ГМЗ «ОРАНИЕНБАУМ»:
          новые персонажи

          СПОСОБЕН ЛИ ВОЗРОДИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ
          УНИКАЛЬНЫЙ ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС
          ПОД ПЕТЕРБУРГОМ?
Андрей Ильин








      

       «Ораниенбаумскую тему» в ее нынешнем прочтении можно считать одной из самых резонансных для Петербурга. Долгий период дискриминации в отношении этого уникального заповедника ландшафтно-паркового искусства счастливо миновал. Во многом это связывается с началом деятельности Фонда поддержки его восстановления и развития. Статья «Меценатство – дело благое» (ДиС, 2/26-2005 г.), была посвящена первой годовщине работы этой некоммерческой структуры и открыла цикл наших регулярных публикаций о новом этапе реставрационной деятельности в Ораниенбауме.
Директор ГМЗ «Ораниенбаум» В. Воротников (слева)
со своим заместителем по реставрации В. Брунцевым

       Стоит напомнить, что началу полноценной реставрации музея долго мешало определенное стечение обстоятельств. В годы войны Ораниенбаум не был захвачен немцами, оказавшись внутри блокадного кольца, и поэтому, в отличие от других дворцовых парков под Ленинградом избежал серьезных разрушений. Естественно, что после победы основное государственное внимание и первоочередное финансирование сосредоточились на восстановлении сильно пострадавших Павловска и Петергофа, а позднее также и Царского Села. С тех самых пор Ораниенбаум и пребывал в положении «бедного родственника» своих обеспеченных, а оттого и более успешных собратьев. Даже статус музея-заповедника он получил только в 1983 г., оставаясь до сего дня единственной неотреставрированной императорской резиденцией под Петербургом.
       В начале года по городским СМИ прошла информация о назначении директором ГМЗ «Ораниенбаум» В. Воротникова (шестым (!) за последние семь лет). До 11 января он занимал пост первого заместителя председателя Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. На новой должности Виктор Андреевич сменил г-на Зябрина, вернувшегося к своим прежним обязанностям заместителя директора музея-заповедника. Эти перестановки не были бы так важны и заметны, если бы не то особое значение, которое стало придаваться Ораниенбауму теперь. Главная интрига в том, насколько сменившееся руководство окажется адекватно всем поистине наполеоновским планам восстановления и переустройства деятельности музейного комплекса. Новый директор, коренной ленинградец-петербуржец. После «военмеха» первый пятилетний отрезок своего трудового стажа он связал с «оборонкой». Позднее Виктор Андреевич закончил Мухинское училище и следующие двенадцать лет руководил реставрационной фирмой в Пушкине, которая активно участвовала в восстановлении Екатерининского, Гатчинского и Павловского дворцов, стал членом Союза дизайнеров России. Дальше, действительно, была работа в отделе культуры Смольного. Однако при всем этом В. А. Воротников всегда оставался профессионалом-практиком, знающим все тонкости реставрационного и музейного дела не понаслышке. Добавим сюда серьезные увлечения музыкой, фотографией, дайвингом – по этому виду спорта у Виктора Андреевича международный сертификат. Получается, что при выборе кандидатуры нового руководителя была сделана ставка на разностороннюю личность, к тому же, не чуждую экстремального хобби – слишком уж нетривиальную задачу придется ему решать. Наша встреча с директором музея-заповедника и его заместителем по реставрации (как оказалось, еще более свежим лицом в коллективе) В. А. Брунцевым состоялась в эпицентре развивающихся событий – в дирекции ГМЗ.

