ПРАВИЛА НОВЫЕ —
ОРИЕНТИРЫ ПРЕЖНИЕ
ПРОГРАММА «ФАСАДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» ОСТАЕТСЯ
ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ПРИЛОЖЕНИЯ СИЛ КГИОП
Андрей Ильин






       

       За прошлый год в северной столице было реализовано немало серьезных реставрационных проектов, о многих из которых регулярно информировал наш журнал. Наступивший, судя по всему, в этом смысле обещает быть не менее активным. Впрочем, начиная разговор с первым заместителем председателя КГИОП Ольгой Владиславовной Таратыновой, мы заранее условились, что он не должен стать простым отчетом о проделанной работе и ближайших планах комитета. Хотелось коснуться и некоторых проблем. В общем кругу тем, относящихся к охране и реставрации объектов культурного наследия, главной на сегодня признается фасадная. Поэтому-то беседа наша началась с вопроса, какими особенностями отличается новый этап выполнения губернаторской программы.

О. Таратынова

 О. Таратынова:
       – Та часть тендеров, которые были объявлены еще в прошлом году, проводится по прежним правилам. А это примерно три четверти объектов, подлежащих реставрации на втором этапе программы «Фасады Санкт-Петербурга». В свою очередь, оставшиеся 25% будут распределяться между потенциальными подрядчиками уже согласно новому порядку. С этого года из числа конкурсных критериев исключены квалификационные требования. Определяющим для вердикта тендерной комиссии становится заявленная стоимость работ. Это, по мнению авторов новшества, должно сделать процедуру более открытой, исключить кулуарные решения и стимулировать относительно широкий доступ фирм к участию в ремонте исторических фасадов города. Однако, как всегда, существует и оборотная сторона медали. Могут ли измененные условия гарантировать, что восстановлением того или иного памятника не будет заниматься предприятие, не имеющее никакого реставрационного опыта и ни одного специалиста должной квалификации в своем штате?

Архитектурные памятники Центрального района Санкт-Петербурга после фасадной реставрации:
 
дом на пересечении Дворцовой наб. и Миллионной ул.
 
здание на наб. р. Фонтанки, 54
 
здание на наб. р. Мойки, 40
 
Новомихайловский дворец
(Дворцовая наб., 18)
в процессе реставрации

 
 

 Я обеими руками за свободный рынок привлечения строительных компаний к реставрации. Но следует понимать, что для КГИОП работа с новичками – это всегда дополнительная «головная боль». Если особых проблем в отношении устоявшихся фирм с достаточным опытом и высокой профессиональной репутацией, как правило, не возникает, и достаточно эпизодического контроля, то другое дело – непроверенный партнер. В принципе, научить можно любого, вопрос в том, каких усилий и сколько времени это потребует. К тому же обучение как таковое в наши функции вообще-то не входит.
       – Это тем более острая проблема, что в процессе реставрации архитектурных памятников в отличие, скажем, от нового строительства неизбежно возникают такие неожиданности, которых никто не прогнозировал. Сумеет ли новичок должным образом отреагировать на такие ситуации?
       О. Таратынова:
       – Наиболее сложным из прошлогодних объектов, как это ни странно, оказался Новомихайловский дворец (Дворцовая наб., 18). В процессе расчистки выяснилось, что скульптуры, украшающие верхний ярус его фасада, выполнены не из гипса, как мы прежде думали, а из керамики. Вдобавок, едва ли не все они находились в предельно аварийном состоянии, а некоторые их детали практически держались на красочных слоях. Как скульптурный материал керамика чрезвычайно сложна в работе и, к сожалению, дорога. Тем не менее, было принято решение восстанавливать все в абсолютном соответствии историческому оригиналу. Пришлось признать, что до конца первого этапа губернаторской программы с этим объектом нам не управиться и перенести срок окончания реставрации дворца на этот год.
       Еще одной интереснейшей, и, в первую очередь, именно с реставрационной точки зрения, работой стал фасад на Невском пр., 46. Причем заказчиком в данном случае выступал не комитет, а консорциум пользователей здания. В наружной отделке здания обнаружились закрашенные элементы декора из камня-змеевика и, опять же, керамики. Их реставрация также объективно потребовала больше времени, чем отводилось в наших первоначальных планах. Среди особо проблемных фасадов назвала бы еще и здание бывшего Министерства землеустройства на углу Исаакиевской пл. и ул. Герцена. Все сложности стали выясняться уже непосредственно в процессе реставрации и носили, правда, в основном технический характер. Однако общий объем работ и здесь увеличился в разы.
       – Основные адреса фасадной реставрации прошлого года сосредоточились в Центральном районе. Другие остались за рамками первого этапа. Что-то меняется в новом сезоне?
       О. Таратынова:

       – Географические акценты, действительно, смещаются. В предстоящем сезоне программа «Фасады Санкт-Петербурга» затронет главным образом Адмиралтейский район (в частности, здания вдоль западной части Мойки и Театральную площадь с прилегающими домами), Василеостровский (практически вся наб. Лейтенанта Шмидта), Петроградский (начало Каменноостровского пр.).

Фрагменты наружной отделки памятника
в предреставрационном состоянии

       Можно предположить, что и среди этих адресов мы вновь будем иметь дело с такими объектами, реставрация которых не ограничится одним годом. Это, к примеру, Дом городских учреждений на пересечении Вознесенского пр. с Садовой ул. Даже просто сравнив историческую фотографию с его нынешним видом, мы пришли к однозначному выводу, что работы на этом здании предстоит непочатый край. По специальным технологиям придется восстанавливать черепичную кровлю, утраченные скульптуры, отделку фасада терразитом и т. д. С учетом же особенностей петербургского климата, который отводит на наружные работы не так много времени, как, например, в Италии, приходится констатировать, что работы перейдут на будущий год.
       Непростой будет и реставрация очень красивого дома, выстроенного в стиле модерн на Апраксином пер., 4, и понесшего к нашему времени немалые утраты. Чтобы разрегулировать потенциально непростую ситуацию с этим зданием, где сегодня находится множество собственников, КГИОП заранее собрал их всех для разъяснения содержания и смысла предстоящих работ. Полное восстановление фасада выливается в весьма внушительную цифру. Хозяевам недвижимости было предложено солидарными усилиями отремонтировать кровлю. Только в этом случае удастся избежать непроизводительных потерь и существенно сократить сроки реставрации объекта. Надо сказать, нашу позицию поняли, пообещав к нужному времени решить этот вопрос. В прошлом году на аналогичных «кооперативных» началах был отреставрирован дом по адресу: наб. реки Фонтанки, 6. Здесь в свое время также собирали всех, кто расположился под его крышей – только в данном случае не собственников, а арендаторов, – и, пообещав, зачесть расходы на реставрацию фасада в счет арендной платы, нашли в их лице единомышленников.
       – Иначе говоря, понимания со стороны представителей бизнеса удается достичь, а с населением?
       О. Таратынова:

       – Признаться, не всегда. Если, допустим, в прежние времена народ обычно жаловался на состояние фасадов своих домов, то теперь, напротив, исправно сетует на неудобства, которые причиняет ему эта городская акция. Нам пишут: снимите леса, они заслоняют свет, помогают «форточникам» проникать в квартиры и т. д. Мы, как можем, настойчиво разъясняем и предлагаем примириться с временными трудностями, которые в итоге приведут к общей пользе. Надеюсь, люди все-таки поймут, что государство не обременяет их большими расходами на приведение в порядок жилых домов, отнесенных к категории памятников, а берет все на себя. Что же касается «криминальной» составляющей, то, учитывая прошлогодний опыт, мы пришли к решению запретить навешивание рекламных щитов на леса, хотя недостатка в предложениях на этот счет от коммерсантов нет и мы могли бы с их помощью компенсировать определенную часть затрат, понесенных в связи с реставрацией фасадов.
       – Фасадная реставрация в Петербурге – это исключительная «епархия» Вашего комитета?
       О. Таратынова:

       – Не все здания исторической части Петербурга, как известно, являются памятниками. Соответственно, не только мы выступаем заказчиком восстановления фасадов. В тех случаях, когда дом, условно говоря, относится к объектам рядовой застройки, но, тем не менее, своим видом может нарушить «целостность восприятия» общей картины некоей реставрируемой улицы в охранной зоне, заботы по его наружному ремонту обычно препоручаются районной администрации. Стоит сказать, что в прошлом году Центральный район в целом справился с этой хлопотной обязанностью. Благодаря чему, в частности, Б. и М. Морские улицы, набережные Кутузова и Дворцовая, начало Мойки и Фонтанки, канал Грибоедова стали выглядеть весьма достойно. В этом сезоне по такой же схеме мы рассчитываем работать на Вознесенском и Московском проспектах.
       – В последнее время как-то меньше стали озвучивать другие реставрационные работы. Порой складывается ощущение, что фасады заслонили собой все остальное…
       О. Таратынова:

       – Действительно, львиная доля средств и внимания сегодня уходит на решение этой «задачи номер один». В то же время, было бы не совсем правильно думать, что КГИОП в связи с этим решил «законсервировать» все остальные реставрационные проекты. Одной из очень содержательных и важных работ последнего времени стало восстановление интерьеров Золотой гостиной в бывшем особняке Спиридоновой (Дом Малютки).
       Другая знаковая для города работа, которая шла крайне непросто и растянулась на несколько лет, но, к счастью, была также успешно завершена в минувшем году, связана с реставрацией гидробашни Политехнического института. Это очень интересное в конструктивном отношении сооружение, частично выполненное в кирпиче, частично – из дерева, всегда выступало архитектурным акцентом Политехнического парка и близлежащей застройки, но со временем пришло в аварийность. Сейчас проблемы объекта полностью устранены, и на близкий уже день охраны памятников в апреле мы даже подумываем устроить туда экскурсии. Еще до начала реставрации с ректоратом был позитивно решен вопрос о перспективе приспособления данной постройки под небольшой институтский музей.
       – Выставку «Архитектура. Градостроительство. Реставрация» решено проводить с двухлетней периодичностью. Следовательно, в этом году ее не будет. Где в этом случае можно будет познакомиться с «достижениями реставрационного хозяйства» города?
       О. Таратынова:

       – Весной состоится первая специализированная выставка реставраторов в программе международного форума «Интерстройэкспо», а осенью делегации петербуржцев предстоит участвовать в очередной выставке Денкмаль-2006. По-немецки «denkmal» значит памятник. Хотелось, чтобы наша экспозиция выглядела в Германии так же достойно, как и последний раз. Это стоило больших трудов, и была проделана действительно серьезная работа, чтобы собрать все основные реставрационные коллективы под одним флагом. Но, по моим наблюдениям, стенд Петербурга в отличие от, например, московского воспринимался как цельная композиция, дающая конкретное представление о системе охраны и восстановления памятников города, ее направлениях и достижениях.
       Международный обмен профессиональной информацией и технологическими разработками очень благотворно сказывается на петербургской школе реставрации. Существует, например, крайняя заинтересованность в переводе наших контактов с итальянскими коллегами, которые считаются признанными мировыми лидерами реставрационной науки и практики, в деловое русло. В городе под эгидой I.C.E. (Института внешней торговли Итальянской республики) проходят ежегодные семинары, где петербуржцы имеют возможность знакомиться с самыми передовыми технологиями, всякий раз открывают для себя некоторые совершенно новые и неожиданные нюансы охранной и реставрационной работы. Развивая сотрудничество с этой итальянской организацией, мы на рубеже этого и прошлого годов достигли предварительного соглашения о проведении мастер-класса для наших реставраторов. Позднее на этот счет были подписаны соответствующие договоры между губернатором Петербурга и министром торговли Италии, нашим комитетом и I.C.E. В рамках данного проекта наши специалисты будут изучать теоретические аспекты и получать практические навыки реставрационной работы с камнем, деревом и т. д. Формат этих курсов довольно необычен. Во-первых, беспрецедентной является сама их продолжительность – итальянцы будут работать в городе на протяжении 16 месяцев. Во вторых, всех преподавателей и все необходимое оборудование они везут к нам за свой счет. Добавлю, что опять же при посредстве I.C.E. некоторые реставраторы Петербурга поедут еще на одну знаменитую специализированную выставку, на этот раз в итальянском городе Ферраре.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>