Наталия Шустрова
Дмитрий Ильин

 

Коллектив ООО "Рестамп"
       В самостоятельный и оригинальный раздел русского прикладного искусства художественная бронза оформилась в последней трети XVIII – начале XIX вв. Однако еще раньше, при Петре I, скульптурные и декоративные изделия из этого материала стали обязательными атрибутами оформления парадных и жилых интерьеров. Европеизация культуры и искусства, появление в стране иностранных зодчих и скульпторов, лепщиков и литейщиков подготовили почву для создания отечественной школы художественной бронзы. С течением лет менялся уровень жизни, утверждалась новая эстетика быта. Одновременно с этим росла популярность бронзовых украшений и складывался устойчивый спрос на эти модные новинки. Настало время и в этом жанре сказать свое веское русское слово. В елизаветинские времена и позже, в екатерининскую эпоху, процветающему государству было уже под силу обеспечить такой заказ, поощрив мастеров к работе, организовав подготовку национальных кадров формовщиков, модельщиков, литейщиков, позолотчиков, чеканщиков, создав необходимую технологическую базу.
Гостиная
Мраморного дворца
       
       Естественно, что центр этих процессов сосредоточился в имперской столице. Россия стремилась влиять на всю мировую политику и выступала главным соперником королевской Франции за первенство в Европе. Петербургский двор состязался с Версалем, и чтобы усилить знаковый образ силы и могущества российского государства, в дворцовых интерьерах должны были появиться свои художественные изделия из бронзы. Им предстояло заменить привозные французские, подчеркнув тем самым нашу абсолютную независимость. Ведь Франция в ту пору считалась лидером в производстве художественной бронзы, поставляя ее всем европейским дворам и высшей аристократии.
       Нет ничего удивительного и в том, что спустя два с лишним века именно Санкт-Петербург стал тем самым местом, где написаны новые и особенно содержательные строки очередной главы в истории этого вида декоративно-прикладного искусства. Приходится констатировать, что к 1991 году, когда создавалась компания «Рестамп», его старые традиции оказались во многом утраченными. Специализация в области реставрации, воссоздания и изготовления высокохудожественных изделий из бронзы, на которой изначально сосредоточилась новая мастерская, была заведомо обречена на долгие и целенаправленные изыскания с большим объемом архивных и инженерно-технологических исследований. Освоение исторических бронзолитейных техник шло параллельно с постижением эстетической сути творчества предшественников. Поэтому к своим первым серьезным реставрационным работам «Рестамп» подошел во всеоружии мастерства и опыта.
       Впрочем, восстанавливая шедевры прошлого, мастер не только возвращает им первозданное совершенство, но и в какой-то мере совершенствуется сам. Реставрация всегда ставит нетривиальные задачи, поэтому практически каждый предмет, возрожденный коллективом ООО «Рестамп», знаменовал его подъем на новую ступень профессионализма. Причем речь идет об участии в по-настоящему знаковых проектах восстановления и реконструкции петербургских архитектурных шедевров, которое вплоть до сегодняшнего дня остается магистральным направлением деятельности компании.
       300-летие северной столицы послужило мощным импульсом для реставрационной отрасли. Специалисты «Рестамп» были задействованы на самых ответственных участках подготовки к юбилею. Например, самой масштабной из их работ, выполненных для Мраморного дворца Русского музея, явилось воссоздание осветительных приборов Белого зала и примыкающей к нему Греческой галереи. При комплексной реставрации стояла задача вернуть этим помещениям тот вид, который задумывался А. Брюлловым и был им придан в 1848-49 гг. Соответственно этому зал полагалось осветить тремя позолоченными бронзовыми люстрами и восемью бра, размещенными на колоннах. Ничего из этого не сохранилось. Поэтому и пришлось воссоздавать осветительные приборы по проекту, в основу которого были заложены светильники Александровского зала Эрмитажа, оформленного Брюлловым в аналогичной манере.
       В 2003-05 гг. в этом же историческом здании «Рестамп» занимался восстановлением интерьерного декора личных покоев вел. кн. Константина Константиновича и вел. кн. Елизаветы Маврикиевны, оформленных в период, когда дворцовым архитектором был А. К. Джиоргули. Среди работ, относящихся к данному проекту, наиболее заметными стали реставрация шпиатровой копии c бронзового оригинала работы ск. Джамболоньи «Гермес» (1564 г.), шпиатрового накладного меандра на стенах и других металлических элементов в помещениях входной группы, а также воссоздание утраченных бронзовых люстр на 12 и на 6 свечей с необычным убором из хрустальных многогранников фирмы «Swarovski» для спальни и будуара «Жакоб».
       По итогам успешной реставрации с восстановлением утрат 2-х канделябров из фарфора с полихромной росписью из позолоченной бронзы, которая выполнялась для ГМЗ «Петергоф», мастерской было доверено воссоздание фарфоровой люстры с ананасом на 12 свечей для Малиновой гостиной Мраморного дворца.
       Реставрацию в Инженерном замке «Рестамп» ведет фактически с первых дней создания. Люстры, воссозданные его мастерами, освещают залы Антиков 1 и 2 этажей, многие другие помещения и коридоры музея. На парадной лестнице стоят бронзовые торшеры, воссозданные по шпиатровым оригиналам, материал которых пришел в крайне хрупкое состояние. Оригиналы бронзовых люстр, созданных для галереи Рафаэля и Тронного зала, еще в XIX в. перевезли в Большой дворец Павловска, а изготовленные для Столовой Михайловского замка переделали и отдали в Александровский дворец Царского Села. В период подготовки к юбилею города в мастерской ООО «Рестамп» были изготовлены их копии, которые теперь и находятся на своих исторических местах.
Люстра со страусовыми перьями
и хрустальным убором
Торшер Инженерного замка
Фарфоровая люстра Малинового будуара
Мраморного дворца

