Елена Иванова










И. Л. Соколов
       Без малого пятнадцать лет в составе реставрационно-строительного комплекса северной столицы осуществляет свою деятельность ООО «Юнона». Ее мастера занимаются реставрацией интерьеров и предметов мебели, произведений декоративно-прикладного искусства и станковой живописи. Второе направление связано с выполнением подрядов на строительно-монтажные работы и реставрационными ремонтами фасадов. Несмотря на относительно молодой по меркам отрасли возраст большой практический опыт людей, работающих здесь, позволяет «Юноне» браться за выполнение самых серьезных и ответственных задач по сохранению и возрождению памятников города.
       Возглавляет этот коллектив И. Л. Соколов, что уже само по себе является примечательным фактом. Пойдя по стопам отца, известного в прошлом петербургского реставратора Льва Николаевича Соколова, директор ООО «Юнона» продолжает семейное дело возвращения Петербургу его исторического облика. Беседуя с Игорем Львовичем, мы остановились на тех объектах, реставрация которых, на его взгляд, стала наиболее важной как для фирмы, так и для города.
В отреставрированных интерьерах
Таврического дворца
– И все же начать хотелось бы с Таврического дворца. Тем более что недавно прошло празднование 100-летия Государственной думы. Правда ли, что до этого последние полвека никаких реставрационных работ здесь не велось?
– Это не совсем так, учитывая хотя бы то, что фирма «Юнона» занята на данном объекте уже 8 лет, успев провести за этот срок целый ряд работ по реставрации интерьеров и мебели. Что касается непосредственно юбилея Госдумы, то в ходе подготовки к этому событию нами, в частности, была изготовлена памятная доска из итальянского мрамора. Для нанесения надписи на ее поверхность использовалась новая технология вырубки гнезд под латунные буквы гидроабразивным методом посредством станка с ЧПУ. Их золочение, в свою очередь, производилось гальваническим способом. Кроме этого, мы серьезно занимались подготовкой зала заседаний первого парламента к приезду высоких гостей. Здесь были выборочно отреставрированы предметы мебели, президиум, трибуны, пюпитры, балюстрады, амфитеатр с креслами. В дополнение к этому наши мастера полностью отреставрировали книжные шкафы красного дерева из читального зала. По реставрации люстр Екатерининского зала, как субподрядчики, наши специалисты произвели наращивание свинца на сложноорнаментированный выколотный декор несущих ободов люстр методом холодного газодинамического напыления. Эта новая технология впервые была использована при реставрации скульптур Исаакиевского собора и ангела Петропавловской крепости.
Фрагменты паркета XVIII в.
до и после реставрации. г. Фрибург. Швейцария

– В Таврическом вам пришлось решать самые разноплановые реставрационные задачи. Это обычная практика?
– ООО «Юнона» чаще всего осуществляет комплексный спектр работ. Занимаясь интерьерами, мы реставрируем их «под ключ». Отдельное и, на мой взгляд, всегда исключительно интересное направление – реставрация мебели. Причем в этом вопросе мы не опасаемся конкуренции. В этой связи приходит на память один случай. В 2004 г. Городской музей музыкальных инструментов выступил заказчиком реставрации мебельного гарнитура с отделкой под французский лак в Фонтанном доме Шереметьевых. До нас никто не брался за эту работу, потому что ранее все семнадцать предметов гарнитура серьезно пострадали от пожара. «Юнона» взялась и сумела справиться с заданием на «отлично».

Интерьеры бильярдной после реставрации.
СПб. Дом архитектора (быв. дом
А. А. Половцева)


– Часто приходится иметь дело с чем-то из ряда вон выходящим?
– Практически всякий раз. Однако есть работа, которой у нас в коллективе гордятся все и по праву. Речь идет о реставрации наборного паркета конца XVII в. в городе Фрибург (Швейцария). Коллеги из этой страны вышли на ООО «Юнона» через общественный фонд. Мы охотно согласились помочь, работали сообща, а заодно и дали мастер-класс швейцарским специалистам. К тому же было приятно прикоснуться к новому пласту истории. У другой необычной для фирмы работы – тоже заграничный адрес. Правда, в данном случае имеется в виду «ближнее зарубежье». В узбекском городе Навои мы воссоздали трехъярусный иконостас с резьбой для нового православного храма.
       В настоящий момент мы осуществляем работы по нескольким адресам. Работаем в Доме ученых (быв. дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой наб., 26). Здесь требуется отреставрировать два зеркала – надкаминное и в резной золоченой раме. Параллельно идут работы в бывшем доходном доме, а ныне Детской школе искусств по ул. Марата, 68. По данному адресу реставрируется интерьер голубого зала. Совсем скоро маленькие музыканты увидят, как первоначально выглядели лепной декор в стиле барокко и дверные полотна с накладной резьбой.
– Как обстоят дела с кадрами в вашей профессии, есть ли кому передавать опыт?
– Очень беспокоит, что новое поколение в нашу отрасль пока подтягивается слабо. Молодежь не слишком стремится работать в реставрации, хотя высокооплачиваемые специальности есть и у нас. К делу подключился Союз реставраторов – может быть, что-то и сдвинется с места. Что же до «Юноны», то, взаимодействуя с Реставрационным колледжем, мы заранее отслеживаем перспективных и талантливых молодых людей, чтобы забрать их к себе. Важно также возродить систему курсов повышения квалификации, создавать комиссии по аттестации, вводить сетку разрядности.
       Есть и другая проблема, но ее решение в большей степени зависит не от общественных институтов, а от семьи. В реставрации, как нигде, большую роль играют династии (позолотчиков, лепщиков, специалистов по живописи, искусственному мрамору), и тонкости мастерства зачастую можно передать лишь из поколения в поколение. С развитием реставрационной деятельности в последнее время рынку катастрофически перестало, например, хватать профессиональных позолотчиков. Работу, тем не менее, требуется сдавать в срок. Не отсюда ли снижение качества?

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>