В 1831 году на углу Михайловской
площади (ныне площадь Искусств) и Итальянской
улицы архитектором Павлом Жако был построен
доходный дом. У здания был типовой фасад "домов
для обывателей", разработанный великим Карло
России. Первой владелицей дома была жена
архитектора (кстати, П. Жако - автор здания б.
Дворянского собрания, ныне Большого зала
Филармонии). Это было Г-образное здание с
3-этажным лицевым фасадом на подвале и 4-этажным
дворовым фасадом на подвале. "Чистый" и
"черный" дворы образовывали одноэтажные
служебные дворовые флигели.
В 1836 году Павел Жако (уже при новой владелице -
г-же Паливиной) надстроил до 4-х этажей часть
служебного дворового флигеля, расположенного на
северной стороне участка (примыкает к нынешнему
дому № 3 по пл. Искусств), разместив в надстройке
жилые помещения. В 1846 году архитектор Климов надстроил остальную
часть этого флигеля стеклянной галереей для
цветов. На этом перестройка дома не прекратилась.
Очередная смена хозяина к 1862 году им стал Тайный
Советник Я.А. Дашков) привела к тому, что трудами
архитектора Корсини дом приобрел существующий
на сей день вид. В 1862 году были сломаны дворовые
одноэтажные флигели, а вместо них построены
новые 4-зтажные. Сараи, бывшие в первом этаже
ранее надстроенного флигеля, превращены в жилые
помещения, а стеклянная галерея "выросла"
еще на один этаж. В 1863 году лицевые корпуса были
надстроены павильонами для фотографических
заведений и мастерских художников. В нынешнем
виде эти павильоны несколько отличаются от
проектных материалов 1863 года. Очевидно, это
результат более поздних переделок, однако ЦГИА
документами о них не располагает. Итак, нынешний
дом № 5/4 по пл. Искусств (или, как его называют, -
дом Жако) представляет собой унылое зрелище,
особенно его "коммуналки". Дом стар и
продолжает ветшать. Часть квартир расселена и
списана по аварийности.
Здание - часть прекрасного городского ансамбля:
Михайловский дворец, театр Оперы и Балета им.
Мусорского, театр Музыкальной комедии, Большой
зал Филармонии, гостиница "Европейская"...
Сам "дом Жако" является памятником
архитектуры Федерального значения.
БАЛТИЙСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ
предложила городским властям свои услуги по
инвестированию и строительству при ведении
реконструкции этого здания. Предложение
предусматривает повышение существующих
капитальных строительных конструкций, замену
аварийных конструкций на современные,
эффективное использование всего участка
застройки и обеспечение комфортности внутренних
помещений. Предполагается, что реконструируемый
комплекс будет состоять из жилой части, офисной
части и рекреационной зоны, воссозданного кабаре
"Бродячая собака". В комплекс также войдут
подземная автостоянка, помещения
общественно-культурного назначения,
вспомогательные и технические помещения.
Жилые квартиры должны быть размещены в лицевых
корпусах по Итальянской улице и площади
Искусств. Основные жилые комнаты ориентированы
на юг и восток (улица и площадь), а спальни, кухни,
ванные комнаты - во внутренний двор. Все квартиры
второго и четвертого этажей выполнены в двух
уровнях с внутренними лестницами.
Так как дворовые флигели утратили свой
первоначальный вид середины XIX века и обветшали,
предполагается их снос и строительство на их
месте новых, в которых разместятся офисные
помещения. В окольном этаже под двором и
дворовыми флигелями будет расположена
автостоянка для жителей дома. Все корпуса
объединены прозрачным куполом, создающим
внутренний микроклимат в дворовом пространстве.
Мансардные этажи лицевых корпусов предлагается
использовать под жилье с их последующей
перестройкой для придания архитектурного
облика, близкого к проекту архитектора Корсини
1863 года. Вход в кабаре "Бродячая собака" со
стороны Итальянской улицы предлагается
выполнить на базе архивных материалов в виде
двух каменных спусков непосредственно в
помещение кабаре.
БАЛТИЙСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ предложила
также взять на себя реализацию сложного, но очень
важного для Центрального района проекта -
устройства подземной автостоянки под сквером на
площади Искусств. Компания в состоянии
осуществить этот проект без нанесения ущерба
скверу и в относительно короткие сроки и готова
инвестировать в эту работу собственные средства.
Со стороны главного архитектора Центрального
района Анны Игнатьевны Шерстобитовой идея нашла
полное понимание. В результате была предложена к
рассмотрению проработка подземной автостоянки,
сделанная Государственным институтом
архитектуры. Если вопрос реализацией этой идеи
будет решен положительно городской и районной
администрациями, то в С.-Петербурге не только
появится первая в городе подземная автостоянка в
центре уникального архитектурного ансамбля, но и
прекрасная площадь освободится от
загромождающих ее автомобильных парковок.
|