КАЖДАЯ ИЗ ПОСЛЕДНИХ РАБОТ ЗАО «ГОРЮНОВ И ГОРЮНОВ»
ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ ЗНАКОВОЙ ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА











Ирина Радченко

       Ведущее место в структуре производственной деятельности этого организованного в 1991 г. предприятия изначально было отведено реставрации фасадов архитектурных памятников. Основной предпосылкой такой специализации послужила богатая практика первого директора закрытого акционерного общества Андрея Ильича Горюнова, полученная именно в этом направлении. Сюда же был приплюсован серьезный опыт историко-архитектурных исследований и проектирования, который имелся у его однофамильца, доктора архитектуры и профессора ЛИСИ Василия Семеновича Горюнова. Такое удачное сочетание практических и теоретических наработок в лицах двух основателей фирмы, помноженное на умения и знания влившихся сюда специалистов, грамотную политику технического развития, позволило ей достаточно быстро завоевать репутацию одного из ведущих реставрационных коллективов Санкт-Петербурга.
       Полтора десятилетия работы ЗАО «Горюнов и Горюнов», которое с 1998 г. возглавил Лев Николоаевич Кузнецов, отмечены участием в реализации самых серьезных реставрационных проектов северной столицы. О большинстве этих работ если и не подробно рассказывалось, то по меньшей мере упоминалось на страницах нашего издания. Вспомните хотя бы Ботный дом Петропавловской крепости, особняк Румянцева. Добавим сюда реставрацию фасадов Кунсткамеры, Нахимовского училища, офиса «Бурден Моден» у метро «Черная речка», здания Адмиралтейства, собора Петра и Павла, павильона Росси в Михайловском саду, пропилеев Смольного и многих других объектов, каждый из которых заслуживает отдельного и, поверьте, всегда увлекательного рассказа о своем восстановлении. Ретроспективный отчет был бы уместен, особенно в связи с круглой для фирмы датой, но нас больше интересовало, чем здесь заняты сегодня. С такого вопроса и начался наш разговор с генеральным директором предприятия.

Л. Кузнецов:
– Вот уже третий год мы восстанавливаем галерею Пассажа. Если же все полностью посчитать, то в общей сложности этому объекту, который может по праву считаться одним из особенно заметных на сегодняшнем этапе развития реставрационной отрасли Петербурга, нами отдано уже около десяти лет. Именно в 1996 г. фирма приступила к наружной реставрации здания со стороны Итальянской ул. и затем перешла к лицевому фасаду.
       Исключительно интересной как в практическом плане, так и в творческом отношении оказалась для нас работа по восстановлению зала подарков. Достаточно просто сравнить, как выглядела эта часть интерьеров Пассажа перед реставрацией, и как преобразилась после. Тесно взаимодействуя со специалистами КГИОП, основываясь на сохранившихся документах и иконографических материалах, наши лучшие мастера сумели вернуть залу исторически достоверный облик.
Воссозданные полы Торгового Дома Пассаж
Зал подарков Пассажа
после реставрации

Галерея Пассажа
на завершающем этапе реставрации


       Многие помнят то плачевное состояние, в каком пребывали полы галереи к началу ее реставрации – сплошь неровные, с выбитыми фрагментами. Степень утрат была настолько значительна, что речь могла вестись лишь о воссоздании всего покрытия. Причем по всей России не отыскалось никого, кто взялся бы воспроизвести плитку, соответствующую историческому аналогу. Если и можно было разыскать что-то похожее, то только в дальнем зарубежье. Очень кстати на тот момент пришлось приближавшееся 300-летие города. В свете этого события итальянское консульство сделало «шаг доброй воли» и преподнесло Петербургу в качестве одного из юбилейных подарков плитку для покрытия полов Пассажа, изготовленную по индивидуальному заказу и по сохранившимся образцам. Считаю, что и сама работа по ее укладке нами была выполнена на достойном уровне.
       Несколько раньше компания «Панорама» восстановила уникальный стеклянный фонарь над Пассажем. Таким образом, дело оставалось, так сказать, «за малым» – внутренней реставрацией галереи. При этом следовало отдавать себе отчет, что работы предстоит вести на территории одного из крупнейших в Петербурге торговых предприятий. Форсировать их, обставив все лесами, попросту не представлялось возможным. Какие-то неудобства или, того хуже, остановки в его деятельности могут грозить невосполнимыми убытками. Соответственно, перед реставраторами были поставлены жесткие условия: пусть работа даже и затянется надолго, но она ни при каких обстоятельствах не должна мешать производственной деятельности торгового комплекса. В связи с этим пришлось заниматься множеством организационных проблем, искать компромиссы и неординарные решения. Но надо отдать должное и руководству Пассажа, которое с редким для нашего времени пониманием относится к реставрационной теме, не скупясь ни на средства, ни на участие в практической стороне дела.

