Воссозданные полы Торгового Дома Пассаж |
Зал подарков Пассажа после реставрации |
Галерея Пассажа |
Отреставрированное здание на Невском пр., 62 (Дом книги) |
Все восстанавливается либо же восполняется в максимальном приближении к оригиналу. Поэтому, когда комплексная реставрация галереи будет полностью завершена, что намечается к Новому году, петербуржцы и гости северной столицы сумеют воочию, не обращаясь к архивным фотографиям, полюбоваться всей той красотой, которая отличала внутреннее убранство этого выдающегося архитектурного памятника. Важно понимать, что из всех старых универмагов города Пассаж менее всего затронули поздние реконструкции, и он остается фактически единственным, который может и, главное, пытается сохранить свой исторический облик.
С еще одним зданием, куда некоторое время назад переселился Дом книги, другая история. Сегодня, спустя всего-то около двух лет после окончания его реставрации, об удручающем состоянии, в котором тот находился перед началом работ, могут вспомнить разве что специалисты. Дом на Невском пр., 62, сооруженный в 1896-98 гг. по проекту арх. Б. И. Гиршовича для Азовского коммерческого банка, изначально поражал современников совершенством объемно-планировочного решения и роскошью отделки и всегда считался одним из лучших образцов поздней эклектики. В его оформлении были использованы приемы французского ренессанса, а сочный по пластике и представительный фасад словно подчеркивал назначение здания как центра деловой жизни. Но неумолимое время и пресловутый «человеческий фактор» не могли не сказаться на его внешнем облике. В процессе эксплуатации и в результате отнюдь не реставрационных ремонтов из украшения Невского это здание постепенно превратилось в один из его особо проблемных объектов.
Завершение реставрации дома на Невском пр., 46 |
А. Полетаев (слева) и гл. специалист КГИОП С. Тучинский во время обследования предреставрационного состояния фасадов (Невский пр., 46) |
Расчистка керамического декора на фасаде здания (Невский пр., 46) |
Л. Кузнецов:
– Добавлю, что в годы войны в этот дом, сооруженный из родомского песчаника и стоявший на четной стороне проспекта, которая, как известно, была «наиболее опасна», произошло прямое попадание немецкого снаряда. Случившиеся разрушения были устранены, но о реставрации в ее подлинном понимании в тогдашней ситуации, действительно, не могло быть и речи. Все ограничилось цементированием с имитацией под исторический конструкционный материал. Аналогично осуществлялись и все последующие ремонты.
Результат осуществления всякого реставрационного проекта зависит и от технической оснащенности подрядной организации, и от того, насколько тщательно изучена историческая сторона дела. Однако при равенстве этих условий решающим фактором успешного выполнения работ является все-таки специалист. Когда это не просто грамотный исполнитель, а одаренный мастер, творчески подходящий к своей конкретной задаче, знающий пути и методы ее решения, тогда и можно рассчитывать на что-то достойное. В примере с домом на Невском, 62, мы, как мне кажется, сумели достичь если и не абсолютного, то, во всяком случае, максимального соответствия сегодняшнего вида постройки ее авторскому замыслу во многом благодаря труду и таланту таких людей, как Анатолий Полетаев. Независимо от масштабов и историко-культурной значимости объекта, которая всегда в достаточной степени условна, любая работа этого человека становится авторской по сути и неповторимой по исполнению. Ему удается не только сгенерировать некую реставрационную идею, но и организовать ее практическое воплощение от начала до конца. Что-то здесь, как говорят, от Бога, что-то является следствием глубокого и постоянного профессионального самосовершенствования. Не случайно коллеги по нашему творческому цеху оценивают восстановление этого памятника, осуществлявшееся под руководством А. Полетаева, как поистине выдающийся вклад в возвращение Петербургу его исторического облика. В процессе этой реставрации были удалены и заменены первоначальным материалом тонны бетона от прежних ремонтов, искажавшие вид постройки. Объемы восполнений были велики, но при всем том была нащупана та тонкая граница, которая позволяет теперь воспринимать здание не как новодел, а именно как архитектурный памятник своей эпохи.
Вообще говоря, в реставрации господствуют два подхода. Один состоит в том, чтобы как можно точнее и в каждой детали повторить авторский замысел. Здесь материализуется стремление к достоверности. Другой основан на консервации сохранившихся частей объекта при восполнении утрат новыми и нехарактерными для первоисточника элементами. В этом случае, наоборот, работает принцип контраста. Вероятно, обе философии имеют право на существование, что проявляется в различных европейских школах. Что более приемлемо для Петербурга – вопрос стратегии, непростой и в этическом, и в экономическом смысле. В то же время мы остаемся приверженцами первого варианта.
Место расположения одного из объектов, восстанавливаемых в настоящее время силами ЗАО «Горюнов и Горюнов» в рамках губернаторской фасадной программы, – самое что ни есть «лобное». Несоответствие внешнего вида дома на углу Невского и Садовой (Невский пр., 46) и всей этой в целом добротно отреставрированной части проспекта давно и, как казалось скептикам, безнадежно «резало глаз». Всякие попытки подешевле отремонтировать каменную часть его фасада лишь усугубляли ситуацию – деньги вкладывались, а уже спустя пару лет к восстановительным работам приходилось возвращаться вновь. Основная проблема сводилась к отсутствию нужного количества денег на полноценную реставрацию.
Фрагменты декора здания до и после реставрации |
Л. Кузнецов:
– Одну половину дома занимает компания «Норд», другую – стоматологическая поликлиника с городским финансированием. И если вопросы с бизнесменами как-то можно было решать, то с бюджетной долей все обстояло гораздо сложнее. Как говорят, сдвинуть дело с «мертвой точки» помогла личная инициатива губернатора Валентины Матвиенко, обратившей как-то внимание на эту злополучную постройку. Только таким образом и дошла очередь до ее реставрации. Деньги поликлинике были выделены, однако, как это обычно бывает с финансированием из бюджета, фактически они «пошли» где-то к середине года. Здание считалось красивым, но обычным – не хуже и не лучше множества других в историческом центре Петербурга. Уже потом непосредственно в ходе работ под слоями позднейших окрашиваний стали обнаруживаться некоторые до сей поры неизвестные нюансы отделки – например, детали керамического декора, изготовленные во Франции по эскизам самого Бенуа. Все до поры до времени думали, что это лепка, которой, кстати, на этом здании тоже весьма много, что вообще-то характерно для работ этого зодчего. Кому и когда конкретно в советское время пришло в голову закрасить керамику, история умалчивает. К тому же, ее просто так покрыть ПХВ-краской невозможно, понадобились какая-то исключительная изобретательность и, возможно, даже фундаментальные исследования в области поиска специальных грунтовок, применение в качестве растворителя совсем уж экзотического вещества – толуола. Вот уж действительно, упорство, достойное лучшего применения, а нам, в свою очередь, пришлось потратить едва ли не сверхчеловеческие усилия на расчистку поверхности этих элементов наружной отделки. Правда, к чести своих предшественников могу заметить, что под красочным слоем все керамическое убранство фасада, за исключением, пожалуй, балкона, сохранилось в очень и очень неплохом состоянии. Получилось, что они, может быть и сами о том не подозревая, применили здесь определенные консервационные технологии.
Дом на Невском пр., 46. Обследование и реставрация кровли |
ЗАО «Горюнов и Горюнов» 191040, С.-Петербург. Лиговский пр., д. 56-Г, оф. 514, 516 Тел.:(812)764-5418 Факс:(812)764-5416 E-mail: [email protected] |