russki0.jpg (12435 bytes) 


russki5.jpg (16605 bytes)Близится столетие памятного дня - 7 марта 1898 года, когда в Санкт-Петербурге в здании Михайловского дворца открылся первый в России Государственный музей русского искусства. Первый хозяин дворца - великий князь Михаил Павлович - въехал сюда в 1825 году. Семьдесят лет спустя, 13 апреля 1895 года, в сенат был представлен Высочайший Указ об учреждении в Михайловском дворце Музея императора Александра Третьего.
Сегодня за праздничным фасадом Русского Музея, за кажущейся безмятежностью и внешним благополучием скрывается огромный комплекс трудноразрешимых проблем.
russki4.jpg (19189 bytes) Одна из них - теснота и техническое несовершенство фондохранилищ, в которых находятся бесценные творения как великих, так и безвестных мастеров, шедевры, составляющие гордость и славу Великой Русской Культуры. Проблемой является и недостаточное количество выставочных площадей, что не позволяет представить к обозрению большую часть уникальной коллекции музея.
Одним из вариантов решения этих вопросов является разработанная Государственным институтом архитектуры (ГИА) в Санкт-Петербурге Концепция Развития Русского Музея.
russki2.jpg (28755 bytes) ГИА предлагает решать задачу реконструкции музея комплексно. Но это не просто "реконструкция" музея, это "концепция развития музейного комплекса ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ. Речь идет о воссоздании и сохранении архитектурно-исторического ансамбля, спроектированного и построенного великим Росси. Будущий комплекс должен отвечать последним требованиям современной науки, предъявляемым к хранению и обеспечению доступа к фондам.
Одна из проблем Русского музея - это его  вестибюль. ГИА предлагает расположить его под землей перед дворцом, под курдонером. Освещение обеспечат световые фонари, вдавленные полукольцом на уровне земли, что обеспечит сохранность исторического облика садика перед главным фасадом. Вход в музей переносится в садик площади Искусств. При такой компановке весь просторный вестибюль со световыми залами и помещениями располагается под землей, оставив образ садика и фасад здания XIX века в неприкосновенности. Северный садовый фасад Русского музея со временем был нарушен. Росси построил дворец и два каре.
При реконструкции дворца под музей архитектор Свиньин перестроил одно из каре в здание нынешнего Музея Этнографии. По его же проекту предполагалось снести второе каре (ныне корпус Росси), и на его месте возвести симметричное нынешнему Музею Этнографии здание.
ГИА предлагает по обеим сторонам Михайловского дворца со стороны Михайловского сада создать ландшафтные кулисы, которые, не изменяя образа паркового ансамбля, смогут дать музею дополнительную площадь для хранилищ и реставрационного центра. В russki3.jpg (17335 bytes) возвращаемом Русскому музею доме N 26 по каналу Грибоедова (б. служебный корпус) можно будет либо восстановить "Школу искусств народных умельцев", либо открыть "Международный колледж по изучению русского искусства".
Михайловский сад, как неотъемлемую часть комплекса, предполагается сделать садом скульптуры под открытым небом, в продолжение традиции Летнего сада. В фондах Русского музея имеется крупнейшая коллекция шедевров монументальной и декоративной скульптуры. Часть произведений требует экспонирования на открытом пространстве. На территории, прилегающей к Михайловскому замку, предлагается восстановить всю систему каналов, но в сухом варианте, с мощением дна черным диабазом.
Предложение включает также создание обширных подземных помещений в зоне площади Коннетабля, где могут быть расположены экспозиционные залы и подсобные службы. Наземной части этой территории должен быть возвращен ее исторический вид, т.е. следует восстановить мощение таким, каким оно было при Павле 1. И в этом случае "зазвучит", как должно, величественный памятник Петру 1. По нашим рекомендациям и по заявке Русского музея КГИОП согласовал границы историко-архивного заповедника: Михайловский дворец - russki1.jpg (24850 bytes) Михайловский сод - Михайловский замок. В итоге Русский музей становится не только хранилищем всех течений русской живописи, но и своеобразным музеем русской архитектуры, т.к. явно прослеживается стилевая последовательность: барокко Строгановского дворца, итальянская стилистика Мраморного дворца, романтизм Михайловского замка, классицизм Михайловского дворца, эпоха модерна корпуса Бенуа и, наконец, предлагаемый Государственным институтом архитектуры проект филиала Русского музея - Музея современного искусства в стиле русского авангарда. Этот последний представляет собой музейный комплекс с учетом современных мировых стандартов (напротив станции метро "Академическая"), включающий в себя огромный вестибюль, подземное фондохранилище, выставочные залы, залы для научной работы. В комплекс также входит жилой дом для сотрудников музея.
В начале июня нынешнего года в Русский музей прибыл Президент России Б.Н.Ельцин. Цель визита - сконцентрировать внимание деловых кругов и общественности на проблемах культуры Санкт-Петербурга, и конкретно, на нуждах крупнейшего хранилища произведений русского искусства Государственного Русского музея. До сих пор все начинания по реконструкции и развитию комплекса останавливались из-за отсутствия средств. Сегодня этот "гордиев узел" частично разрублен президентским Указом и распоряжением об адресном выделении средств на развитие Русского музея. Но этого явно недостаточно. Еще до приезда Президента Русский музей организовал мероприятия для заинтересованных лиц и организаций по сбору средств и созданию "Общества друзей Русского музея". Двери в это Общество всегда открыты, и Русский музей всегда готов принять помощь людей, неравнодушных к Русской Культуре и к великому Русскому Искусству.

Олег Романов, кандидат архитектуры
Юрии Герловин, корреспондент


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>