Ирина Орлова
 
ведущий специалист
 КГИОП

 НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
   ПРЕЖНЕЙ ФОРМЫ
 ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЦЕНЫ
 МАРИИНСКОГО ТЕАТРА РЕАЛИЗУЕТСЯ
 В РЕКОРДНЫЕ СРОКИ













       Осенью 2003 года культурная общественность Санкт-Петербурга была потрясена трагическим событием: огонь пожара почти полностью уничтожил уникальное в своем роде здание Декорационного магазина и зала дирекции Императорских театров на улице Писарева. Драматизм ситуации усугублялся промелькнувшим в некоторых СМИ сообщением, будто бы памятник не подлежит восстановлению и безвозвратно потерян для города. Исследования убедили в обратном. Выяснилось, что три уцелевшие наружные стены вполне могут быть сохранены и включены в обновленную структуру здания. Мало того, архитектором Международного консорциума Ксавье Фабром был разработан проект создания нового концертного зала Мариинского театра на основе исторической постройки Шретера. Строительные работы на объекте сегодня идут полным ходом, и есть полная уверенность, что к выходу в свет этого номера журнала они будут практически завершены.

       ПОСЛЕДНЕЕ ТВОРЕНИЕ ШРЕТЕРА
       Последней работой знаменитого мастера по возведению театральных сооружений Виктора Александровича (Иоганна-Готлиба) Шретера стало именно это здание, явившееся весьма достойным завершением его творческого пути. Рациональная планировка, выраженная во внешнем облике Декорационного магазина, точно найденные пропорции и прекрасно подобранные декоративные детали фасадов, технические нововведения, активно внедрявшиеся в ходе строительства, ставят здание в ряд наиболее интересных произведений петербургского зодчества начала ХХ в.

Архитектор
В. А. Шретер

       Академик архитектуры, профессор В. А. Шретер, известный как автор многочисленных проектов общественных зданий, церквей, особняков и доходных домов считается одним из самых видных представителей рационалистического направления эклектики. В своих произведениях зодчий стремился найти взаимосвязь между функциональной, конструктивной и художественной стороной архитектуры, основываясь на свободном выборе образцов исторического наследия. В ряде его разработок были воплощены новые для того времени идеи и материалы. Известно, что Шретер первым в строительстве Санкт-Петербурга применил силезский кирпич и ревельский мрамор. В 1882 г., он был назначен главным архитектором Дирекции Императорских театров, созданной почти за век до этого по указу Екатерины II в целях упорядочения и развития театрального искусства в России, став главным органом государственного управления этой областью культурной жизни страны. С именем В. А. Шретера связано строительство многих театральных зданий в Санкт-Петербурге и других городах. Причем особенно много зодчий работал в Мариинском театре. В 1884-85 гг. архитектор осуществил капитальную перестройку Декорационного зала и магазина (склада) на Большой Подъяческой улице
       Несколько позднее на участке № 20, расположенном на углу улиц Алексеевской (ныне ул. Писарева) и Офицерской (ныне ул. Декабристов), который Дирекция специально приобрела для размещения нового хранилища декораций Мариинского театра, было запланировано к возведению новое здание аналогичного назначения. В 1895 г. Шретер приступил к работе над этим проектом. Причем саму стройку намечалось начать уже буквально на следующий год. Однако из-за нехватки средств приступить к капитальному строительству не смогли еще несколько лет, на протяжении которых на участке стоял лишь временный деревянный навес. Вплоть до того момента, когда, наконец, удалось снять проблемы с расходной частью строительства, вопрос о возведении каменного здания так и оставался открытым. Но уже в начале апреля 1900 г. В.А. Шретер рапортует своему руководству, что «проект и смета на постройку в Алексеевской улице магазина для хранения декораций с живописным залом Кабинетом Его Величества утвержден… с возложением производства работ на архитектора Дирекции, профессора Шретера». Еще через месяц, 3 мая 1900 г., была совершена закладка нового здания для хранения и изготовления декораций.

Проект строительства Декорационного магазина и зала дирекции Императорских театров на Алексеевской улице.
Авторские чертежи В. А. Шретера. 1900 г.