увеличить (111 К)
Cхема генплана
музея-заповедника

       В. Воротников: Буквально только что на оперативном совещании был впервые озвучен приказ о подготовке к юбилею Ораниенбаума. Сразу сниму некоторые имеющиеся разночтения. Юбилеев, собственно, будет два: в 2010 г. отмечается 300-летие города Ломоносова, а годом позднее такую же круглую дату предстоит «пережить» нашему музею-заповеднику – первое упоминание о закладке основания Большого (Меншиковского) дворца датировано 23 августа 1711 г.
       Под предстоящую круглую дату мы сейчас готовим большую комплексную программу с разбивкой по годам, охватывающую все направления реставрационной, научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной деятельности. По основным научным аспектам намеченной работы у нас уже имеется определенная ясность.
       Что же касается ремонтно-реставрационной стороны дела, то здесь моему заместителю по этим вопросам еще предстоит оценить ситуацию профессиональным взглядом, выявить приоритеты и распределить силы. К моменту нашего с вами разговора Валерий Александрович состоит в своей новой должности совсем недавно. Однако этого человека хорошо знают как профессионального организатора строительного производства еще советских, затем перестроечных и теперь наших рыночных времен. За архитектурную сторону реализации проекта туристического центра в Суздале в 1978 г. Брунцев был удостоен Государственной премии СССР. Известен он в стране и как директор строительства уникальных объектов 4-го Главного управления Минздрава СССР, в том числе санатория «Белые ночи» в Сестрорецке на его завершающем этапе. Что касается вопросов реставрации, то на его счету в Петербурге такие памятники, как дом архитектора Кенеля на Невском, 26, Шереметевский дворец и ряд других знаковых объектов культурного наследия. Он заслуженно удостоен звания «Почетный строитель России». Брунцева хорошо знают по самой крупной в стране коллекции музыкальных инструментов народов мира. Он и сам талантливый музыкант, известный фотохудожник-портретист. Вообще, думаю, восстановлением нашего музея должны заниматься люди, неординарные во всех отношениях. Уверен, в этом случае большие планы, что вместе с нашей дирекцией ставит перед собой Фонд поддержки восстановления и развития ГМЗ «Ораниенбаум», той команде, которую мы соберем, будут по силам.
       В. Брунцев: При существующем положении вещей и нынешнем объеме финансирования (если мы ведем речь о действительно научном и комплексном подходе), менее чем за два десятка лет вряд ли управиться.
       Здесь исключительно многое зависит от заказчика – Северо-Западной дирекции Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. В нашем случае эта функция трижды переходила от одной инстанции к другой. Некоторое время назад заказчиком выступал Комитет по культуре Петербурга. В те годы шло чисто символическое финансирование в пределах возможностей города, способное покрыть лишь самую незначительную часть расходов на сохранение, реставрацию и текущий ремонт объектов. Со временем в лице Северо-Западных дирекций (сначала Госстроя РФ, затем Агентства по культуре и кинематографии) на нашем объекте появился федеральный заказчик, и это позволило приступить к решению, по крайней мере, первоочередных задач.
       Два года назад музей-заповедник вполне мог перейти в ведение Управления делами Президента. Однако там вскоре отказались от этой затеи, предусмотрительно рассудив, что в отличие от «новодельных» принципов, положенных в основу восстановления комплекса Константиновского дворца, здесь, где все подлинное, понадобятся иные подходы и более продолжительные сроки. Интерес к Ораниенбауму, тем не менее, проснулся – пошло бюджетное финансирование, появились частные инвестиции. Помимо Фонда поддержки восстановления и развития, уже собравшего 70 млн. руб. и намеренного выйти на цифру того же порядка в наступившем году, 8,7 млн. руб.на Китайский дворец выделяет Английский Всемирный фонд памятников. Его фасад с отреставрированными окнами планируют сдать к осени. Если за прошлый год из федерального бюджета на реставрацию дворцового ансамбля поступило 170 млн. руб., то в текущем объем инвестиций составит 250 млн.
       В. Воротников: Конечно, для нормального хода дел этого явно недостаточно. Следует понять, что в музейном деле все очень тесно взаимоувязано: исследования, хранение и пополнение коллекций, реставрация, просветительская составляющая. Вводится в эксплуатацию восстановленный объект – следовательно, появляются новые выставочные и экскурсионные возможности, увеличивается число гостей. Поступления от этого, являясь основным источником доходов музея-заповедника, позволяют, в свою очередь, более активно развернуться на других направлениях деятельности. Разрабатывая программу подготовки юбилея, мы не претендуем на то, что в итоге получится абсолютно идеальный документ. По мере реализации она, разумеется, потребует периодической корректировки. Важно, чтобы все, кто в той или иной мере будет причастен к решению включенных в программу задач – от рядового сотрудника нашего музея до чиновников из городского правительства – видели ориентиры и могли разговаривать на одном языке. Сроки на ее подготовку мной отведены весьма жесткие – необходимо успеть к 25 мая, когда в заповеднике будет открываться павильон «Катальная горка». Есть намерение вручить этот документ всем официальным лицам, приглашенным на это мероприятие, и губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, возглавляющей Фонд поддержки, восстановления и развития нашего дворцово-паркового ансамбля.
       На своей первой пресс-конференции для петербургских журналистов, состоявшейся накануне нашей встречи, Виктор Андреевич выразил сожаление, отвечая на вопросы по поводу слиянии Ораниенбаума и ГМЗ «Петергоф». Он подчеркнул: «Речь идет не об объединении, а именно о присоединении. Историческая ценность Ораниенбаума не подлежит сомнению, и я бы не стал сравнивать два музея – они разные, но как новый руководитель музея-заповедника, безусловно, буду отстаивать его самостоятельность».
