Действительно, в той сложной и противоречивой ситуации, которая век назад развивалась на российском политическом небосклоне, от власти требовались как нельзя более оперативные, но в то же время и взвешенные решения. Уже осенью 1905 г. для «направления работ» по приспособлению здания Императорского Таврического дворца под размещение в нем будущей Государственной Думы была образована особая комиссия. Председателем ее назначается статс-секретарь Н. Ф. Дерюжинский, а общее руководство возлагается на госсекретаря барона Ю. А. Икскуля фон Гильденбандта.
По этому поводу 17 сентября в газете «Русь» Сергей Дягилев написал: «Сегодня комиссия, во главе с государственным секретарем, осматривала залы Таврического дворца, окончательно предназначенные для заседания Государственной думы. Через три дня этот вопрос будет решен… Там был раньше зимний сад, фонтан еще остался, но «Сцены у фонтана» изменились до неузнаваемости. Нигде размашистый блеск Екатерины не оставил такого наглядного следа, как в этих холодных залах, так мало предназначенных для мрачного климата суровой столицы. Этот дворец – одна забава, прихоть ленивого гиганта».
В истории русской архитектуры созданный в последнюю четверть XVIII в. Таврический дворец – творение великого Ивана Старова, – стал заметным этапом. Подлинным его украшением считался зимний сад, устроенный английским садовым мастером Вильямом Гулдом. «Величина оного была вшестеро больше, нежели славного зимнего сада в эрмитаже Императорском: расположен был оный также в Английском вкусе, но несравненно лучше». Гаврила Романович Державин писал о нем: «…С первого взгляда усомнишься и помыслить, что сие есть действие очарования, или, по крайней мере, живописи и оптики…». Зимний сад играл важную роль в композиционном замысле Таврического дворца, формируя вместе с Большой галереей одну из сквозных перспектив, которыми славилась эта выдающаяся работа архитектора Старова. Пожалуй, в дальнейшем ничего подобного по грандиозности замысла и изысканности исполнения в Петербурге так и не было создано. Однако стоит заметить, что судьба этой фантазии, как и всякой, рожденной вопреки здравому смыслу, оказалась довольно печальна.
После кончины Потемкина, а следом и Екатерины II, которая очень любила свой «осенний дом» и предпочитала Таврический всем другим дворцам, взошедший на престол ее сын устраивает здесь манеж и конюшни. За короткую эпоху правления Павла I Зимний сад был уничтожен. Возрождение всего ансамбля начинается только с воцарением Александра I. Хотя и после, на протяжении всего XIX столетия, дворец в основном пустовал. Изредка в Таврическом принимали почетных гостей, а летом использовали под дачу воспитанников Духовной семинарии, Смольного института и Александровского училища. Большей же частью он выполнял функцию склада-запасника для вышедшей из моды мебели, скульптуры, живописных плафонов и театральных декораций.
В мае 1899 г. в Таврическом дворце открылась выставка садоводства, «…совершенно небывалая у нас по своим грандиозным размерам», как писал журнал «Нива». А уже летом во дворце проходили торжества, посвященные столетию А. С. Пушкина, и Зимний сад превратили в театр.
Поворотным рубежом в судьбе ансамбля мог бы стать 1905 год, когда 6 марта здесь открылась историко-художественная выставка русского портрета, организованная деятелями общества «Мир искусства». М. В. Добужинский, по приглашению С. П. Дягилева принимавший участие в ее устройстве, вспоминал, что выставка представляла «целый ряд зал, предназначавшихся для портретов отдельных царствований: Петра, Елизаветы, Екатерины, Павла и др., и каждый зал был декорирован в соответствующем эпохе стиле». Здесь экспонировалось более двух тысяч работ, среди которых, например, полотно кисти И. Е. Репина «Заседание Большого Совета». В. Э. Борисов-Мусатов считал, что «всю эту коллекцию следовало бы целиком оставить в Таврическом дворце, и это был бы величайший в Европе музей портретной живописи».
|
|
Проект реконструкции Таврического дворца,
план 1-го этажа. 1908,
арх. А.А. Бруни. НИМ РАХ
|
Проект реконструкции Таврического дворца, поперечный разрез
зала заседаний.. 1908,
арх. А.А. Бруни. НИМ РАХ
|
|
Тарический дворец, обмер, продольный разрез. 1911. НИМ РАХ
|
Как знать, не случись первой русской революции и не вмешайся в дело политика, такая перспектива могла оказаться вполне реальной. Но 19 сентября 1905 г. последовало высочайшее повеление «О необходимости безотлагательно приступить к мерам по помещению Государственной думы в Таврическом Дворце и в этих видах ныне же закрыть… историко-художественную выставку русских портретов…». Для определения суммы убытков от преждевременного закрытия выставки государственный секретарь обратился к августейшему председателю ее оргкомитета Великому князю Николаю Михайловичу для последующего доклада Императору.
При этом сохранялась определенная надежда, что рано или поздно все вернется на круги своя. А. Ю. Икскуль 6 октября 1905 г. писал министру Императорского двора барону Фридериксу: «Имея однако в виду, что помещение Государственной Думы в Таврическом дворце можно рассматривать лишь как меру временную, впредь до возведения для нее особого здания, о чем я имел честь докладывать Его Императорскому Величеству, я нашел нужным дать комиссии надлежащие указание в том смысле, что даже наиболее капитальные переделки во Дворце должны быть по возможности исполняемые с таким расчетом, чтобы в последствии Дворец мог быть без особых затруднений приведен в прежний вид»
1.