       Работы шли на удивление быстро – за каких-то 7 месяцев строительство было завершено, и уже 11 ноября зодчий известил Санкт-Петербургскую контору Императорских театров: «Имею честь сообщить, что постройка декорационного зала на Алексеевской улице окончена совершенно…». Интересен тот факт, что первоначальный проект здания в процессе строительства автор подверг существенным изменениям, а окончательные чертежи были подписаны уже после финала строительных работ.
       Пятиэтажная прямоугольная в плане постройка была выполнена на бутовом фундаменте с облицованным известняковыми плитами цоколем. Ее стены сложили из кирпича на растворе из «романского цемента» и не оштукатуривали. Такой прием является отличительной особенностью одной из разновидностей эклектики – т. н. «кирпичного стиля». В. А. Шретер наряду с И. С. Китнером, кстати, был одним из инициаторов его распространения в архитектуре Петербурга. Фасады здания, оформленные с использованием элементов готической архитектуры, имеют симметричную композицию с включением двадцати контрфорсов. При этом, лицевой отделан высококачественным «заграничным» кирпичом и украшен металлическими декоративными элементами (восемь анкеров и буквы надписи выполнены из тонких цинковых листов, что явилось новшеством в строительной практике того времени).
       На первых трех этажах располагалось единое трехсветное пространство магазина для декораций. Три пролета помещения разделялись продольными и поперечными кирпичными стенами с большими арочными проемами. Перекрытие было устроено из деревянных балок по металлическим прогонам, опирающимся на кирпичные кронштейны. К концам балок проводились воздушные каналы, завершающиеся под потолком зала. В помещение вело пять дверей. Три из них, «плотничной работы», расположенные на лицевом фасаде, были выполнены из сосновой древесины с железными петлями и декоративными накладками растительного рисунка. Две же деревянные двери со стороны двора обшили вагонкой. На 4-м этаже находилось большое помещение поделочной мастерской, с простой внутренней отделкой и перекрытием, опирающимся на 7 кирпичных крестообразных в плане столбов. Последний этаж предназначался под зал для написания декораций. Кроме окон, расположенных по периметру стен, помещение освещалось верхним светом. Продольный фонарь длиной 15 м и шириной 8 м был выполнен из 588 легерных стекол по «железным стропильцам». Просвет в потолке устроили из двух рядов деревянных рам с матовым нижним и простым верхним остеклением. Сам потолок из деревянных досок, устроенный по железным стропилам, был утеплен слоями толстого войлока и пробковых пластин, а также покрыт толем. Двухмаршевая лестница, соединяющая все этажи здания, располагалась в юго-восточной угловой части здания. Марши из каменных ступеней (путиловская плита) были выполнены по металлическим косоурам, площадки – по кирпичным сводам с асфальтовыми полами.

Декорационный магазин.
Вид изнутри перед реконструкцией
Работы по реконструкции Декорационного магазина под Концертный зал
Мариинского театра.
Май 2005 г.

       При строительстве применялись качественные и прогрессивные для своего времени конструктивные элементы и технические устройства, впитавшие множество последних достижений науки и техники. Декорационный магазин был оснащен водяным отоплением, электричеством, водопроводом горячей и холодной воды, системой вентиляции, ватерклозетами и др. новинками. Так, возле лестничной клетки в первом этаже располагались помещения для трансформатора, обеспечивавшего здание электричеством. Тут же неподалеку были установлены три ватерклозета «Monitor» с фаянсовыми горшками, ясеневыми сидениями и чугунными баками. Отопление здания осуществлялось из котельной с водогрейным корнваллийским котлом и внутренней топкой. Для водопровода использовались железные гальванизированные трубы, а в качестве фановых – чугунные эмалированные. Покрытие крыши по металлическим стропильным фермам и металлические переплеты ленточных окон пятого этажа выполнялись под руководством инженера-технолога Д.М. Ануфриева. Кровля и восемь водосточных труб были выполнены из «цинкового железа». Это тоже являлось новшеством, поскольку крыш такого типа в Санкт-Петербурге тогда почти не было (кроме здания декорационного зала, этот материал применили для устройства кровли торговых рядов на Сенной пл.).
       До начала нашего столетия здание в основном сохранилось в соответствии с проектом В. А. Шретера и постройкой 1900 г. В процессе его эксплуатации были осуществлены лишь незначительные переделки. Например, в юго-западной части устроили позднюю лестничную клетку. С устройством приямков и пристроек некоторые утраты и искажения появились и на фасадах. Зато главный со всей своей богатой отделкой сохранился практически полностью в удовлетворительном состоянии, включая старые деревянные двери с металлическими накладками-жиковинами, а также элементы металлодекора на контрфорсах. Наблюдались единичные утраты в кирпичной кладке, была самовольно выполнена замена оконных переплетов. Добавим, что из надписи в тимпане «Декорационный магазин и залъ. 1900» исчезли две буквы. В худшем состоянии находились боковые и восточный фасады. Хотя это обстоятельство, возможно, было обусловлено качеством кирпича. Часть оконных проемов была заложена и зашита металлическими листами, вдобавок, пробиты новые, а на стенах укреплены современные металлические лестницы и трубопроводы. К западной части южного фасада пристроили одноэтажную проходную.

