Ирина Радченко
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ХРОНИКИ РПНЦ «СПЕЦИАЛИСТ»








       Минувший год для этой известной в Петербурге реставрационной компании выдался весьма напряженным и насыщенным. Активное участие в реализации губернаторской программы «Фасады Санкт-Петербурга», восстановление Центральных ворот и ограды некрополя «Литераторские мостки», ограды Спасо-Преображенского собора и осветительных приборов Мариинского дворца, другие работы стали очередными и, следует сказать, весьма содержательными страницами реставрационной деятельности РПНЦ «Специалист».

               Три здания на правом берегу Фонтанки, наружная реставрация которых была поручена РПНЦ «Специалист», строились в разное время и разными зодчими. Каждому в дальнейшем выпала особая, наполненная многими яркими событиями судьба. Сегодня с окончанием первого этапа петербургской фасадной программы внешний вид этих построек заметно преобразился и максимально соответствует их историческому архитектурному облику.
       Трехэтажное кирпичное оштукатуренное здание на известняковом цоколе (наб. Фонтанки, 34), известное как дом С. Д. Шереметева, появилось в XIX в. Автор его первоначального проекта пока не установлен. Позднее дом подвергся двум существенным перестройкам: в 1874-75 гг. архитектором А. К. Серебряковым, и в 1914 г. – гражданским инженером М. В. Красовским. В окончательном варианте лицевой фасад с гранитным балконом был решен в стиле эклектики. Для его оформления использовались тяги, наличники, лепной фриз с орнаментной композицией растительного характера и профилированный венчающий карниз. В простенках между окнами первого, рустованного, и второго этажей расположены вставки с лепным декором балюстрады в виде полубалясин, этажи разделены междуэтажной тягой и меандровым поясом. В той же эклектичной манере был построен и дом Яффа (наб. Фонтанки, 24) с угловым эркером, известный тем, что здесь останавливался Чайковский, жил и собирал знаменитые «литературно-музыкальные пятницы» поэт Полонский, а позднее, в конце 1905 г., состоялось совещание ЦК РСДРП и издательства «Знание» с участием Ленина и Горького.

Реставрационный ремонт фасадов дома
на наб. р. Фонтанки, 20. 2005 г.

       По соседству можно увидеть еще одну историческую постройку, фасады которой недавно отремонтированы силами Реставрационного проектно-научного центра. Это дом П. В. Неклюдова, известный также под названиями: Дом Министерства Императорского двора или дом Голицына. Трехэтажное здание из кирпича на гранитном цоколе (наб. р. Фонтанки, 20) возвели в 1787-88 гг. Домовую церковь по проекту арх. А. И. Воронихина сюда встроили в 1812 г. Тогда же здесь поселился и жил до 1824 г. писатель, историк и государственный деятель А. И. Тургенев (в период 1816-24 гг. вместе с братом-декабристом Николаем). Этот адрес отмечен и на карте пушкинских мест Петербурга. В доме с 1815 по 1818 гг. собирались члены литературного общества «Арзамас», где великий поэт, по воспоминаниям современников, был самой заметной фигурой.
       Лицевой фасад дома являет собой яркий образчик классицизма: первый этаж рустован, а второй и третий гладко оштукатурены, центральная часть выделена портиком ионического ордера. При этом в его архитектурной отделке присутствует немало деталей, которые, придавая внешнему облику здания особую изысканность, делают его узнаваемым: треугольные сандрики, наличники простого профиля, междуэтажные тяги и пояски. Фасад, завершенный профилированным венчающим карнизом с модульонами, имеет, к тому же, изящные балконы со стальными решетками. Добавим деревянные заполнения оконных проемов, карнизный свес, водосточные трубы и желоба. Из перечисленных элементов все в той или иной мере нуждались в серьезном вмешательстве реставраторов.
       Евгений Кочев, прораб РПНЦ «Специалист»:
       – Этими объектами мы занимались совместно с коллегами из фирм «Авентин» и «Рест-Арт». Во всех трех случаях к началу работ состояние наружной отделки домов являлось достаточно проблемным. Естественно поэтому, что эти фасады были включены в число объектов первой очереди губернаторской программы. На фасадах зданий удалялась деструктурированная штукатурка и воссоздавалась по специальной методике, обследовались все балконы и делалась их гидроизоляция, менялись окрытия, гнилые трубы. Реставрировалась цокольная часть, лепка, колонны на балконах, очищались и реставрировались оконные переплеты. Сроки на выполнение работ отводились крайне сжатые, поскольку начать мы смогли лишь в июле, после того, как с нами был заключен соответствующий договор.

Реставрация Центральных ворот и ограды некрополя «Литераторские мостки». 2005 г.