       В. Брунцев: Контакты с проектными организациями и подрядными фирмами, работающими на территории заповедника, у нас в целом складываются по-партнерски и по-деловому. Мы высоко оцениваем совместный труд авторов проекта (ФГУП «НИИСпецпроектреставрация», директор В.В. Фомин), КГИОП, ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», ООО «Деметра», которые профессионально и с высоким качеством, несмотря на многие объективные трудности организации реставрационного процесса на основном из сегодняшних объектов музея – Катальной горке, – с честью справляются со своими задачами. Нет никаких сомнений, что уже 25 мая, к открытию очередного музейно-туристического сезона, уникальные фасады этого памятника будут полностью восстановлены и станут радовать глаз наших гостей первозданной красотой.
       Что касается сроков, здесь присутствует одна серьезная проблема. В общей сложности нам надлежит реализовать не одну сотню локальных реставрационных и строительных проектов. В восстановлении интерьеров и экстерьеров зданий потребуется заниматься фасадами, кровлями, полами, элементами декора наружной отделки и помещений и т. д. Потребуются серьезные инженерные, мелиоративные и благоустроительные работы, включая строительство сооружений необходимой инфраструктуры, прокладку десятков километров подземных коммуникаций, расчистку прудов, воссоздание в парковом ландшафте террас, цветников, санитарную рубку и посадку деревьев. При этом все перечисленные виды работ требуют отдельного согласования проектов в КГИОП, рассмотрения и утверждения в Госэкспертизе, что, к сожалению, отнимает много драгоценного времени. Процедуре проведения тендерных конкурсов на определение подрядных организаций тоже отдайте немалый срок.
       В. Воротников: Как известно, чтобы лучше понять суть любого вопроса, его стоит изучить не только «снаружи», но и «изнутри». В сегодняшней практике действует принцип, когда все, кто угодно, но только не сами музейщики знают как, где, что строить и ремонтировать на территории заповедника, а реставрация памятников очень часто осуществляется «точечным» методом и не приносит ощутимой экономической выгоды. При условии не останавливаемой эксплуатации, по нашему твердому убеждению, восстановление ГМЗ должно вестись комплексами из полностью законченных объектов. Соответственно, такими новыми группами музей должен открывать свои богатства посетителям. Сказываются законы восприятия, да и, думаю, не особенно интересно, пробираясь от одного отреставрированного памятника к другому, созерцать по дороге то, что еще не доделано или до чего у строителей еще не дошли руки. К тому же, при «точечной» системе нормальной работе музея препятствует проблема транспортных подъездов к стройплощадкам. Когда весь парк перепахан, тут уже не до соображений высокой эстетики. В этом смысле куда рациональнее, закончив все на одном участке, переходить к другому.
       К примеру, самой ближайшей задачей и, если хотите, первым «пусковым комплексом» мы с коллегами считаем ансамбль, который состоит из Китайского дворца, Китайской кухни, пруда, партера с цветниками, парковой скульптуры, которая некогда располагалась вблизи этих сооружений на общей территории в 25 га. Поэтому, считаю, что мы ни при каких обстоятельствах не должны стоять в стороне от подготовки и принятия решений по планированию реконструкции наших памятников, выступая равноправными партнерами всего процесса.
       В. Брунцев: Не стал бы забегать вперед, однако, скажу, что сейчас нами прорабатывается такая система построения отношений в цепочке «инвестор-заказчик–проектировщик–КГИОП–музей–подрядчик», которая могла бы снять многие противоречия. Она должна быть достаточно прозрачной, чтобы исключить возможность разного рода приватных переговоров и решений. Причем в этой структуре дирекция ГМЗ просто не имеет права быть исключительно «пользователем» и пассивно ждать, когда нам кто-то что-то отреставрирует или построит без какой-либо оглядки на наше видение проблем. Мы должны являться полноправным участником процесса и при этом быть наделены определенным кругом дополнительных полномочий, в частности, правом равного голоса при подведении итогов тендерных конкурсов. Это позволит ставить и решать задачи с высоким качеством работ, исходя из насущных и перспективных планов музея-заповедника. Это, по большому счету, и должно стоять во главе угла всей реставрационной деятельности на территории Ораниенбаума.
       Есть и другая сторона проблемы. По общим прикидкам, программа реставрации объектов ГМЗ в сегодняшних ценах стоит как минимум 8 млрд. руб. В том числе на восстановление парка площадью 162 га вместе с инженерными сетями и очисткой прудов понадобится около 2 млрд. Из федеральных источников в наступившем году в общей сложности выделяется 252 миллиона. Соотнеся эти цифры, получаем, что комплексная реставрация наших памятников при нынешних темпах финансирования вообще может затянуться на несколько десятков лет. Следовательно, финансовая составляющая является для нас самым больным вопросом.
       Уверен, при соответствующем финансировании и грамотной организации ведения проектно-реставрационных и строительных работ, как со стороны заказчика, так и подрядчика, со сроком реализации проекта можно уложиться в пять отпущенных до юбилея лет. В этом с нами солидарен и такой авторитетный специалист, как директор института «Спецпроектреставрация» В. В. Фомин, согласны некоторые руководители подрядных фирм, хорошо знающие состояние объектов. В Петербурге квалифицированных реставраторов вполне достаточно, чтобы справиться с этой нелегкой задачей.