       ВСЕГО ОДНА НОЧЬ
       Ущерб, нанесенный зданию пожаром, который случился в ночь с 5 на 6 сентября 2003 г., оказался весьма значительным. Были полностью уничтожены металлические балки межэтажных перекрытий, металлические фермы чердака выгорели и в результате пластических деформаций повисли на обломках внутренних стен здания. Конструкции крыши с располагавшимся в коньке световым фонарем, ленточное остекление боковых фасадов также были разрушены пожаром. В наружных и внутренних стенах образовались трещины, выпали отдельные кирпичи из оконных перемычек, произошло обрушение участков венчающего карниза. Поверхность кирпичной кладки покрылась копотью, деревянные оконные и дверные заполнения полностью сгорели. Были утрачены внутренние конструкции и отделка, конструкция одной из угловых лестниц уцелела лишь частично.
       Спустя буквально три дня комиссией КГИОП при участии специалистов института «Спецпроектреставрация» был составлен акт осмотра здания, послуживший основой созданного вскоре сметно-финансового расчета об определении ущерба, причиненного памятнику. Кроме того, сотрудниками института «Ленпроектреставрация» по заданию КГИОП в ноябре был выполнен аналогичный расчет по ликвидации последствий пожара. В марте дирекции Мариинки было выдано архитектурно-реставрационное задание на разработку научно-проектной документации и проведение ремонтно-реставрационных работ. АРЗ предусматривало устранение аварийности постройки, выполнение обследования, разработку проекта воссоздания утраченных элементов конструкций и декора, выполнение комплексного реставрационно-восстановительного ремонта.

       МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ НОВОЙ ФУНКЦИИ

Проект фасада Концертного зала
со стороны ул. Декабристов
Проект фасада Концертного зала
со стороны ул. Декабристов

       Когда дирекция театра, остающаяся собственником как участка, так и постройки, приняла решение об устройстве здесь нового концертного зала, вопросы возможности предстоящей реконструкции здания с приспособлением его для совершенно иной функции получили принципиально иное звучание. Эта тема была всесторонне рассмотрена на совещании Технического совета при Мариинском театре в феврале 2005 г. Стоит заметить, что всего-то месяцем раньше был озвучен вывод одной из проверок, однозначно указывающий на неудовлетворительность состояния постройки и бесперспективность каких бы то ни было попыток ее дальнейшего использования. В КГИОП такое заключение подвергли сомнению, заказав независимую экспертизу данного обследования. Она, в свою очередь, констатировала преждевременность и недостаточную обоснованность прежних выводов, а также необходимость дополнительных натурных и лабораторных исследований конструкций и материалов здания. Новое обследование, проведенное с учетом замечаний экспертизы «по горячим следам», показало, что конструкции находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии, но при последующей реконструкции обязательно потребуется проведение мероприятий по укреплению и усилению как фундаментов, так и кирпичной кладки.
       Проектирование третьей сцены было поручено международному консорциуму Фабр/Спеллер – Сцен – Сетек Батиман – Тойота – «Литейная часть-91». Такой выбор был сделан не случайно, поскольку тот же консорциум выиграл конкурс на проектирование реконструкции основного здания Мариинки. К тому же ученик Альдо Росси, известный архитектор Ксавье Фабр, помимо нового строительства, много и плодотворно занимался проектами реконструкции старых театров. Перед французским мастером встала сложная задача по определению объема сохраняемой части первоначальной постройки. В марте 2005 г. на заседании Консультативного совета КГИОП из нескольких вариантов был выбран именно тот, где этот процент был максимальным. Утвержденным проектом предусматривается сохранение лицевого фасада по улице Писарева, а также четырех из пяти пролетов боковых фасадов с устранением несущей нагрузки на подлинные стены. Соответственно, неотложными задачами стали их обследование и реставрация кирпичной кладки, разработка и осуществление проекта восстановления архитектурного решения исторических фасадов.

