ПРИСТАЛЬНЫЙ
ВЗГЛЯД
ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
ВЗГЛЯД










Борис Кириков


       Растительные узоры, флоральные мотивы были неизменными спутниками архитектуры. В течение двух с половиной столетий, от раннего барокко до сталинского ампира, на фасадах зданий нашего города разрастались лавровые и пальмовые ветви, листья аканта и виноградная лоза, цветы и плоды. Особой изощренностью и насыщенностью декора выделялись периоды эклектики и модерна. Но зачастую ни искусствоведы, ни любознательные горожане не могут опознать происхождение тех или иных орнаментальных форм.

       Лауреат Анциферовской премии, ботаник по профессии Тамара Константиновна Горышина впервые раскрывает для нас богатство и многообразие растительного убранства в архитектурном декоре северной столицы. Ее новая книга «Архитектурная флора Петербурга» (изд. «Искусство-СПБ», 2006) представляет собой оригинальный научный труд и вместе с тем увлекательный путеводитель по городу. Автор рассматривает все виды растений, перенесенных на фасады домов. Пристальный взгляд исследователя охватывает все стилевые направления. И все же самое заметное место в издании занимает модерн с его пристрастием к стилизации флоральных мотивов.
       Книга, подробно проиллюстрированная и написанная прекрасным языком, несомненно будет востребована широким кругом читателей. Для историков архитектуры она станет важным подспорьем и поможет избавиться от использования навязчивого клише «растительный декор». Потому что теперь, благодаря Т. К. Горышиной, мы сможем разглядеть за этой общей формулировкой конкретные природные формы, иногда легко узнаваемые, а порой совершенно преображенные фантазией архитектора-художника.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>