ЕСЛИ ТЕБЕ
   "РЕСТАВРАТОР"
                           ИМЯ
Ольга Писаренко
ООО «ПАССИМ» ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ИНТЕРЬЕРОВ
АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА














       Пожалуй, даже простое перечисление исторических объектов, где довелось работать этому коллективу (пусть и с самой лаконичной аннотацией каждого) заняло бы не одну журнальную страницу. Среди наиболее значимых – Государственный Театр музыкальной комедии (бывший особняк Лазаревых, Итальянская, 13) и Академия Театрального искусства (бывшее Тенишевское училище, Моховая, 33-35), Русский Музей, включая филиалы – Строгановский и Мраморный дворцы, Эрмитаж, костел Святой Екатерины на Невском… Что ни говорите, а почти шестнадцать лет самостоятельной работы в составе реставрационного комплекса Санкт-Петербурга – срок очень достойный, тем более, когда экономическая ситуация в стране и на местах не отличается стабильностью, а правовая – находится в затянувшейся фазе начального формирования.

       Уже 11 лет ООО «Пассим» возглавляет Галина Владимировна Сергеева. Руководитель с 19 летним стажем работы в реставрации, умеющий по достоинству оценить труд и способности каждого своего мастера, знающий, куда направить, как правильно распределить силы творческого коллектива. Основу фирмы заложил первый ее руководитель Василий Шагенович Узунян, рано ушедший из жизни, но сумевший возвести надежный фундамент, собравший грамотный творческий коллектив.
       Сегодня основной участок приложения сил и опыта специалистов мастерской – здание Александринки, где ведут работы многие достойные реставрационные компании. Реставрация его интерьеров идет полным ходом. Ведется большая, сложная и кропотливая работа, в процессе которой внутреннее убранство старейшего императорского театра России шаг за шагом обретает исторически достоверный облик. Для театрального заведения, живущего не только настоящим и будущим, но и во многом – прошлым, это важно, как ни для какого другого. Почти мистика, но кажется, что по мере реставрации в эти стены возвращаются дух и эмоциональный накал старых постановок, сцена наполняется голосами давно сыгранных персонажей, а зал будто только простился с очередным наплывом публики, среди которой «знакомые все лица» – видные люди и завзятые театралы былых времен.
       Впрочем, разговор наш с нынешними руководителями ООО «Пассим» пошел не в ключе «любви к искусству», хотя как-то так сложилось, что среди объектов, где доводится работать мастерской, заметно преобладают храмы Мельпомены и прочих муз. Говорили мы о вещах более приземленных, но оттого не менее важных.
Русский музей.
Михайловский дворец
Русский музей.
16 зал
Г. В. Сергеева, ген. директор ООО «Пассим»: – Деятельность любой фирмы, относящей себя к нашей отрасли, предполагает необходимость ежедневно бороться с проблемами глобального масштаба. При этом многие из них носят субъективный характер и вообще могли не возникать. Начну с того, что в стране официально такой профессии, как реставратор, вроде бы как и нет. Поэтому часто приходится слышать, будто бы в реставрации работают те же самые маляры, штукатуры и плотники, что и в строительстве. Ситуация даже не спорная, а попросту дикая, и разъяснить ее невежественному оппоненту порой даже не представляется возможным. Тут надо начинать с азов, с того, что такое вообще памятник истории и культуры. Второе, у нас до сих пор нет утвержденных государственных расценок на реставрацию с привязкой к российским климатическим условиям и дифференциацией по регионам.
Г. А. Таварацян, директор ООО «Пассим» – Но самая большая, на наш взгляд, беда – это 94-й закон, утвердивший нынешние условия тендеров на реставрацию. Сам по себе конкурс, если он дает возможность соревноваться в мастерстве, является делом обоснованным и необходимым. Тогда возникает вопрос, почему основным критерием, по которому фирма теперь выигрывает тот или иной реставрационный лот, стала минимальная цена? Не потому ли, что профессионализм и опыт в нашей отрасли сегодня ценятся все меньше? Полагаю, нет нужды объяснять губительность такой ситуации, потому как заниженная смета заведомо подразумевает все мыслимые отклонения от научно-реставрационных технологий. И уж конечно, это не будет работой профессионалов. Во-первых, мастерство тоже чего-то стоит, а во-вторых, знающий дело специалист никогда не пойдет на технологические нарушения. Он имеет и ценит свое профессиональное кредо. У нас же некоторые фирмы, в надежде ухватить, как им думается, «лакомый» кусок реставрационного пирога, готовы уменьшать цену на 30 и более процентов! Это абсурд, поскольку понятно, что никто не станет ничего делать себе в убыток. Значит, фирма намерена работать в убыток городу, реставрируя так, что через пару лет или прямо на следующий год на объекте вновь придется ставить леса.
Парадная лестница
Михайловского дворца
Парадная лестница
Академии Театральных искусств