       ИДЕЯ ФАБРА И ДАЯНОВА
       Обследование выявило ослабление несущей способности кирпичной кладки из-за наличия в теле стены дымоходов и вентиляционных каналов значительного сечения. Сосредоточив внимание на этом негативном моменте, представители заказчика реконструкции первоначально настаивали на необходимости разборки фронтона главного фасада Декорационного зала. Однако авторы проекта – Ксавье Фабр и руководитель Архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов – придерживались противоположного мнения. Они считали крайне важным сохранение целостности авторской композиции Шретера и подлинных материалов, включая уникальную облицовку фасада различными видами кирпича. Эта идея была вынесена на обсуждение Технического совета при Мариинском театре. В ответ на возражения заказчиков, опасавшихся, что аварийное состояние кирпичной кладки фронтона не позволит реализовать такой замысел, г?н Фабр выразил готовность разработать специальный авторский проект его укрепления с помощью металлических связей. КГИОП не мог не поддержать эту инициативу французского коллеги. В итоге, соответствующий проект на самом деле был подготовлен и воплощен. Жаль, правда, что в связи с аварийностью кладки так и не удалось избежать разборки верхней части стен боковых фасадов. Однако все делалось по законам реставрационной науки и практики: старый кирпич нумеровался и складировался для повторного использования в ходе предстоящего восстановления стен.

       СТЕПЕНЬ АВАРИЙНОСТИ
       В результате специальных натурных и лабораторных исследований состояния кладки, осуществлявшихся сотрудниками НИИ «Спецпроектреставрация» в июне 2005 г., были определены характеристики кирпичей, а также составы и степень сохранности кладочных растворов. Выявилось следующее: несущие стены здания выполнены с использованием глиняного полнотелого кирпича двух оттенков – красного и желто-красного. На поверхности кирпичей были обнаружены клейма с надписью «Евментьевъ» (фамилия владельца одного из крупнейших заводов этой отрасли в Петербурге начала ХХ в., поставлявшего кирпич для строительства здания) и номер партии. Кладка производилась на известково-цементном растворе светло-бежевого цвета с выпуклым валиком. Венчающий карниз, тяги и другие архитектурные элементы выкладывались из красного лекального кирпича, а арочные оконные проемы 5-го этажа оформлялись фасонным. Нижняя часть лицевого фасада до междуэтажной тяги над окнами 1-го этажа облицована нестандартным фасонным «заграничным» кирпичом, имеющим внутри сквозное продольное отверстие квадратного сечения.