       Силами РПНЦ «Специалист» в прошлом году закончена реставрация Центральных ворот и части ограды некрополя «Литераторские мостки», занимающего 7,2 га в северной части Волкова кладбища и основанного в 1756 г. Заказчиком работ в данном случае выступил Городской музей скульптуры. Сроки их выполнения вновь были весьма сжатыми. В течение всего трех осенних месяцев в условиях мастерской были отреставрированы 80 погонных метров металлоконструкций ограды, полностью заменена цокольная часть, выполнены работы по оштукатуриванию фасада центрального входа.
       Название «Литераторские мостки» вошло в обиход во 2-й пол. XIX в., когда здесь стали хоронить выдающихся деятелей культуры и науки. Среди покоящихся на кладбище – писатели Белинский, Добролюбов, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лесков, Гончаров, Мамин-Сибиряк, Блок, Куприн и др. Здесь похоронены русские ученые Менделеев, Попов, Бехтерев, Крылов, Бекетов, Павлов, Миклухо-Маклай и т.д., представители различных искусств – Ваганов, Копелян, Стржельчик, Меркурьев, Соловьев-Седой, Аникушин, Агамирзян, Лебедев. В Некрополе также расположены мемориал семьи Ульяновых и захоронения революционеров Плеханова, Лопатина, Маркус-Кировой.
       Е. Кочев:
       – В 1990 г. институтом «Ленпроектреставрация» была разработана проектно-сметная документация на комплексную реставрацию Некрополя «Литераторские мостки». То, что сделано нами осенью 2005 года, является фактически первым этапом воплощения той самой программы пятнадцатилетней давности. В настоящее время некрополь требует реставрации, поэтапно рассчитанной примерно на 5 лет. В будущем году планируется благоустройство «Литераторских мостков». Кто будет заниматься этими работами, определит тендер.

Храм Богоявления на Гутуевском острове в процессе реставрации. Воссоздание малых мозаичных икон и изображений серафимов, реставрация резных входных дверей. 2006 г.

       29 апреля 1892 г. был заложен Храм Богоявления на Гутуевском острове, строившийся арх. В. А. Косяковым. День в день, спустя ровно семь лет, состоялось его освящение. Церковь была спроектирована в неорусском стиле кирпичной архитектуры с фасадами, украшенными полихромными изразцовыми вставками и мозаичными иконами частной мастерской А. А. Фролова. Интерьеры здания имели сплошную роспись, выполненную художниками А. С. Славцевым, К. М. Булдаковым в канонических традициях православия. Здесь применялась техника полихромной живописи (орнаментальной, фигурной и многофигурной) маслом по штукатурке с бликовкой золотом. Роспись в храме, который долгие годы использовался как склад, сохранилась до наших дней лишь частично. Дубовые резные двери порталов церкви выполнялись в мастерской А. Ф. Шмунка, ажурные кованные решетки – в художественно-слесарном заведении З. А. Герана, а изразцы, майоликовые фризы, рельефы – фирмой М. С. Кузнецова. Автором инженерной части проекта – конструкций, отопления, вентиляции, освещения и пр. – был Б. К. Правдзик.
       Е. Кочев:
       – Работы по реставрации здесь начались шестнадцать лет назад. С начала этого года к ним подключился РПНЦ «Специалист». Совместно с творческой мастерской И.Ю. Лаврененко мы приступили к воссозданию малых мозаичных икон и изображений серафимов. Параллельно нами ведется реставрация резных входных дверей. Кроме того, в 2006 г. мы планируем воссоздать и отреставрировать в общей сложности более 800 изразцов Богоявленской церкви.

Участие в реставрации
Никольского храма
в г. Павловске (воссоздание золоченых орлов – 2004 г.)

       Еще один замечательный памятник православного зодчества, где потрудились наши мастера – Спасо-Преображенский собор. В данном случае мы занимались реставрацией убранства здешней ограды. По замыслу арх. Стасова предполагалось украсить ограду 34 позолоченными орлами. Любопытно, что «боролись с излишествами» и в те времена. Известно, что существенные поправки в проект внес лично император Николай I, оставив золочеными только 4-x орлов у Главных ворот, а остальные приказав подвести под бронзу. Причем на момент начала наших работ сохранившиеся орлы у Главных ворот и по исполнению, и по степени сохранности мало соответствовали авторскому замыслу.

Воссоздание золоченых орлов ограды Спасо-Преображенского собора. 2006 г.

  Основа композиции – орел с венком и факелом, символизирующий скорбь о павших в войне, осталась неизменной. Нашими скульпторами была выполнена модель в гипсе, с последующей проработкой и деталировкой элементов. По ней изготавливались формы и делалась отливка элементов скульптуры. Производилась подгонка и сборка элементов орла. После окончательной обработки были выполнены работы по золочению и патинированию. Ко времени этой реставрации в «Специалисте» уже имелся значительный опыт аналогичных работ. Мы, в частности, занимались воссозданием четырех трехсторонних позолоченных орлов для Никольского храма в Павловске.

       Еще одним важным местом приложения сил РПНЦ «Специалист» стала реставрация осветительных приборов Мариинского дворца. Здесь мастерами фирмы были воссозданы фонари для церковной лестницы, восстановлены бронзовые золоченные люстры. По мнению непосредственных участников, эти работы были достаточно сложны и, как всегда, интересны, потребовали тщательного изучения иконографических, архивных источников и, что самое главное – ответственного и профессионального отношения к делу. Этих качеств коллективу научно-производственного центра не занимать. «Специалист» многократно доказал и намерен доказывать в будущем, что ему по плечу реставрационные задачи любой сложности.

Отреставрированные люстры Мариинского дворца. 2006 г.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>