главный
подарок
в день города

РЕЛИЗОВАН ВТОРОЙ
«ФОНТАННЫЙ» ПРОЕКТ
МАСТЕРСКОЙ А. МЕЛЬНИЧЕНКО
«ГРАНДТЕРЬЕР-АТРИУМ»

Мария Троицкая

       В губернаторском выступлении на церемонии открытия нового фонтанного комплекса прозвучали не только слова адресованного всем петербуржцам поздравления с прекрасным подарком ко Дню города. Была подчеркнута очень важная мысль: «У Московского проспекта – особый статус. Это парадный въезд в Санкт-Петербург, трасса, по которой движется множество автомобилей, туристических автобусов. Гостей, прибывающих к нам, первым встречает именно он, Московский проспект». Валентина Матвиенко поблагодарила архитекторов и проектировщиков, коллектив предприятия «Водоканал» за их новую совместную работу, отметив, что подобных ансамблей, благоустроенных площадей и скверов должно становиться все больше, особенно в тех районах, где преобладает типовая застройка. Своим вниманием мероприятие, которое проходило на Московской площади вечером 25 мая, почтили не только губернатор в сопровождении членов городского правительства, но и Почетные граждане Петербурга: ректор СПбГУ Людмила Вербицкая и генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликс Кармазинов. Впрочем, присутствие последнего подразумевалось невзирая ни на какие сценарии. «Водоканал» является не только основным исполнителем, но и главным вдохновителем большой целевой программы реконструкции существующих и сооружения новых фонтанных ансамблей, которая в наши дни реализуется под губернаторским патронажем. Главной же фигурой торжества стала, бесспорно, первая леди государ­ства. Это не могло не придать событию оттенок «федеральности». Людмила Путина, в свою очередь, выразила особое восхищение тем, как преображается наш Петербург: его исторический центр, Невский проспект, дворцы и площади.

       В архитектурном конкурсе, который объявил заказчик строительства – Правительство Петербурга, – участвовало десять творческих коллективов, специализирующихся в области проектирования и сооружения фонтанов. Лучшей была признана концепция, которую представило ООО «Архитектурная мастерская Мельниченко «Грандтерьер-Атриум». Проектная идея получила одобрение не только у коллег и властей. В конце прошлого года новая разработка Александра Мельниченко была вынесена на общественные слушания в администрации Московского района, где нашла абсолютную поддержку участвовавших в них горожан.
       Сроки на стадии «Проект» и «Рабочая документация», учитывая, что строительство планировалось полностью закончить уже в мае, архитекторам отводились крайне сжатые. Это, тем не менее, не означало, что все делалось в авральном ритме. Во-первых, солидный опыт проектирования и ведения авторского надзора за сооружением объекта такого рода в арсенале «Грандтерьер-атриум» уже имелся, и там время поджимало еще больше. О своей предыдущей большой работе – «поющем фонтане» у Финляндского вокзала, – а также о ближайших и перспективных планах мастерской на страницах «АРДИС» (№ 4/28 – 2005 г.) рассказывал сам руководитель авторского коллектива. Во-вторых, многое было выношено и в деталях продумано еще в процессе подготовки к конкурсу проектов. В дополнение к концептуальному решению оставалась доработка практических нюансов, конечных согласований, уточнения условий конструктивно-технологических и прочих задач, которые обычно присутствуют на финишном отрезке проектирования.

А. Мельниченко:
– Еще в самом начале этой работы мы усматривали свою задачу в том, чтобы не просто сохранить сложившуюся здесь пространственно-планировочную среду, но и наполнить новый комплекс фонтанов «духом места». В архитектурном деле всегда существует соблазн сказать что-то «громче всех». И, наверное, это право может существовать где угодно, но только не в Петербурге с его ансамблевостью и визуальной завершенностью градостроительного ряда. Такой творческий ограничитель, конечно же, не следует воспринимать буквально – все время повторяйся сам или повторяй предшественников. Напротив (и особенно сейчас), никому не возбраняется сочинять новое, продвигая свежие идеи. Если оценить историческую роль нашего города, то на протяжении как минимум двух веков именно он в масштабах России выступал местом основных архитектурных экспериментов и центром формирования отечественной культуры зодчества. Важно, что и в наши дни он постепенно возвращает себе эту роль. В то же время, петербургская специфика ставит перед проектировщиком задачи куда более высокой сложности и в смысле вкуса, и в плане авторской требовательности к себе.
       В случае с Московской площадью приходилось исходить из того, что данное место всегда являлась очень существенным звеном в структуре города. Это было продиктовано географическим и удачным транспортным местоположением территории. Ее «знаковость» была подчеркнута в последнем довоенном генплане Ленинграда – как раз здесь предусматривалось сосредоточить все основные городские административно-управленческие учреждения. Со временем актуальность такого переноса отпала, однако территориально Московская площадь, раскинувшись на 15 га, остается самой большой в городе вплоть до настоящего момента. Не став административным центром на карте города, она, тем не менее, активно застраивалась. В 1958 г. здесь по проектам архитектора Сперанского были возведены замечательные, на наш взгляд, жилые дома, занявшие достойное место в истории петербургского строительства прошлого века. Интересные жилые постройки появлялись в окружении площади и в последующие годы, при этом в ее планировке основную организующую роль призвано было играть величественное здание Дома Советов, спроектированное видным ленинградским зодчим Троцким. Построенное в 1940 г., оно выполняет функцию композиционного ядра этой части города и многие годы спустя, оставаясь одним из ярчайших образчиков архитектурного стиля своей эпохи, известного как «сталинский ампир». В 1968 г. рядом открылась станция метро «Московская», и, вероятно, завершающий аккорд в формировании облика этой территории был «сыгран» с установкой 36 лет назад памятника В. И. Ленину (ск. Аникушин, арх. Сперанский) перед главным фасадом Дома Советов.
А. Мельниченко:
– В таком виде площадь пришла к реконструкции. Я преднамеренно избегаю термина «благоустройство», поскольку предусмотренные проектом «Грандтерьер-Атриум» работы носили глобальный характер. В советское время Московская площадь выполняла две задачи – церемониальную и рекреационную. Обе функции были сохранены за ней и в нашем предложении, правда, акценты предполагалось сместить в сторону преобладания культурно-общественного начала.

