Елена Козырева,
кандидат архитектуры,
КГА Санкт-Петербурга
РАЗМЫШЛЕНИЯ
У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА
ЧЕТЫРЕ ПУТИ
СОХРАНЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИХ
ПОРТАЛОВ
ПЕТЕРБУРГА
















       Тема современного состояния исторических фасадов не раз затрагивалась на страницах нашего журнала. «Круглый стол», прошедший в апреле в Музее истории города в Петропавловской крепости, показал, что сохранность такой уникальной их части, как старинные двери, является у нас проблемной и сегодня вызывает беспокойство не только у специалистов в области охраны памятников.
       Повод собраться и обсудить проблему был поистине уникален по содержанию и зрелищности – фотовыставка двух петербургских архитекторов, объединенная общей темой и предметом увлечения авторов: «Двери и порталы европейских городов».
       Для Елены Шаровой, руководителя архитектурной мастерской «Вега» и обладателя Серебряного диплома XII Международного фестиваля «Зодчество», фотофиксация порталов, особенно после поездки в Италию и Францию, превратилась в настоящую манию. На выставке была представлена лишь небольшая часть этого направления ее творчества – своеобразная «портретная галерея», созданная по впечатлениям от Рима, Падуи, Перуджи, Венеции, Парижа, Сен-Дени и других городов Европы.
       Другая Елена – Батыгина, – уже более десяти лет «больна» похожей страстью – собиранием фотоколлекции входов. Ее первая авторская выставка «Поэзия дверей» прошла в 2003 г. в музее Владимира Набокова. В этой экспозиции каждый вход был представлен как неповторимая целостная композиция, где любая деталь значима, ощутимы драгоценная патина времени и живой контакт с человеком, забота о красоте, своеобразии и ухоженности «лица дома», так много говорящем о хозяине.
       Эмоциональное начало, заданное вернисажем, не могло не затронуть всех участников круглого стола, среди которых были люди из Музея, КГИОП и КГА, да и многие из тех, кто просто неравнодушен к традиционному атрибуту фасадов. После обозрения представленного на выставке европейского великолепия особенно остро зазвучали извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», относящиеся к печальной судьбе исторических дверей и порталов Петербурга.
       Статистика такова: с конца 1990-х гг. не менее трети уникальных дверных полотен петербургских домов были заменены стандартными металлическими. В целом, на одну старую дверь сегодня приходится уже не менее десяти «новодельных», и эта статистика имеет тенденцию к росту. Чего, правда, нельзя подсчитать в этом процессе, так это степени того невосполнимого урона, который уже причинен и продолжает наноситься историческому колориту среды, архитектурному единству фасадов, престижу Петербурга как европейского города с глубокими традициями культуры.
       Как печально отметила начальник отдела проектирования выставок Музея истории Санкт-Петербурга Мария Макагонова, в наши дни потихоньку исчезает чисто питерское понятие «парадная», а его место все увереннее занимает расхожее – «подъезд».
       Конечно, прежде всего, виновато время. Оно не щадит старых деревянных полотен с резными деталями, что, чудом уцелев, достигли сегодня критического возраста и без реставрационного вмешательства погибнут. Когда за дело берутся реставраторы, они сталкиваются с серьезными проблемами: плохим состоянием сохранившихся элементов, отсутствием полноценной информации о первоначальном облике и утратах. И зачастую именно по этим причинам воссоздать подлинный вид дверей практически невозможно.
       Виновата и переживаемая городом эпоха хаотичной смены владельцев и собственников отдельных помещений при отсутствии хозяина, заботящегося об облике всего дома. По словам специалиста КГИОП Елены Ломакиной, и владелец, и приглашенный для проектирования нового входа архитектор хотят проявить индивидуальность, «заявив о себе» на фасаде. Проще сделать проект, не посещая архива, не пользуясь обмерными чертежами. Но это уже вопрос профессиональной культуры.
       Нельзя не учитывать и то, что сегодня для горожан на первый план выходят соображения безопасности и экономии. Старая дверь не защищает, причем ее реставрация и ремонт – недешевое мероприятие (восстановление упирается в несколько сотен тысяч рублей). Жильцы же без каких-либо разрешений и согласований, а порой и при содействии муниципальных властей, заменяют ее на недорогую железную с кодовым замком и домофоном. Когда в ходе осуществления программы «Фасады Санкт-Петербурга» на ряде домов предполагалось заменить самовольно поставленные металлические двери на деревянные, выполненные по историческим чертежам, это натолкнулось на протест. Таковы приоритеты.
       Пройдя по кварталам жилой застройки кон. XIX – нач. XX вв., периода, отмеченного особым вниманием к оформлению входов, можно увидеть десятки грубых железных «заплат» в роскошном обрамлении порталов. Петроградская сторона, Васильевский остров, районы Фонтанки, Мойки, канала Грибоедова, которые еще недавно можно было назвать настоящими заповедниками архитектурных традиций, лишились значительной детали, без которой городской пейзаж как целое деформирован, а среда приобретает черты деградации.