Художественная решетка
ограды Мраморного дворца
       В странах, имеющих сильные реставрационные позиции, таких, как Италия и Германия, тоже проводятся конкурсы, аналогичные по форме, но не по содержанию. Там ценятся опыт, школа и, как правило, выбираются мастерские, где есть специалисты, имеющие солидную практику в своей области. Ведь, чтобы вырастить настоящего мастера, нужно взять человека с начальным профессиональным образованием и дать ему возможность поработать рядом с опытным коллегой в течение как минимум пяти лет.
       ООО «Пассим» принимает на работу выпускников и практикантов из реставрационных лицеев города, участвуя в подготовке достойной смены мастеров-реставраторов. Немногие остаются работать в этой отрасли, так как эта профессия требует определенных человеческих качеств, когда не все измеряется лишь денежными и материальными средствами.
       На сегодняшний день реставрационных компаний очень много, что возлагает на специалистов-реставраторов большую ответственность и порождает потребность в повышении профессиональных качеств, изучении новых методик и современных материалов. Мастера нашей фирмы проходят обучение на курсах повышения квалификации, постоянно совершенствуя свои профессиональные качества, творчески подходя к процессу реставрации.
Г. В. Сергеева: – ООО «Пассим» удается решать поставленные перед ним реставрационные задачи и делать это успешно во многом благодаря развитой производственной структуре. Фирма имеет собственную производственную базу: столярный, лепной, слесарный, позолотный и живописный участки.Такая внутрихозяйственная специализация оформилась постепенно, в ходе реализации конкретных проектов по восстановлению и воссозданию историко-культурного наследия Петербурга. По оценкам КГИОП, столярная мастерская ООО «Пассим» является одной из сильнейших в городе.
Зал Гюбер-Робера Строгановского дворца
Зеркальный зал Строгановского дворца
Парадная лестница
Строгановского дворца
       Самыми памятными объектами и своего рода визитными карточками компании стали нынешний Театр музыкальной комедии, а в прошлом – особняк Лазаревых по Итальянской улице, 13 и решетка К. Росси Михайловского дворца, Русский музей.
       Особенно значимы они для ООО «Пассим» потому, что работать здесь фирме довелось в одиночку, без привлечения сторонних организаций. Причем собственными силами в ходе реставрации театра выполнялись абсолютно все виды работ, какие только можно себе представить: живописные полотна, резные позолоченные рамы, бронзовые золоченые осветительные приборы, хрустальное убранство люстр, наборный паркет, мебельные гарнитуры, зеркала, натуральный и искусственный мрамор, облицовка туфом стен Грота, лепные скульптурные композиции, альфрейные работы, двери и окна, фурнитура. Сейчас мы работаем в Александринском театре, реставрируем портал и прилегающие к нему ложи: императорскую и министерскую. На лестнице, ведущей в первую, была обнаружена подлинная отделка стен, которые, оказывается, были расписаны под русты в технике альфрейной трафаретной живописи. Изначально это было очень красиво задумано и блестяще реализовано. Поверх нового слоя позже нанесли новую роспись. Встал вопрос, что же все-таки реставрировать? В итоге было найдено компромиссное решение: полностью восстановить позднюю живопись, оставив расчищенный фрагмент ранней, так сказать, музеифицировав его. В одной из ротонд нам удалось отреставрировать подлинные полы. Здесь тоже все оказалось не так просто. Полы в целом находились в очень плохом состоянии, поэтому, предполагая, что вставки нового материала в сочетании с историческим паркетом будут слишком бросаться в глаза, принято было решение сохранить подлинный паркет в одной из ротонд, собрав сохранившиеся фрагменты из других мест.
Парадная лестница Театра музыкальной комедии
Золотое фойе Театра музыкальной комедии
Большой зрительный зал
Театра музыкальной комедии

       Вообще как объект реставрации Пушкинский театр уникален, и в его исторической отделке, к счастью, многое неплохо сохранилось. Достаточно взглянуть на императорскую ложу с ее редкими по красоте перилами из ясеня, металлическим ограждением с золочеными деталями. Удивительная живопись украшает ротонду, во вполне достойном состоянии дожили до наших дней и наличники, и изящно выполненные камины. А чего стоят одни только лестницы из путиловского камня! Этот материал – легенда, и работа с ним – огромное удовольствие. Сейчас в театре из работ нам осталась только чистовая отделка и роспись, плюс реставрация мебели, люстр и бра. На первый взгляд, не так много, но и это потребует от наших мастеров полной мобилизации знаний, опыта и сил. Специалисты коллектива надеются на новые объекты, не менее емкие и интересные. Благо в нашем городе имеется немало памятников, которые, кажется, только и ждут, когда к ним прикоснутся руки профессиональных реставраторов.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>