       Суть концепции состояла в том, чтобы, сохранив парадно-представительский вид площади, раскрывающийся со стороны Московского пр., наполнить ее новым содержанием, так сказать, «изнутри». Сам сквер, в составе которого устроен фонтанный комплекс, представляет собой прямоугольник со сторонами 200 и 250 м. При столь внушительных размерах он не перекрывает обзора доминант и не нарушает целостности композиции. Удачное сочетание объемных и высотных характеристик новых сооружений с пропорциями объектов, построенных в прошлом, призвано подчеркнуть преемственность архитектурных решений, сохранить ту торжественность, которой старались наделить образ площади первые авторы ее планировки.
А. Мельниченко:
– Если говорить о самих фонтанах, то в составе ансамбля их сооружено одиннадцать. Две основные чаши, сочетающие водные каскады, а также статичные и динамичные струи, мы расположили по обеим сторонам от памятника Ленину. Ближе к Дому Советов установлены два фонтана трапециевидной формы. Их статичные струи как бы дублируют колоннаду здания архитектора Троцкого. Позади памятника расположена чаша квадратного очертания. Здесь создана иная «водная картина» – восемь струй по краям и одна в центре напоминают цветок. Еще шесть фонтанов стоят вдоль Московского проспекта. В упрощенно-количественном выражении фонтанный комплекс площади представляет собой сочетание более тысячи разновысоких струй, работающих в статичном и динамичном режиме, причем каждая имеет свою автономную подсветку в красных, синих и желтых тонах. В общей сложности это мощное гидротехническое сооружение рассчитано на то, чтобы за сутки «прогонять» через себя более полумиллиона кубометров воды. Однако фонтаны функционируют в замкнутом цикле, поэтому для единовременной работы им понадобится не более 3,7 тыс. м3 – таков суммарный объем чаш. Еще порядка 20 кубометров воды за день будет расходоваться дополнительно с учетом уноса ветром и испарения.
       Проектируя и строя ансамбль, мы ставили целью не только сохранить, но и приумножить существовавшую здесь систему озеленения. В итоге в ходе работ ни одно из стоявших здесь деревьев не пострадало. Мощение площади теперь полностью выполнено в граните, среди оттенков которого преобладает розоватый. Хотя, в целом, для благоустройства территории использовался камень разных карьеров – «Возрождение», «Ладожское», «Кузнечное». Соответственно, и цветовая гамма гранитной отделки достаточно разнообразна. Это относится как к мощению, так и к облицовке чаш. Кстати, в нашей практике строительства фонтанов при реализации данного проекта впервые, хотя и фрагментарно, использовались цельномонолитные конструкции из натурального камня. Так мы поступили при сооружении чаш, выходящих на Московский проспект.

       Работа комплекса будет обеспечиваться специальным оборудованием немецкого производства – это и насосы, и регуляторы протока, определяющие высоту и толщину струй, и подводные светильники. Здесь, как и в предыдущем проекте, разрабатывавшемся для площади Ленина, фонтаны будут работать в оригинальном музыкальном сопровождении. Правда, в качестве автора фонографической концепции был привлечен уже другой петербургский композитор – Виктор Плешак. Тема аккомпанемента у него получилась уже абсолютно иной, я сказал бы, более торжественной. За ее основу взяты музыкальные произведения середины прошлого века, что должно усиливать восприятие архитектурного окружения комплекса. Параметры работы фонтанов: высота струй и изменение цвета их подсветки, динамика и темп – задаются специальной программой из современной диспетчерской со встроенным мультимедийным оборудованием.
       При всем том, что наш ансамбль должен был стать вариацией на тему существующей застройки, мы постарались наделить его некоторыми современными чертами. Элементы high tech, а правильнее сказать, прямые намеки на близкий ему по эстетике советский конструктивизм (стиль примерно того же периода, когда начинала формироваться площадь) присутствуют в конструкциях экранов каскадов, выполненных из стекла и металла. Аналогичные материалы плюс камень использованы при сооружении скамеек в сквере. Более того, нам удалось добиться включения в состав ансамбля амфитеатров. С их помощью достигается интересный эффект: комплекс словно бы превращается в зрительный зал, а люди, оказывающиеся здесь, – в театральную публику.


ООО «Архитектурная мастерская
А. В. Мельниченко «ГРАНДТЕРЬЕР-АТРИУМ»
С.-Пб, ул. Егорова, 18
Тел.: (812) 317-8444, 957-2149
e-mail:[email protected]
www.melnichenko.spb.ru

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>