ПАВИЛЬОН «КАТАЛЬНАЯ ГОРКА»
ОТРЕСТАВРИРУЮТ К 25 МАЯ
 
Ирина Радченко









Директор
ООО «Деметра»
А. И. Чубатюк


       Последняя зима долго удивляла петербуржцев классически русскими морозами, да и первый весенний месяц оказался ей под стать. В таких экстремальных условиях приходится трудиться реставраторам ООО «Деметра», занятым на восстановлении павильона «Катальная горка» в Ораниенбауме. Как бы там ни было, а намеченные буквально на конец мая сроки сдачи памятника поджимают. Открытие Катальной горки – реставрационный проект, наиболее масштабный для музея-заповедника за все обозримые десятилетия. Именно этот яркий эпизод в самом начале очередного туристического сезона откроет новую страницу в сегодняшней истории ГМЗ и, по мысли его дирекции, должен стать материализованным ответом скептикам, еще сомневающимся, что Ораниенбаум к своему 300-летию будет комплексно отреставрирован. В нашем осеннем номере за прошлый год уже рассказывалось о некоторых особенностях начального этапа работы на этом «пусковом» объекте дворцового ансамбля в интервью с директором строительной фирмы «Деметра» А. И. Чубатюком. Встретившись с Андреем Ивановичем в очередной раз, мы продолжаем знакомить читателей с развитием этого увлекательного сюжета.

Поскольку на сегодня дело главным образом касается наружной реставрации, «львиная доля» работ ведется на внешних лесах. Сказав «на открытом воздухе», мы бы погрешили против истины – применительно к нашему случаю такое словосочетание не совсем уместно. «Деметра» еще осенью одела весь павильон в «тепляк», наладила систему отопления, не слишком доверяясь прогнозам синоптиков насчет очередной теплой зимы и полагаясь на собственный немалый опыт фасадных работ на памятниках. Крайне важно было соблюсти регламентируемый для таких случаев жесткий температурный режим производства всех последовательных операций технологического цикла наружной реставрации. Лесов в обычном понимании здесь нет. Они собой представляют сложную конструкцию – изолированный «саркофаг» с кровлей и стенами из изоплит, плотно укутанными с обеих сторон пленкой.

       А. Чубатюк: Даже в самые сильные морозы температура воздуха на локальных стройплощадках у нас не опускалась ниже +12° С. Хотя удерживать такие параметры было непросто и порой приходилось сжигать до 800 л топлива в сутки, сам рабочий процесс не остановился ни на минуту. Это позволило, как и планировали, завершить полную реставрацию наружной штукатурки к 25 февраля. И уже с 1 марта «Деметра» приступила к праймерной покраске здания. На данном этапе наши специалисты заняты нанесением первого синего кобальта и слоя белого старого на фасадные стены, колонны, капители и другие основные внешние конструкции павильона.
       Чуть раньше были начаты работы по монтажу тетив. Так называется элемент деревянной балюстрады, внутри которого крепятся медные балясины. Не исключено, что вскоре нам придется произвести их металлическое окрытие. Говорю «не исключено», поскольку авторы проекта сейчас находятся в некоторых сомнениях: стоит или нет покрывать тетивы медью? Ведь в дальнейшем нам все равно придется окрашивать металлический слой сверху. Не быстрее и не дешевле ли, используя проверенные технологии, нанести полагающуюся белую краску непосредственно на деревянные конструкции? Имеющиеся сегодня разработки позволяют это сделать без малейшего ущерба памятнику, и уж визуально-то мы при этом никак не погрешим против его исторического облика. Тем более что отдельные вопросы – например, как крепить металл и как еще он может повести себя в сопряжении с деревом, – еще до конца не ясны. Да и сам Антонио Ринальди, насколько известно, не увлекался металлическим окрытием деревянных конструкций. В строительных технологиях его времен сочетание меди и дерева вообще не практиковали. Независимо от породы, дерево красиво тогда, когда оно дышит, и в этом я солидарен с зодчими прошлого.
       В реставрации очень часто возникают дилеммы такого рода. При этом всегда бывает непросто разобраться между экономической целесообразностью и исторической достоверностью.

       На днях мы завезли первые из 125 вазонов, которые подлежат установке вдоль террас, начиная с аттика, и по центральной лестнице. Для их изготовления использовался двухкомпонентный искусственный мрамор редкой белизны. Эта уникальная технологическая разработка, прежде чем быть утвержденной в качестве материала для ваз Катальной горки, прошла всесторонние испытания. Кроме того, в системе крепления этих деталей наружного декора было предпринято достаточно оригинальное конструктивное решение: тумба, которая заводится под вазон, и он сам представляют собой два автономных элемента, крепящихся друг к другу резьбой. Таким образом, если когда-то и возникнет необходимость ремонта или замены вазы, то демонтаж конструкции не составит особого труда.
       Что касается непосредственно установки тетив и вазонов, эта работа в ООО «Деметра» ориентировочно запланирована на апрель. Пока же решено ограничиться пробными монтажными звеньями, выставить их и посмотреть, как те будут смотреться и «вести себя» в общем облике реставрируемого фасада.