Вид Концертного зала в разрезе
с ул. Декабристов

       Наружная поверхность кирпичной кладки лицевого фасада выявила остатки защитного слоя ангоба. При длительной эксплуатации здания, а также из-за сильного загрязнения сажистыми веществами его поверхностный слой разрушился и отслоился. В проблемных местах кладки выявилось понижение прочности кирпичей, что требовало проведения их реставрации. Помимо прочего, вся ее поверхность и в особенности над оконными проемами после пожара получила дополнительные загрязнения сажей и копотью. Тогда же были утрачены едва ли не все кирпичи на венчающих карнизах, междуэтажных тягах над окнами 5-го этажа, верхних частях контрфорсов северного и южного фасадах в процессе демонтажа остатков металлических перекрытий и кровли. Наблюдалось нарушение целостности кладки и элементов декора в небольших участках стен, контрфорсах, обрамлениях оконных и дверных проемов, элементах декора карнизов и тяг. Добавим сюда поверхностную деструкцию стен, фрагментами проникавшую до половины глубины кладки, места вывалов и утрат кирпичей, зоны намокания, высолы, развитие мхов и водорослей в нижней их части. Повсюду в теле кладки образовались множественные трещины вертикальных направлений и разной протяженности, в основном расположенные над окнами 5-го этажа. Пусть даже и сохранился плотный и прочный кладочный раствор (лучше всего – на главном фасаде, где частично осталась историческая расшивка швов выпуклым валиком), однако практически везде заполнение швов было деструктировано на глубину до 2 см, а в отдельных местах и полностью утрачено. На отдельных фрагментах стен с утратой раствора отмечались позднейшие вставки с докомпанованными цементными ремонтными растворами.
       Цокольные части лицевого и фрагмента северного фасадов, облицованные плитами «путиловского» известняка, а также декоративный поясок над цоколем имели мелкие трещины, сколы и утраты, загрязнения сажистыми веществами, деструкцию и утраты шовного заполнения. При этом анализ выявил, что сам известняк принадлежит к прочным и качественным разновидностям камня. Штукатурная отделка цоколя на других фасадах, помимо загрязнений, трещин, сколов и утрат, была покрыта высолами, зонами с развитием мхов и водорослей, особенно в местах отсутствия элементов организованного водостока. Линейные окрытия карнизов, тяг, подоконных элементов, выполненные из оцинкованного железа, сохранились только на главном фасаде, причем были повреждены.

       ВАЖНЫЕ НЮАНСЫ
       По результатам обследования НИИ «Спецпроектреставрация» были разработаны основные технологии реставрации кирпичной кладки с учетом максимального сохранения оригинальных материалов. В соответствии с согласованными методиками эти работы, начиная с августа 2005 г., выполняет ООО «Возрождение Петербурга». В свою очередь, наш комитет осуществляет постоянный контроль за ходом реставрации с ее поэтапной приемкой. Была выполнена расчистка поверхности кирпичной кладки от разрушенного слоя, пыли и грязи. Расчистка сохранившихся кирпичей от сажистых загрязнений и копоти производилась с использованием специальных смывок. При этом оказалось, что этот способ очистки не позволяет полностью убрать загрязнения, так как их плотность была усилена воздействием высоких температур при пожаре, а сажистые вещества проникли в микротрещины. Кроме того, образовавшиеся при тушении маслянистые осадки затрудняли смачивание поверхности. Поэтому для полного удаления загрязнений потребовалось использование комбинированного метода очистки, включающего использование химических смывок и мягких воздушно-абразивных методов для доочистки поверхности на участках с плотными загрязнениями, от которых, в результате, кладку удалось практически полностью избавить.
       Кроме того, выполнялось удаление биологических загрязнений микроорганизмами, мхами и водорослями химическими препаратами и механической очисткой специальными щетками и шпателями, а также удаление и блокировка солей средствами из санационной программы фирмы «Remmers».
       Особое внимание уделялось восполнению утрат шовного раствора кладки в местах его разрушения и отсутствия. В связи с глубокой деструкцией растворов в зонах воздействия высоких температур швы заполнялись по специальной методике, поэтапно, с предварительной расчисткой вручную механическими инструментами. Восстановление шовного заполнения выполнялось послойно, вдавливанием специального состава на основе извести. Колер раствора подбирался с учетом цвета сохранившегося аналога.

