Игорь Разживин

НОВОЕ
«ОКНО В ЕВРОПУ»

73% ПЕТЕРБУРЖЦЕВ С ОПТИМИЗМОМ СМОТРЯТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО МОРСКОГО ФАСАДА



















       В ряде наших прошлых публикаций, поднимая тему строительства нового морского пассажирского терминала, в основном, в градостроительном аспекте, мы не могли обойти стороной социально-экономические последствия этого большого проекта. На данный счет высказывались представители власти, бизнеса и архитектурного сообщества Петербурга. Преобладали позитивные прогнозы, а как таковой вопрос, нужен городу «Морской фасад» или нет, давно перестал возникать. Принципиальное решение было принято на самом компетентном уровне, поэтому нам оставалось, как виделось, просто отслеживать ход его фактической реализации.
       На деле оказалось иначе. Старт первоочередным работам в западной части В. О. уже дан, проектирование сооружений пассажирского порта и его инфраструктуры, которые будут возводиться на намывной территории, идет полным ходом. Однако до сих пор среди населения нет ясности и единства в мнении насчет перспектив намеченного строительства. И дело здесь не в традиционной консервативности петербургского обывателя. Хотя опыт последних лет убеждает, что любая новостройка в историческом центре города (во всяком случае, поначалу) обречена на протестное восприятие. А применительно к таким проектам, как Морской фасад, те же Балтийская жемчужина, Новая Голландия или любой другой, подразумевающий кардинальную ломку стереотипов в системе управления и практике выполнения работ, всегда придется иметь дело с далеко не однозначными оценками.
       Проблема, скорее, в дефиците доступной и объективной информации. Играет свою роль также и естественное для эпохи конкуренции стремление каждого относительно крупного оператора инвестиционно-строительного рынка в той или иной мере подчинить общественное мнение корпоративным интересам.
       Тем не менее, как говорят, «глас народа – глас Божий». Изучить отношение населения к строительству пассажирского терминала и развитию намывной территории на Васильевском острове было поручено Санкт-Петербургскому социологическому научно-исследовательскому центру (СНИЦ) и Агентству Социальной Информации (АСИ). Инициаторам проекта это должно было помочь сориентироваться в ситуации и скорректировать свои планы с ее учетом. Итоги завершенной социологами работы были озвучены на апрельской пресс-конференции, организованной ООО «Морской фасад».
       Данные опросов СНИЦ, проводившихся в «три волны» (май и октябрь 2005 г., а также март 2006 г.), позволили сделать вывод, что первоначально только треть петербуржцев и 65% василеостровцев знали о планируемом строительстве. Возможно, сказалась удачная «PR-подпитка» проекта в сочетании с активной дискуссией, которую поддержали питерские СМИ, но к этой весне показатели «осведомленности» горожан выросли до 50 и 80%, соответственно. Менее чем за год доля петербуржцев, ожидающих от строительства нового порта позитивных для себя и города сдвигов, увеличилась с 57 до 73%. Жители Васильевского острова по-прежнему более скупы на положительные отзывы, чем население других районов. Но и среди них заметно прибавилось оптимистов – теперь на хороший результат строительства рассчитывают 62%. В мае 2005 г. таких среди василеостровцев было 55%, причем временный «пик падения» этого показателя был зафиксирован пять месяцев спустя, а затем цифра вновь стала расти. Показательно также, что по мере приближения нынешнего места проживания опрашиваемых к стройплощадке удельный вес сторонников Морского фасада снижается.
       По выводам специалистов социологического центра, наблюдаемая ситуация обусловлена прежде всего тем, что доходы и прочие преференции, которые связаны с появлением терминала, придут не сегодня и не завтра. В настоящий же момент многих респондентов, и особенно население территорий, расположенных в близком соседстве с зоной строительства, больше беспокоит тот дискомфорт, который ему предстоит испытать в связи с начатыми работами.
       Другое исследование (силами АСИ) проводилось в рамках проекта «Санкт-Петербургский барометр – региональный poll» методом репрезентативного телефонного интервьюирования 500 человек по случайной и бесповторной выборке в декабре прошлого и апреле этого года. Петербуржцев попросили сформулировать свое отношение к сути проблемы, ответив на несколько вопросов, первым среди которых был следующий:
– Как известно, в других странах строительные работы зачастую разворачиваются на вновь создаваемых искусственных территориях в черте города. В Петербурге такая зона будет расположена на Васильевском острове. Вы считаете, что этот участок в первую очередь следует использовать под…?


       Очевидно, что перспективу искусственного приращения территории города его жители в большей мере склонны рассматривать конструктивно. Доля противников и равнодушных к идее оказалась символической. В то же время, анализ публичного понимания задач строительного освоения того пространства, которое вскоре будет отвоевано у Финского залива, видимо, заставит инвесторов и руководителей проекта сделать в нем некоторые уточнения. Следующий вопрос, заданный интервьюерами агентства, звучал так:
– Что, прежде всего, даст Петербургу строительство морского пассажирского порта?


       Естественно, будущие выгоды от терминала народ больше всего склонен связывать с его влиянием на развитие туристической отрасли. Однако не только этого ждут от начатого строительства петербуржцы, что и показали ответы на другой вопрос исследования:
– Принесет ли городу развитие вновь образованных территорий на западе Васильевского острова…?


       Преобладание позитивных настроений в общей оценке развернувшегося строительства стало дополнительным подтверждением состоятельности проекта. Со стратегической стороной дела все теперь становится более или менее ясно. Остальное – уже дело тактики. О том, как в дальнейшем будет развиваться создание и освоение намывной территории «АРДИС» намерен регулярно информировать своих читателей.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>