       Далеко не всякое историческое здание официально признается памятником и охраняется государством. Но и эти постройки создают своеобразный колорит среды, а в недалеком будущем многие из них могут пополнить списки объектов историко-культурного наследия. В каком виде грядущие поколения сумеют его получить? Один из приведенных примеров – застройка середины прошлого века. Порталы и двери «сталинского ампира» – характерные памятники эпохи. Как и фасады, они монументальны, добротны, построены на основах классической композиции. Много ли сегодня сохранилось подлинных образцов таких дверей с характерными филенками, переплетами, фурнитурой? А ведь их возраст – максимум пять десятилетий.
       Как одну из причин сложившейся ситуации собравшиеся отметили отсутствие жестких регламентирующих норм в области контроля за состоянием фасадов, наряду с декларативностью и практической непроработанностью положений действующего законодательства, а, соответственно, отсутствием механизмов его реализации. В частности, нет порядка взимания штрафов за нарушение проекта или несанкционированные действия.
       Среди предложенных участниками «круглого стола» путей решения проблемы сохранения исторических дверей можно выделить четыре основных.

       Самым радикальным, хотя, может быть, и действительно спасительным для уникальных дверных полотен, которые в естественной среде уже не сохранить, признается вариант музеефикации. В этом плане у Петропавловки есть немалый опыт. Еще в 1970-80 гг., в пору массового капремонта старого фонда, когда бесследно пропадали ценные предметы убранства домов, здесь была создана специальная бригада. Оперативно выезжая на место, эти люди демонтировали и перевозили в музей истории города все, что еще можно было сохранить, в том числе двери. Музейный фонд архитектурных деталей сегодня представляет уникальную коллекцию спасенных и отреставрированных предметов. Как отметил директор музея Борис Аракчеев, есть и любопытная тенденция. У зданий-памятников появляются новые хозяева, которые стали интересоваться как историей своих домов, так и возможностью вернуть утраты. В таких случаях, сохраняя в своих фондах подлинные экспонаты, музей предлагает сделать с них точные копии.
       В ответ на эту информацию прозвучало даже такое предложение: все, что сохранилось, пока не поздно, отправить в музей. Однако такая акция представляется спорной и малореалистичной. Все-таки вне архитектурного контекста и функции дверь утрачивает свою сущность, а вопрос, что взамен получат фасады, остается открытым.
       Путь второй: фиксация сохранившегося, проведение обмеров, формирование фонда архивных материалов и их обязательное использование при выполнении архитектурных проектов. В этой связи вспомнили прекрасные альбомы пятидесятых, посвященные обмерам итальянских порталов. Борис Калиничев, начальник отдела ДПИ КГИОП рассказал об опыте работы над книжной серией «Архитектурное убранство Санкт-Петербурга», издающейся с 1998 г. Третьим в ней стал альбом «Двери и порталы Санкт-Петербурга». Сохранив информацию, можно рассчитывать на воссоздание в будущем утраченных или ветхих деталей, на преемственность традиций. Был отмечен и тот интерес, с каким студенты-архитекторы выполняют обмеры городских порталов, видя в этом свою «историческую миссию».
       Третий путь лежит в русле реализации программы «Фасады Санкт-Петербурга». Он нацелен на поиск возможностей действительно комплексного восстановления фасадного ансамбля с привлечением к участию всех заинтересованных сторон. Для ценных объектов культурного наследия этот вариант представляется наиболее оправданным.
       И, наконец, еще один из путей связан с надеждами на новый регламент содержания фасадов, что сейчас разрабатывается совместными усилиями трех комитетов: жилищного, градостроительного и охраны памятников. Предполагается, что этот документ поможет более решительно перевести в правовую плоскость госрегулирования все действия, так или иначе затрагивающие внешний архитектурный облик петербургских зданий.
       В осуществлении каждого из путей есть свои перспективы и «подводные камни». Решение проблемы, вероятно, надо искать во взаимодействии направлений. Но с чем согласились большинство участников «круглого стола», так это с необходимостью «воспитывать людей». Ведь гибнет то, что не востребовано, не осознается как ценность, общее достояние, предмет ответственности.
       Не так давно разработана и принята «Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга». В ней говорится, что распространение знаний, выработка экономического механизма и нормативно-правовой базы, привлечение средств массовой информации должны содействовать консолидации усилий жителей города для решения проблем сохранения и улучшения окружающей среды.
       Проблема, которой был посвящен «круглый стол», также находится в сфере экологии – «экологии культуры», а фотовыставку стоит признать прекрасным средством воспитания и воздействия. Хотелось, чтобы подобные события настойчивее привлекали внимание горожан и в особенности тех, от кого зависит качество городской среды.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>