В РАЗВИТИЕ ТЕМЫ
ПОЛУЧАЕТ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ
В ХОДЕ ГУБЕРНАТОРСКОЙ
ФАСАДНОЙ ПРОГРАММЫ













Лидия Хуторовская,
начальник отдела КГИОП

       Даже более ста лет назад состязательность в градостроительном творчестве значила очень и очень много. Впрочем, авторитет автора влиял на решение петербургских властей ничуть не меньше, чем сейчас. Возьмите пример с закрытым конкурсом проектов здания Московского купеческого банка, который в самом начале прошлого века собирались строить на Невском. Победу в нем одержала работа академика архитектуры Л. Н. Бенуа. Причем, может быть, в угоду новым веяниям, может – из чисто эстетических побуждений, выбирая из вариантов решения фасадов, предложенных корифеем, – один с облицовкой камнем, а другой со штукатурной отделкой в стиле модерн, – остановились на втором.
Дом на Невском пр., 46,
перед реставрацией

       Как бы там ни было, но сегодня в Петербурге дом № 46 по Невскому пр., построенный 1901-03 гг., по праву признается одним из самых ярких архитектурных памятников регионального значения. Известно, что, несмотря на новизну и особую популярность модерна в числе прочих стилевых направлений того периода, сам Леонтий Николаевич предпочитал творить в иных жанрах. Кстати, во всем огромном наследии великого зодчего эта постройка является его единственным, зато на редкость удачным модернистским опытом. Стоит заметить, что авторский проект Московского купеческого сохранился до наших дней. В свою очередь, исследователи творчества Бенуа имеют все основания утверждать, что из всего выстроенного в Санкт-Петербурге в стиле модерн в тот самый год бесспорно лучшим являлся именно этот дом.
       Перед возведением объекта все строения, находящиеся на этом участке проспекта, были практически полностью разобраны. Работы шли, как позднее стало принято говорить, «ударными темпами» и в основном завершились уже в 1902 г.
       В итоге, Невский проспект получил еще одно украшение в виде нового здания, имевшего симметричный фасад с трехступенчатым аттиком. Два его нижних этажа были облицованы красным гранитом и оформлены витринными окнами, а в уровнях третьего и четвертого по сторонам от центральной оси Л. Н. Бенуа предусмотрел два металлических остекленных эркера. В их оформлении, а также балконов, аттика и венчающего карниза использовался металл художественной ковки с текучими линиями растительного орнамента. Филенки над окнами второго этажа и в аттике были выполнены из мрамора. Однако наиболее уникальным элементом отделки фасада являлся керамический фриз, предположительно выполненный по авторским рисункам самого Бенуа и изготовленный парижской фирмой «Эмиль Лиолер».
       Более ста лет эксплуатации здания не могли не сказаться на сохранности большинства элементов его наружной отделки. Многое было утрачено безвозвратно. Особенно неприятными последствиями отразились на внешнем облике дома послевоенные годы. Кто-то, не слишком вдаваясь в эстетические идеи первоначального архитектурного замысла академика Бенуа, решил покрыть весь фасад, включая керамический, каменный и металлический декор ПХВ красками в один колер.
       Ситуация стала меняться уже в наши дни. В 2005 г. по распоряжению губернатора В. И. Матвиенко Комитетом ГИОП была сформирована «Программа реставрации фасадов исторического центра Санкт-Петербурга. 2005–2007 гг.». В ее первую очередь был включен и этот дом на Невском. В соответствии с архитектурно-реставрационным заданием нашего комитета в июне прошлого года здесь начались работы по реставрации фасада, финансируемые за счет средств его пользователей (ОАО «Норд» и ГСП № 1 Комитета по здравоохранению). Предварительно специалистами ГУ СПб НИИП «Спецпроектреставрация» были выполнены исследования состояния и степени деструкции отделочных материалов, декоративных деталей, выявлен первоначальный колер окраски штукатурных поверхностей и металлодекора, разработаны методики по расчистке фасада и всех его декоративных элементов от многослойных покрасок, укреплению материалов, методы докомпоновки утрат, технология окраски фасада.
       По результатам конкурса право на производство реставрационных работ получило ЗАО «Горюнов и Горюнов». Первоначально специалисты фирмы занялись расчисткой поверхностей фасада и его декора от многослойных поздних покрасок. В дальнейшем были удалены полностью деструктированные и не подлежащие сохранению фрагменты отделки, а ослабленные элементы – укреплены. Воссоздание утрат выполнялось по образцам, сохранившимся в натуре. Под руками мастеров-реставраторов А. В. Полетаева, С. А. Борканова, Е. Н. Поляковой и других талантливых специалистов на глазах оживали в своей первозданной красоте уникальные полихромные композиции керамического декора фриза (перламутровые морские раковины, гроздья винограда, переплетения причудливых растений, гирлянды и маски), резные из песчаника подкарнизные кронштейны, медальоны. Также с воссозданием утрат были отреставрированы выколотные розетки венчающего карниза, шпиатровый меандр над окнами первого этажа, гипсовый декор в оформлении окон под аркой. Работа оказалась на редкость сложной. Ведь каждый элемент первоначальной отделки фасада был выполнен безукоризненно с поразительным мастерством и отточенностью рисунка. Даже держатели водосточных труб были украшены выколотным цветком.
Керамические детали декора здания в процессе реставрации