ГМЗ «Ораниенбаум». Центральный корпус Большого (Меншиковского) дворца. Вид с севера
ГМЗ «Ораниенбаум». Китайский дворец. Общий вид с юга

       В. Воротников: Если взять конкретно сегодняшний день, то выскажу мысль, которая кому-то может показаться крамольной: Катальной горке в какой-то мере повезло с тем, что до этого момента она не подвергалась реставрации. В прошлом это делалось зачастую не научно-аналитическими, зато непременно ударными методами и в массовом порядке. Тому есть немало примеров в дворцово-парковом окружении Петербурга. В данном случае мы получили возможность не столько реставрировать, сколько подвергнуть этот уникальный памятник архитектуры XVIII в. научной консервации.
       Думается, что время, когда картину происходящего в Ораниенбауме было принято живописать в исключительно минорных тонах – мол, «все там плохо», – безвозвратно ушло. У нас действительно большие планы, которые мы надеемся реализовать совместно со всеми включенными в процесс федеральными и городскими инстанциями (ФГУП «Северо-Западная дирекция Агентства по культуре и кинематографии Минкультуры РФ», КГИОП Санкт-Петербурга), Фондом поддержки и восстановления, подрядными организациями.
       К маю 2011 г. мы все же рассчитываем отремонтировать весь комплекс из 38 объектов, включая 18 федеральных и 20 находящихся в городской собственности. В полном объеме должна быть завершена реставрация Катальной горки и Китайского дворца, Китайской кухни и Кавалерийского корпуса, проведены необходимые садово-парковые работы. В юбилейный для Ораниенбаума год планируется открыть восстановленный Большой (Меншиковский) дворец. Правда, здесь имеется проблема другого свойства: реставраторы не могут приступить к работе из-за того, что основное здание комплекса частично занимает НИИ Мортеплотехники. Институт готов переехать, как только на это появятся деньги, но пока даже не решено, кто именно – Минобороны или какое-нибудь другое ведомство – должен найти необходимые 250 млн. руб. Кроме того, для успешного развития музея-заповедника необходимо создать современную инфраструктуру для приема туристов, но это уже вне охранной зоны.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>