Елена Иванова |
И. Л. Соколов |
В отреставрированных интерьерах Таврического дворца |
Фрагменты паркета XVIII в. до и после реставрации. г. Фрибург. Швейцария |
– В Таврическом вам пришлось решать самые разноплановые реставрационные задачи. Это обычная практика?
– ООО «Юнона» чаще всего осуществляет комплексный спектр работ. Занимаясь интерьерами, мы реставрируем их «под ключ». Отдельное и, на мой взгляд, всегда исключительно интересное направление – реставрация мебели. Причем в этом вопросе мы не опасаемся конкуренции. В этой связи приходит на память один случай. В 2004 г. Городской музей музыкальных инструментов выступил заказчиком реставрации мебельного гарнитура с отделкой под французский лак в Фонтанном доме Шереметьевых. До нас никто не брался за эту работу, потому что ранее все семнадцать предметов гарнитура серьезно пострадали от пожара. «Юнона» взялась и сумела справиться с заданием на «отлично».
Интерьеры бильярдной после реставрации. СПб. Дом архитектора (быв. дом А. А. Половцева) |
– Часто приходится иметь дело с чем-то из ряда вон выходящим?
– Практически всякий раз. Однако есть работа, которой у нас в коллективе гордятся все и по праву. Речь идет о реставрации наборного паркета конца XVII в. в городе Фрибург (Швейцария). Коллеги из этой страны вышли на ООО «Юнона» через общественный фонд. Мы охотно согласились помочь, работали сообща, а заодно и дали мастер-класс швейцарским специалистам. К тому же было приятно прикоснуться к новому пласту истории. У другой необычной для фирмы работы – тоже заграничный адрес. Правда, в данном случае имеется в виду «ближнее зарубежье». В узбекском городе Навои мы воссоздали трехъярусный иконостас с резьбой для нового православного храма.
В настоящий момент мы осуществляем работы по нескольким адресам. Работаем в Доме ученых (быв. дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой наб., 26). Здесь требуется отреставрировать два зеркала – надкаминное и в резной золоченой раме. Параллельно идут работы в бывшем доходном доме, а ныне Детской школе искусств по ул. Марата, 68. По данному адресу реставрируется интерьер голубого зала. Совсем скоро маленькие музыканты увидят, как первоначально выглядели лепной декор в стиле барокко и дверные полотна с накладной резьбой.
– Как обстоят дела с кадрами в вашей профессии, есть ли кому передавать опыт?
– Очень беспокоит, что новое поколение в нашу отрасль пока подтягивается слабо. Молодежь не слишком стремится работать в реставрации, хотя высокооплачиваемые специальности есть и у нас. К делу подключился Союз реставраторов – может быть, что-то и сдвинется с места. Что же до «Юноны», то, взаимодействуя с Реставрационным колледжем, мы заранее отслеживаем перспективных и талантливых молодых людей, чтобы забрать их к себе. Важно также возродить систему курсов повышения квалификации, создавать комиссии по аттестации, вводить сетку разрядности.
Есть и другая проблема, но ее решение в большей степени зависит не от общественных институтов, а от семьи. В реставрации, как нигде, большую роль играют династии (позолотчиков, лепщиков, специалистов по живописи, искусственному мрамору), и тонкости мастерства зачастую можно передать лишь из поколения в поколение. С развитием реставрационной деятельности в последнее время рынку катастрофически перестало, например, хватать профессиональных позолотчиков. Работу, тем не менее, требуется сдавать в срок. Не отсюда ли снижение качества?