       Однажды в ходе обследования металлоконструкций трехступенчатого аттика в строительном мусоре, скопившемся на чердаке, реставраторы наткнулись на осколки змеевика. Находка позволила определить подлинный вид камня утраченной отделки в филенках и над окнами второго этажа, и аттика. Змеевик, между прочим, очень хорошо виден на фотографии здания, датируемой 1914-м годом.
       Особая сложность работы была вызвана исключительным разнообразием как применявшихся материалов отделки, так и техник ее изготовления. Например, на лицевом фасаде строителями начала прошлого века широко использовались и полированный красный валаамский гранит, и глазурованная полихромная керамика, и песчаник, и шпиатр, а также гипсовый и штукатурный декор, выколотная медь, латунь, литье из черного металла и художественная ковка.
       В процессе ремонта фасада для восстановления керамических деталей применялся метод холодной реставрации с восполнением утрат в пластике декора и полихромной глазури. Песчаник расчищался комбинированным способом от грязи, краски и биопоражений. Утраты восполнялись в камнезаменителе, с последующей гидрофобизацией отреставрированных поверхностей. На штукатурном покрытии удалялись все поздние цементосодержащие вставки. Реставрация шла по методике, разработанной для силикатной окрасочной программы.
Керамические украшения фасада дома
на Невском пр., 46, до реставрации

       Все элементы черного металла были расчищены от коррозии и краски, вдобавок, выполнена необходимая замена деталей их крепления. Что касается кованого декора, то он демонтировался и реставрировался уже в условиях мастерской с восполнением утрат в исторической технике. Чистовая окраска этих элементов по колеру, определенному в результате научных исследований, как правило, производилась после антикоррозийной защиты. Важно было избежать «конфликта» деталей из цветных и черных металлов. Поэтому их установка производилась держателями из латуни и нержавейки с использованием прокладок из полиуретана.
       Лето в северной столице, увы, недолгое. Но эта проблема у петербургских профессионалов отработана. С наступлением холодов для соблюдения режима технологии реставрационных работ на фасаде здания-памятника были устроены тепляки, где поддерживалась среднесуточная температура не ниже +8° С.
       Основное сделано, но полностью работы еще не завершены. Как реставраторам, так и пользователям здания – ОАО «Норд» совместно с Комитетом по здравоохранению – прямо этим летом предстоит восстановить отделку фасада из змеевика, завершить навеску кованых трехцветий на венчающем карнизе, а также, по решению Коллегии, приспосабливая часть здания под новое использование, возвратить авторское оформление витринам и дверным заполнениям 1-го этажа, раскрыть витринное окно, позже заложенное в арочном пространстве, а также – световые приямки на лицевом фасаде.
       Однако уже сейчас и с каждым днем становится все более и более видно, насколько точен и виртуозен был Леонтий Бенуа, «сочиняя» один из своих удивительных проектов, разработанных для строительства в самом сердце Петербурга.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>