       В итоге выстроилась технологическая схема поэтапного, а, точнее, «поэтажного» ведения реставрации. Покончив с заменой полов, мы уже в следующем сезоне сосредоточили силы на третьем этаже. Еще через год «спустились» на второй, и вот, наконец, подступились к первому. Во всех случаях нами используются исключительно подвесные леса и никаких конструкций, опирающихся на полы галереи, в ходе реставрации ее интерьеров. Прогнозировалось, что наиболее интересной частью этой работы все-таки окажется ее финал – то есть первый этаж. Так и складывается – с одной стороны, он сам по себе отличается особой роскошью отделки (камень, деревянный декор, смальта и т.д.). С другой, в процессе расчисток здесь обнаружено немало таких деталей, существование которых еще недавно мало кто мог предположить.

Отреставрированное здание
на Невском пр., 62
(Дом книги)

       Все восстанавливается либо же восполняется в максимальном приближении к оригиналу. Поэтому, когда комплексная реставрация галереи будет полностью завершена, что намечается к Новому году, петербуржцы и гости северной столицы сумеют воочию, не обращаясь к архивным фотографиям, полюбоваться всей той красотой, которая отличала внутреннее убранство этого выдающегося архитектурного памятника. Важно понимать, что из всех старых универмагов города Пассаж менее всего затронули поздние реконструкции, и он остается фактически единственным, который может и, главное, пытается сохранить свой исторический облик.
       С еще одним зданием, куда некоторое время назад переселился Дом книги, другая история. Сегодня, спустя всего-то около двух лет после окончания его реставрации, об удручающем состоянии, в котором тот находился перед началом работ, могут вспомнить разве что специалисты. Дом на Невском пр., 62, сооруженный в 1896-98 гг. по проекту арх. Б. И. Гиршовича для Азовского коммерческого банка, изначально поражал современников совершенством объемно-планировочного решения и роскошью отделки и всегда считался одним из лучших образцов поздней эклектики. В его оформлении были использованы приемы французского ренессанса, а сочный по пластике и представительный фасад словно подчеркивал назначение здания как центра деловой жизни. Но неумолимое время и пресловутый «человеческий фактор» не могли не сказаться на его внешнем облике. В процессе эксплуатации и в результате отнюдь не реставрационных ремонтов из украшения Невского это здание постепенно превратилось в один из его особо проблемных объектов.

Завершение реставрации дома
на Невском пр., 46

А. Полетаев (слева)
и гл. специалист КГИОП
С. Тучинский во время обследования предреставрационного состояния фасадов
(Невский пр., 46)

Расчистка керамического декора на фасаде здания (Невский пр., 46)

Л. Кузнецов:
– Добавлю, что в годы войны в этот дом, сооруженный из родомского песчаника и стоявший на четной стороне проспекта, которая, как известно, была «наиболее опасна», произошло прямое попадание немецкого снаряда. Случившиеся разрушения были устранены, но о реставрации в ее подлинном понимании в тогдашней ситуации, действительно, не могло быть и речи. Все ограничилось цементированием с имитацией под исторический конструкционный материал. Аналогично осуществлялись и все последующие ремонты.
       Результат осуществления всякого реставрационного проекта зависит и от технической оснащенности подрядной организации, и от того, насколько тщательно изучена историческая сторона дела. Однако при равенстве этих условий решающим фактором успешного выполнения работ является все-таки специалист. Когда это не просто грамотный исполнитель, а одаренный мастер, творчески подходящий к своей конкретной задаче, знающий пути и методы ее решения, тогда и можно рассчитывать на что-то достойное. В примере с домом на Невском, 62, мы, как мне кажется, сумели достичь если и не абсолютного, то, во всяком случае, максимального соответствия сегодняшнего вида постройки ее авторскому замыслу во многом благодаря труду и таланту таких людей, как Анатолий Полетаев. Независимо от масштабов и историко-культурной значимости объекта, которая всегда в достаточной степени условна, любая работа этого человека становится авторской по сути и неповторимой по исполнению. Ему удается не только сгенерировать некую реставрационную идею, но и организовать ее практическое воплощение от начала до конца. Что-то здесь, как говорят, от Бога, что-то является следствием глубокого и постоянного профессионального самосовершенствования. Не случайно коллеги по нашему творческому цеху оценивают восстановление этого памятника, осуществлявшееся под руководством А. Полетаева, как поистине выдающийся вклад в возвращение Петербургу его исторического облика. В процессе этой реставрации были удалены и заменены первоначальным материалом тонны бетона от прежних ремонтов, искажавшие вид постройки. Объемы восполнений были велики, но при всем том была нащупана та тонкая граница, которая позволяет теперь воспринимать здание не как новодел, а именно как архитектурный памятник своей эпохи.
       Вообще говоря, в реставрации господствуют два подхода. Один состоит в том, чтобы как можно точнее и в каждой детали повторить авторский замысел. Здесь материализуется стремление к достоверности. Другой основан на консервации сохранившихся частей объекта при восполнении утрат новыми и нехарактерными для первоисточника элементами. В этом случае, наоборот, работает принцип контраста. Вероятно, обе философии имеют право на существование, что проявляется в различных европейских школах. Что более приемлемо для Петербурга – вопрос стратегии, непростой и в этическом, и в экономическом смысле. В то же время мы остаемся приверженцами первого варианта.