Вид Концертного зала
в разрезе с ул. Писарева

       Методом инъектирования с использованием специальных составов было выполнено заполнение раскрытых трещин и пустот в кладке. Разобранные ранее верхние части стен боковых фасадов пришлось восстанавливать из сохраненного исторического кирпича.
       Как на локальных участках, так и на контрфорсах потребовался немалый объем работ по восполнению утрат кладки. В случаях, когда объем разрушений кирпича превышал 50 %, его заменяли на целый с использованием исторического материала, сохраненного при разборке аварийных стен. Если утрата не превышала этой критической отметки, применялась другая технология: докомпоновка старого кирпича по подготовленной поверхности специальной мастикой, укладываемой тонкими слоями, с последующим выравниванием.
       В настоящее время основной объем работ по реставрации кладки, за исключением чистовой обработки ее поверхности, выполнен. Помимо этого, предстоит восстановить известняк цокольной части лицевого фасада, линейные окрытия и отмостку, отремонтировать с воссозданием утраченных элементов весь металлодекор, оконные и дверные заполнения. Совокупность этих работ предусмотрена в проекте, который подготовлен авторским коллективом Архитектурного бюро «Литейная часть-91», имеющего большой опыт работы по реставрации и реконструкции памятников Петербурга и пригородов. Данная разработка выполнена в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием КГИОП на основе глубокого изучения историко-архивных материалов: чертежей, фотографий, текстовых документов. Проектом предусмотрено воссоздание четырех утраченных башенок с цинковыми верхушками (пинаклей), металлических кованых кронштейнов для флагов, реставрация и восстановление недостающих букв надписи и восьми цинковых декоративных элементов (анкеров). Отдельным проектом на основе рисунка архитектора В. А. Шретера разработано восстановление из исторического материала (сосновой древесины) оконных заполнений с сохранением рисунка расстекловки окон и дверей с железными коваными жиковинами. Кроме того, учтено восстановление линейных окрытий архитектурных деталей фасадов.

       УНИКАЛЬНОСТЬ ПОДХОДА
       В отреставрированном виде сохранившиеся стены постройки В. А. Шретера смогут стать полноценной частью архитектурного решения нового концертного зала с акустическими характеристиками такого филармонического качества, какого еще нет в нашем городе. Проект самого зала выполнила японская компания с мировым именем «Nagata acoustics. Inc» под руководством г-на Я. Тойоты.

Концертный зал Мариинского театра.
План 1-го этажа
Концертный зал Мариинского театра.
План 3-го этажа

       Концертный зал вместимостью 1100 посадочных мест, представляющий собой продолговатый амфитеатр в форме «колыбели» с террасными ярусами, развивает внутренний объем размером 25х52 м в продольном сечении и 15-метровой высоты над уровнем сцены. Необычность решения заключена в том, что оркестр располагается в центре, а наклонные внутрь стены создают эффект особого акустического качества. С учетом оптимизации звучания рассчитаны также и основные габариты зала. Данный объем вписан в границы существующего здания с частичным сохранением его наружных стен и продолжен с восточной стороны, что позволяет устроить главный вход для зрителей со стороны ул. Декабристов, обозначенный остекленным навесом.
       Образ нового здания строится на гармоничном взаимодействии нового пространства и исторических стен. Оно подчеркивается соответствием шага кирпичных контрфорсов ритму металлических колонн, перетеканием горизонтальных уровней, использованием «состаренного» кирпича в облицовке вновь возводимых стеновых конструкций. Боковые фасады «современной» части решены в сдержанной форме и представляют собой ряд медных колонн, опирающихся на горизонтальные металлические профили. Она примыкает к историческому зданию с восточной стороны, опираясь на кирпичный цоколь, и разворачивается главным фасадом, обрамляя широкий остекленный проем зрительского фойе. Связка с постройкой Шретера акцентирована отступом нового фасада и производит эффект продолжения существующей кладки, «отражаемой» остекленной вертикалью. Медная кровля сохраняет принцип двускатного перекрытия и далее развивает объем перекрытий концертного зала, при этом вертикальные отметки нового здания совпадают с историческими.

       В недалеком будущем новый концертный зал Мариинского театра займет достойное место в ансамбле благоустроенной территории Академии им. П. Ф. Лесгафта, явится мощным архитектурным и композиционным акцентом в этой части Коломны. Сохранение подлинных исторических стен, включенных в состав нового здания концертного зала, представляет собой яркий пример продолжения общеевропейских традиций реконструкции театральных сооружений. Фрагменты созданного более века назад Декорационного зала в новом проекте сами получают осмысление как декорация, обогащающая образ современной постройки зримо выраженной связью времен и творчества зодчих различных поколений.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>