АРХИТЕКТУРА. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ
ВЕЛИЧИЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ирина Бондаренко

       Всего неделю с 24 мая по 1 июня в Российском этнографическом музее работала выставка под таким названием. Оно если и могло показаться претенциозным, то только не тому, кто по роду профессии или в силу элементарного человеческого любопытства интересовался историей рождения и развития северной столицы. Выставка, организованная Комитетом по градостроительству и архитектуре, была приурочена к 300-летию единой государственной градостроительной деятельности в Петербурге. Многие слышали, что в период с 1706 по 2006 гг. в городе было разработано двадцать генеральных планов. Однако нереальная, как казалось еще совсем недавно, возможность воочию увидеть фрагменты каждого из них широкой публике представилась только на этот раз.

Организаторы выставки усматривали свою задачу не только в том, чтобы, сдув архивную пыль с редких исторических документов, просто показать их петербуржцам и гостям города. Графические работы выдающихся зодчих прошлого должны были предстать во всей их удивительной красоте, а люди – увидеть в них не некие базовые чертежи и схемы развития Петербурга-Ленинграда, а истинные произведение искусства. Именно поэтому родилась идея окантовать каждый экспонат в раму и установить на мольберте. В сочетании с величественными интерьерами музейного Мраморного зала это выглядело строго, элегантно и, действительно, впечатляло, а при внимательном рассмотрении каждой работы приходила мысль, что в этих линиях, завитках букв, картушах, растушевке читается каждый этап 300-летнего пути нашего необыкновенного города.
       Генеральные планы Санкт-Петербурга, его пригородов и губернии за исключением самого свежего, датированного прошлым годом, выполнены вручную, истинными мастерами карандаша, пера и кисти. К сожалению или нет, но в компьютерный век пора ручной работы в архитектурном творчестве практически закончилась. Поэтому каждый такой чертеж теперь воспринимается чуть ли не как музейная ценность.
       Экспозицию открывал первый план Петропавловской крепости, с которого, собственно, все и началось. На выставке оказались и необычные экспонаты – например, генеральный план 1722 г. Долгое время он считался самым подробным и достоверным. А там, как позднее стали выяснять историки, было перепутано абсолютно все. Причем сделано это было умышленно – мощную дезинформационную акцию задумал и исполнил сам Петр I. Этот «ложный» генплан отправился за границу с пленным солдатом, чтобы через некоторое время оказаться в руках у шведского короля.
       На торжественное открытие выставки прибыли губернатор В. Матвиенко и вице-губернатор А. Вахмистров.

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга:
– Выставка «Градостроительное величие Санкт-Петербурга» знакомит нас с редкими документами –
фрагментами каждого из генеральных планов, составлявшихся в северной столице. Уверена, что такая ретроспектива, доступная обычно только узкому кругу специалистов, привлечет внимание всех, кому небезразличны история и культура нашего города.

       Право перерезать символическую красную ленточку было предоставлено президенту петербургского Союза архитекторов России Владимиру Попову и главному архитектору Москвы Александру Кузьмину.
       Москвичи в приветственном слове заметили: «Вот очередной повод позавидовать Санкт-Петербургу. Прекрасная идея объединить на одной выставке все Генеральные планы. У нас ведь обычно принято как – новый Генеральный план принимают, а  предыдущий сразу начинают ругать. А здесь представлена петербургская традиция, один генплан вытекает из другого, все очень разумно».
       Мы привыкли, что Петербург называют одним из красивейших городов мира. Его величественные ансамбли, уникальные панорамы и памятники архитектуры считаются жемчужинами мирового градостроительного искусства и предметом охраны ЮНЕСКО. Такое великое богатство, сконцентрированное на одной территории, заставляет всерьез задуматься, почему город развивался столь планомерно и продуманно и отчего в его облике практически нет места элементам стихийности, присущим большинству мегаполисов мира.

Александр Викторов, главный архитектор Санкт-Петербурга:
– За три столетия учреждение, в котором работали и работают специалисты, ответственные за градостроительство, много раз меняло название – Контора городовых дел, Канцелярия от строений, Комиссия от строений, Канцелярия городовых дел, Архитектурно-планировочное управление и, наконец, Комитет по градостроительству и архитектуре. Но переименования не влияли на суть работы – Петербург всегда отличался выверенной градостроительной политикой и четкой градостроительной дисциплиной. Наш город, единственный в мире, развивался в соответствии с ними. Неукоснительное следование петербургских градостроителей основным правилам соблюдения принципов брандмауэрной и поквартальной застройки, а также высотным ограничениям и создали столь блестящую архитектурную картину. Современное петербургское градостроительство обязано опираться и опирается на эти золотые правила.

«Топографическое изображение новой русской столичной резиденции и морского города Ст. Петербург вместе с его изначально возведенной крепостью…». Издано Иог. Баптистом Хоманном, Римского Императорского Величества географом. [Нюрнберг, 1716-18(?)]
План города Ст. Петербурга. Сочинен в Главном Штабе Его Императорского Величества генерал-майором Фитцумом и гравирован при Военно-топографическом депо. [1821]


       Начало упорядоченности градостроительного развития новой имперской столицы положил петровский указ, изданный ровно триста лет назад. Причем на протяжении всей последующей истории города оно никогда не являлось случайным, хаотичным или неорганизованным процессом.

Проект планировки (Генеральный план восстановления) Ленинграда. [1948]

       Градостроительное законодательство в Санкт-Петербурге было таково, что ему строго подчинялись члены императорской фамилии. Если, допустим, великим князьям предписывалось отрезать кусок своих любимых участков для организации проезда, то буквально на другой день после подписания указа они были обязаны выполнить распоряжение. А сама основа основ градостроительства – так называемые «красные линии» – утверждались императорами самолично.

Сергей Семенцов, генеральный директор Института исследований Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, кандидат архитектуры:
– Эта деятельность всегда оставалась жестко регулируемой и находилась под постоянным и Высочайшим контролем. В петербургской градостроительной истории можно выделить несколько повторяющихся циклов. Каждый включает в себя последовательно разные стадии развития города. В хронологических рамках одного цикла он сначала стремительно раздвигает свои границы. Тогда же формируется уличная сеть на осваиваемых территориях, возникает первичная застройка. Это – этап экстенсивного развития. Затем приходит стадия стабилизации границ, массовой реконструкции застройки и уточнения уличной сети (каркаса). К этой фазе лучше всего подходит название «интенсивная реконструкция». Наконец, по мере развития таких процессов рождается понимание необходимости создания главных общегородских ансамблей и наступает стадия композиционного совершенствования архитектурной среды. И все вновь возвращается «на круги своя»: город активно движется на новые территории, давая старт очередному циклу, которых за 300 лет минуло два. Сейчас Петербург находится в рамках третьего.

Схема территориальных зон современного использования Санкт-Петербурга.
Генеральный план Санкт-Петербурга. [2005]


       Налицо глубокая взаимосвязь – новый Генеральный план, как и его предшественники, разработанные соответственно в 1880 и 1908 гг., предлагает не экстенсивный путь развития города с захватом новых территорий и их первичным освоением, а интенсивную реконструкцию.
       Жесткие требования отнюдь не мешали бурному строительству. В 1890-1915 гг. в Петербурге за один сезон (с апреля по сентябрь) строился миллион квадратных метров жилья, и возводились такие дома, которыми могли гордиться все последующие поколения петербуржцев.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>