       Место расположения одного из объектов, восстанавливаемых в настоящее время силами ЗАО «Горюнов и Горюнов» в рамках губернаторской фасадной программы, – самое что ни есть «лобное». Несоответствие внешнего вида дома на углу Невского и Садовой (Невский пр., 46) и всей этой в целом добротно отреставрированной части проспекта давно и, как казалось скептикам, безнадежно «резало глаз». Всякие попытки подешевле отремонтировать каменную часть его фасада лишь усугубляли ситуацию – деньги вкладывались, а уже спустя пару лет к восстановительным работам приходилось возвращаться вновь. Основная проблема сводилась к отсутствию нужного количества денег на полноценную реставрацию.

Фрагменты декора здания до и после реставрации

Л. Кузнецов:
– Одну половину дома занимает компания «Норд», другую – стоматологическая поликлиника с городским финансированием. И если вопросы с бизнесменами как-то можно было решать, то с бюджетной долей все обстояло гораздо сложнее. Как говорят, сдвинуть дело с «мертвой точки» помогла личная инициатива губернатора Валентины Матвиенко, обратившей как-то внимание на эту злополучную постройку. Только таким образом и дошла очередь до ее реставрации. Деньги поликлинике были выделены, однако, как это обычно бывает с финансированием из бюджета, фактически они «пошли» где-то к середине года. Здание считалось красивым, но обычным – не хуже и не лучше множества других в историческом центре Петербурга. Уже потом непосредственно в ходе работ под слоями позднейших окрашиваний стали обнаруживаться некоторые до сей поры неизвестные нюансы отделки – например, детали керамического декора, изготовленные во Франции по эскизам самого Бенуа. Все до поры до времени думали, что это лепка, которой, кстати, на этом здании тоже весьма много, что вообще-то характерно для работ этого зодчего. Кому и когда конкретно в советское время пришло в голову закрасить керамику, история умалчивает. К тому же, ее просто так покрыть ПХВ-краской невозможно, понадобились какая-то исключительная изобретательность и, возможно, даже фундаментальные исследования в области поиска специальных грунтовок, применение в качестве растворителя совсем уж экзотического вещества – толуола. Вот уж действительно, упорство, достойное лучшего применения, а нам, в свою очередь, пришлось потратить едва ли не сверхчеловеческие усилия на расчистку поверхности этих элементов наружной отделки. Правда, к чести своих предшественников могу заметить, что под красочным слоем все керамическое убранство фасада, за исключением, пожалуй, балкона, сохранилось в очень и очень неплохом состоянии. Получилось, что они, может быть и сами о том не подозревая, применили здесь определенные консервационные технологии.

Дом на Невском пр., 46. Обследование и реставрация кровли
       Работа на данном объекте уникальна еще и в том смысле, что здесь производится буквально «дециметровая», а местами и «сантиметровая» или, как ее еще называют, «высокая» реставрация, что вообще почти нехарактерно при восстановлении фасадов. Кроме того, в процессе все более тщательного исследования архивных фотоматериалов стали постепенно вскрываться и иные особенности отделки здания.
       Само собой, стечение таких обстоятельств сказалось на сроках реставрационного ремонта этого дома на Невском. Во-первых, приступили мы к нему не в мае, как следовало бы, а в конце лета. Позднее вновь встал денежный вопрос, продиктованный ограниченными возможностями участия поликлиники в дополнительном финансировании проекта. Тем не менее, сегодня фасад здания восстановлен примерно на две трети. Думается, что в наших общих интересах и, надеюсь, по силам завершить работы к окончанию этого реставрационного сезона.

ЗАО «Горюнов и Горюнов»
191040, С.-Петербург.
Лиговский пр., д. 56-Г,
оф. 514, 516
Тел.:(812)764-5418
Факс:(812)764-5416
E-mail: [email protected]

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>