений архитектурных членений здания. Пластическое решение скульптур разработано по аналогу орлов Троицкого моста.
       В настоящее время фактически закончен цикл работ по восстановлению архитектурного решения и конструктивной работоспособности здания. И все же для полноценной жизни собора необходимо завершить реставрацию его лестниц, интерьера (воссоздание росписи стен, полихромного светового фонаря, исторического пола), провести реконструкцию инженерных сетей и благоустройство прилегающей к зданию территории.
       Храм Св. Николая в Павловске, возведенный в «русском стиле» по проекту А. И. фон Гогена, является образцом полковой церкви военного поселения, отразившим поиски «национального направления» в архитектуре начала XX в.

ИСТОЧНИКИ:
Столичный курьер, 1900, 18 июня, № 20.
Жемчужин И., Десять лет в Павловске. СПб., 1906.
Указатель Павловска и его достопримечательностей. СПб., 1843.
РГИА, ф. 493, оп. 3, д. 18157.
РГИА, ф, 472, оп. 43, д. 225.
РГИА, ф, 468, оп. 15, д. 2156.
Столетие Военного Министерства. СПб., 1902, т. 13.
Зодчий, 1902, № 36, с. 415-416.
Биржевые ведомости, 1902, № 222.
ЦГА СПб., ф. 1000, оп. 49, д. 42, л. 21.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>