       Наиболее интересными работами в Строгановском дворце в ООО «Рестамп» считают воссозданные по эскизам А. Воронихина хрустальные полулюстры, смонтированные на огромных зеркалах Углового зала, и «люстру с сатирами». Последняя изготавливалась для Большой Гостиной, правда, как по отношению к ней дальше распорядится судьба, пока не ясно. Временно, как казалось, повешенная на ее место по случаю 300-летия города бронзовая копия люстры Тронногозала Инженерного замка настолько вписалась в интерьер, что ни у «Рестампа», ни у сотрудников Русского музея не поднялась рука ее заменить.
       Еще один заметный этап истории компании связан с участием в реконструкции Константиновского дворца в Стрельне. В здешнем Голубом зале принимали присягу отряды народного ополчения перед отправкой на поля сражений Отечественной войны 1812 г. В память об этих славных страницах, автор восстановленного убранства зала арх. И. Штакеншнейдер выбрал для его освещения чисто русскую, популярную у народных бронзовщиков конфигурацию люстр. Уже в наши дни воссоздание сравнительно небольших светильников (центральный на 40 рожков, а угловые – на 30) потребовало глубокого погружения в технологические нюансы давнего прошлого. Например, чтобы получить аутентичные элементы из хрусталя, пришлось изготавливать их на заказ, поскольку огранку, примененную в позапрошлом веке, сегодня уже нигде не используют. Так же тщательно изучали, проектировали и переводили в материал большие ампирные люстры Мраморного зала. Они некогда входили в серию светильников, изготовленных для нескольких императорских дворцов. При этом угловые люстры зала отличались редкой по затейливому исполнению верхней частью. Она представляет собой конус, образованный спиралями из орнаментированных бронзовых лент с укрепленными на них профитками. Этот своеобразный «винт» удалось воспроизвести только благодаря доскональному исследованию аналога – люстры Ротонды в Зимнем дворце.
       Картина была бы неполной без упоминания о работе компании, выполненной для освещения и украшения личных апартаментов Президента России в здании № 1 Московского Кремля. Еще одним столичным объектом деятельности «Рестамп» стал Храм Христа Спасителя. В ходе его воссоздания питерские мастера занимались обработкой накладных бронзовых плит или «картин», отлитых заводом «Монумент-скульптура» для главных ворот. Позднее им же было поручено изготовление паникадил в стиле арх. К. Тона для нижнего храма комплекса.
Люстра «Ландыши»
Торшер «Стрекоза»
Лампа
с Бабочкой

       Реставрация как профессия предполагает постоянное обращение к прошлому. В то же время, для любого, кто посвятил себя этому роду деятельности, каждый новый объект становится все важнее. И в этом нет ни малейшего противоречия – тому, чем занимаешься в настоящий момент, отдаются и все силы, и накопленные с годами знания и опыт. Самые последние достижения «Рестампа» связаны с участием в реставрации интерьеров Таврического дворца. Большие трехъярусные люстры Екатерининского и Купольного залов прежде никогда не спускали вниз. Однако за прошедшие десятилетия они пришли в такое состояние, что на этот раз потребовалось не просто их подновление, а настоящее восстановление. Каждый светильник весом 870 кг пришлось полностью расчистить и покрыть новой позолотой. Теперь они снова в полной мере соответствуют замыслу, ведь исторически каждый ярус символизировал предмет национальной гордости: один – силу, другой – мощь, а третий – богатство России.
       Справедливости ради заметим, что люстры Таврического – это, пожалуй, исключение, еще раз подтверждающее правило: русская бронза всегда славилась именно изяществом и визуальной легкостью. Очарование интимности – визитная карточка русских светильников, придававших жизни блеск и в прямом, и в переносном смысле слова. Вполне естественно, что возродившееся искусство литья сегодня не ограничивается сферой грандиозных реставрационных проектов, возвращаясь в новый интерьер. Знаменитый русский ампир и не менее известный флориальный art nouveau – стили, идеально согласующиеся с природой материала. Специалисты ООО «Рестамп», вдохновленные высокими образцами отечественной бронзы, спроектировали целую палитру оригинальных интерьерных коллекций. Их люстры, бра и торшеры прекрасно вписываются как в среду, сформированную по мотивам исторических стилей, так и в сугубо современную обстановку, которую сейчас модно «разбавлять» ностальгическими произведениями прикладного искусства. И, конечно же, эффектные, функциональные и долговечные бронзовые светильники востребованы в общественных пространствах – ресторанах, отелях и приемных. Возможно, лет через двести их тоже будут бережно восстанавливать, используя мастерство, возрожденное «Рестампом».

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>