       Очень интересная работа сейчас ведется по восстановлению завершающей части купола-«колокольчика» В данном случае разработчики проекта предложили использовать принцип всем хорошо известной с детских лет игрушки – пирамидки. Если помните, там кольца просто нанизываются на центральный штырь, а в итоге получается завершенная коническая конструкция. Монтаж купола Катальной горки происходит аналогично: на шпиль поочередно водружаются наружные элементы вплоть до верхнего, так называемого «малого куполка» и венчающего здание флагштока длиной 7,5 м. Это придает жесткости всей конструкции, общая высота которой над уровнем моря составляет 53 м. Флаг над павильоном «Катальная горка» будет просматриваться даже с Красногорского рейда и других дальних точек обзора. Здание вернет себе функцию высотной архитектурной доминанты окружающего ландшафта, которая и отводилась ему изначально.
       Технологии отделки купольной части павильона, предложенные институтом «Спецпроектреставрация», тоже в достаточной мере уникальны. Это не просто окрасочная система, а дополнительная гидроизоляция, причем зарубежной разработки. Те же материалы и принципы используются «Деметрой» на террасах. Особенно целесообразно и позволит снизить технологические нагрузки их применение на верхней террасе 2-го этажа. Здесь используется система, близкая к хорошо сегодня известным «наливным полам». В свою очередь, на 1-м этаже осуществляется каменное мощение с гидроизоляцией и водоотведением. Это достаточно традиционно и абсолютно соответствует авторскому проекту, однако в этом и состоит суть – соблюсти исторические технологии времен Ринальди.
       На сегодняшний день на восстановлении павильона заняты 160 сотрудников «Деметры». Причем работают здесь действительно специалисты, не раз проверенные в деле, а не случайный народ, не гастарбайтеры, как это (увы!) нередко случается в ходе практической реализации даже самых ответственных реставрационных проектов. Каждый из них понимает, насколько важно выполнить задачу качественно и при этом в те жесткие сроки, которые отведены на Катальную горку. Субподрядные фирмы, с которыми ООО «Деметра» заключило договоры на проведение отдельных видов работ, стараются действовать ему под стать, командировав на объект лучших людей, высвободившихся после завершения первого этапа фасадной программы.
       А. Чубатюк: В то, что мы оказались так жестко привязаны к графику и уже 20 мая обязаны снять леса, а 25 – подписать у государственной приемной комиссии акт о сдаче павильона, в свое время вмешалась «большая политика». Существовала идея собрать в Ораниенбауме первых леди из стран «восьмерки» в дни проведения петербургского саммита. Правда, как уже теперь известно, с этим передумали, однако сроков никто не сдвинул и, как ни поверни, мы теперь обязаны их соблюсти, чтобы поддержать реноме фирмы, сделав достойный подарок музею и Петербургу к открытию сезона.
       «Представительская» функция памятника, на мой взгляд, очень важна. Подумайте, даже если до интерьеров Катальной горки дело пока не дошло, этим летом посетители музея-заповедника, в том числе люди, облеченные правом больших решений, или же просто состоятельные, сумеют оценить павильон извне. Конечно же, это не значит, что деньги на восстановление Ораниенбаума польются рекой. Однако это не может исподволь не повлиять на темпы и объемы финансирования реставрационных программ в дворцово-парковом ансамбле. Поэтому в нашем деле не бывает мелочей. Взять столярные заполнения, окна, двери павильона. Часть из них может быть подвержена реставрации, но многие пришли в такое состояние, что остается один выход – воссоздавать. Мы, тем не менее, не хотим, чтобы получился «новодел» в худшем понимании слова, поэтому для их изготовления используем лиственницу естественной сушки, на что обычно уходит пять лет. С одной стороны, это тот самый материал, который исторически использовался строителями Катальной горки, с другой – лиственничные конструкции более долговечны, дерево этой породы имеет особую ауру, выделяет бактерицидные вещества, препятствуя заражению стен и помещений постройки мицелиями.
       Восточный фасад здания уже частично окрашен. Можно умозрительно «дорисовать» картинку и представить, как роскошно на фоне балтийского неба будет смотреться тот уникальный кобальтовый колер, который подобрали в «Деметре».
       Параллельно с наружной реставрацией специалисты фирмы занимаются подготовкой исход­ных площадок к работам внутри здания. Ведь этот этап тоже не за горами. С помощью системы аэробластеров на стены подается песчано-воздушная смесь, и таким методом с интерьерного кирпича счищается штукатурка, некогда нанесенная польскими реставраторами. Ее состав был далеко не оптимален и лишь спровоцировал ускоренное разрушение исторической кладки. Кирпич теперь будет дышать, и следующее слово – за реставраторами-интерьерщиками.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>