С учетом особого характера реконструкции академик архитектуры И. П. Шестов разработал предложения по устройству железобетонных переборок и такого же пола для амфитеатра, которые не были соединены с капитальными стенами дворца. Зал заседаний общего собрания Думы оказывался не встроенным, а «вставленным» в зимний сад. Он был рассчитан на 560 человек и от Колонного зала отделялся стеной
2. В общих чертах члены комиссии и среди них архитектор Петербургского дворцового Управления А. А. Бруни и инженер-технолог Г. Н. Шведер одобрили эти, как тогда казалось, временные меры. Работы за 27 500 руб.обязалось выполнить Черноморское строительное общество, которое к этому времени уже зарекомендовало себя осуществлением проектов со сложными железо-бетонными конструкциями.
|
Тарический дворец, обмер, продольный разрез. 1911. НИМ РАХ
|
Для думского зала требовался и портрет Его Величества. С таким заказом стоимостью 3000 руб. Н. Ф. Дерюжинский по поручению комиссии обратился к И. Е. Репину. Давая согласие на эту работу, художник просил выяснить: в какой форме и на каком фоне (если это не безразлично для комиссии) желательно написать государя, а кроме того, указать точные размеры холста и место, где будет вывешена картина. После соответствующих согласований на постановку портрета было получено также Высочайшее соизволение. Самого Николая II автор изобразил на площадке беломраморной лестницы, украшенной вазами с цветами. Полотно наполнено воздухом, небо огромно, лестница вместе с расположенной ниже террасой залиты солнцем. За спиной императора необъятный морской простор, а внизу – партеры регулярного сада и высоко бьющий фонтан на широкой аллее. Парадные портреты исполнялись, как правило, в более официальной манере, но, похоже, в композиции данного свою роль сыграло то обстоятельство, что предназначался он именно для этого дворца. Вероятно, поэтому и появился в качестве фона такой пейзаж, похожий на крымский («таврический») или близкий ему итальянский. Автор, вероятно, учитывал также и то, что картина должна была висеть на полуциркульной почти сплошь застекленной стене, выходящей в Таврический сад к берегу Большого пруда
3.
Политический редактор «Figaro» и сотрудник «Temps» француз Р. Рекули, один из очевидцев тех дней, писал в 1906 году: «Сквозь огромные окна видны высокие деревья, листья которых трепещут на ветру, пруд, лужайки – Дума кажется затерянной среди цветов, зелени и водных струй. Обрамление у нее самое идиллическое, и в голову приходит мысль о любившей роскошь императрице, которая построила этот дворец для самого прекрасного фаворита и наградила его столь великолепным подарком – залог любви по-царски»
4.
Первоначально зал заседаний не имел глухой стены, делящей пространство бывшего зимнего сада на два изолированных помещения. В этот период императорский портрет в монументальной раме стоял свободно между колонн, которыми поддерживались перекрытия. Позднее из драпировок создали временную перегородку, а затем и глухую стену, отделив амфитеатр с депутатскими местами от зала для баллотировки.
Раму для портрета спроектировали в виде отдельного сооружения, примыкающего к председательской трибуне. Учитывая, что всю меблировку и оборудование для зала заседаний выполняла фирма Мельцер в строго определенном стиле, «комиссия признала желательным, в интересах цельности и художественности исполнения, поручить означенной фирме также и поставку рамы для портрета Государя Императора». Поначалу за эту работу мебельщики запросили 17000 руб., но затем проект был упрощен, и цена снизилась до 5300.
|
Зал заседаний Государственной Думы. Портрет императора вырезан из рамы, государственный герб сбит с трибуны. 1917 г. Не установленное иностранное издание. КГИОП.
На врезке фото 1916 г.
|
Всего около десяти лет занимало специально предназначенное место в Таврическом дворце полотно кисти Репина. Да и предшественники его, и современники, регулярно сменяя друг друга, никогда не задерживались в зимнем саду надолго: Венера Таврическая, вывезенная из Италии еще при Петре I, мраморная Екатерина в образе античного божества работы Ф. И. Шубина, гигантские гранитные вазы, подаренные шведским королем, портреты титулованных особ с великокняжеской выставки, затем – первых русских думцев...
2 марта 1907 г. в зале Государственной Думы вместе со штукатуркой и люстрами рухнула потолочная обшивка. Чтобы возобновить работу первого русского парламента, сутки напролет три сотни рабочих приводили пострадавшее помещение в порядок. На следующий год арх. А. А. Бруни разработал проект замены деревянных конструкций перекрытий над залом на железобетонные. Соответствующий заказ был сделан петербургскому Металлическому заводу, а изготовление стеклянного фонаря поручено Торговому дому братьев Франк. В начале октября 1910 г. все работы по реконструкции думского зала заседаний были завершены, и в таком виде он сохранился до наших дней.
В начале Советской власти в городских справочниках «Весь Петроград», а затем и «Весь Ленинград» (предшественники современных «Желтых страниц») сообщалось о Дворце Урицкого (быв. Таврическом): «Испорчен в начале XX века, когда приспособлялся под первый русский парламент». Правда, Дягилев еще в 1905 г. писал: «Теперь этот дворец – и анахронизм, кладбище, и русская реликвия, страничка русской истории. Его можно приспособить, – у нас всегда все можно приспособить, приделать, а не создать вновь. Но ведь это только на время. Приспособят на время, а изменят на века…Нет ничего менее «временного», «на время», чем залы Таврического дворца и трибуны народной Думы, – зачем соединять несоединимое? В этом есть неуважение к историческому памятнику в прошлом, так и историческому моменту в настоящем». И как же он был прав!