ПЕШЕХОДНЫЕ ПРОСТРАНСТВА:
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
 ЭСТЕТИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Елена Козырева
кандидат архитектуры



       В последние десятилетия Старый свет поразил настоящий бум создания пешеходных зон. Одни города нашли, другие, как Петербург, продолжают искать в этом направлении свой путь решения общих проблем – транспортных, экологических, социальных и в не меньшей степени тех, которые находятся в сфере охраны культурного наследия и исторического своеобразия среды. От амбициозных проектов к взвешенному подходу – такова эволюция совместного опыта в этой области, ориентированная на устойчивое развитие, баланс задач сохранения и обновления, интеграцию современных объектов в сложившийся архитектурный контекст.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Берлин. Квартал
Николаифиртель
Берлин. Квартал
Daimler-Benz,
пассаж «Arcaden»

       Вместе с решением проблем комфорта и безопасности, улучшения экологических показателей и условий жизни, содействия туристической и инвестиционной привлекательности среды своего рода инструментом взаимосвязанного сохранения архитектурного наследия (от отдельных памятников к обширным территориям, восстановления целостности ансамблей и градостроительной ткани, приспособления сложившихся структур к современным функциям) стала идея пешеходных пространств («pedestrian spaces»). Наряду с историческими архитектурными объектами и пространственными звеньями роль узловых и связующих элементов системы, обеспечивая ее жизнеспособность и развитие, играют новые.
       Пешеходные системы не только концентрируют архитектурные достопримечательности, традиционные и новые типы среды, ландшафты и виды. Они наиболее отчетливо воплощают принципы отношения к наследию, ценностные ориентиры городской культуры. В современных архитектуре и дизайне организация пешеходных пространств является одной из приоритетных сфер и может служить свидетельством умения примирить творческие амбиции, социальную и коммерческую эффективность с уважением к тому, что создавалось веками.
       При всем многообразии способов «конструирования» пешеходных систем можно выделить ряд наиболее характерных и успешно апробированных.
       Во-первых, это целые фрагменты застройки с максимальным использованием сложившейся планировочной сети и выделением каркаса главных пешеходных направлений. Транспорт выносится за пределы территорий, на «опорные магистрали». На узловых участках внешних границ располагаются остановки общественного и экскурсионного транспорта, парковки, объекты обслуживания. Такая схема находит применение в исторических центрах городов и архитектурных комплексах, представляющих особую ценность.
       Во-вторых, это использование в качестве основы ряда сложившихся звеньев (улицы, площади, набережные, эспланады), где транспортное движение ограничивается или исключается. Система получает развитие за счет реконструкции зданий и кварталов, преобразования внутриквартальных пространств, освоения лакун и подземного пространства, вертикального зонирования, регенерации деформированных территорий, в том числе, приспособления бывших промышленных объектов. Вместе с взаимосвязанной организацией пешеходного и транспортного движения ключевое значение здесь имеет сохранение единства ансамблей и исторического колорита среды, синтез контекста и средств модернизации.
       В-третьих, это формирование альтернативных систем – пешеходных дублеров транспортных магистралей. Практика показывает, что одновременно с использованием территориальных резервов и определенными структурными преобразованиями в таком качестве прекрасно эксплуатируются существующие зеленые пространства – парки, скверы, бульвары, дворы, объединенные за счет дополнительных пешеходных связок в единый маршрут. Этот путь признан одним из наиболее перспективных средств экологического оздоровления городской среды.

Берлин. Паризерплац
Берлин.
Sony-центр, ландшафт
Берлин.
Sony-центр, «Forum»

       Наконец, это создание новых пространственных систем в структуре общественно-деловых зон, культурных и торговых центров, жилых комплексов. В открытых, перекрытых, многоярусных пространствах реализуются новейшие технологии и концепции архитектуры. Вместе с тем, здесь нередко получают новую трактовку традиционные типы среды (квартал, улица, площадь, форум). Такой своеобразный «город в городе», как правило, имеет ландшафтную составляющую, которая нередко соединяет новации дизайна и искусства с культом «дикой» природы, свойственным урбанизированному обществу.
       Сегодня опыт европейских городов позволяет обозначить ряд общих принципов, на которых основывается практика создания пешеходных систем:
       • Гибкая трактовка понятия, многообразие форм организации (пешеходные улицы и пространства, территории «комфортного» и «спокойного» движения);
       • Не вычленение локальных зон, а развитие взаимосвязанных систем между объектами массового притяжения, местами отдыха, на пешеходных транзитах и туристических и прогулочных маршрутах;
       • Обширная типологическая градация элементов городской среды, включенных в пешеходные системы, в том, числе, внутриквартальные пространства и ландшафты;
       • Функциональность, обеспечивающая, в первую очередь, удобство движения, четкое зонирование, широкие возможности использования;
       • Социальная привлекательность среды, соединяющая традиционные ценности и динамику современной жизни; баланс общественных, коллективных, приватных зон;
       • Охрана целостности городского ландшафта: корректный по отношению к исторической основе характер благоустройства и городского оборудования, недопустимость размещения крупноформатной рекламы, регламентация цветовых и иных характеристик современных компонентов среды, продуманный световой дизайн;
       • Особое внимание к архитектуре земли, которая соединяет в себе свойства пешеходной поверхности, ландшафтной составляющей, а на территориях с исторической подосновой – и объекта «урбанистической археологии»;
       • Комплексное решение городской ориентирующей информации, включая исторические сведения о местах, улицах, зданиях;
       • Культурная миссия пешеходных пространств как общедоступных центров современного искусства, концертных и выставочных залов, мест проведения праздников, фестивалей, художественных акций.
       Свою историю, опыт создания, перспективы развития систем пешеходных пространств имеет каждый город. Среди них два очень разных – Стокгольм и Берлин.

ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ «ГОРОДА НА ВОДЕ»

Берлин. Потсдамерплац,
парк Colonnaden
Стокгольм. Кунгсхольмен,
квартал Санкт-Эриксонредет
Стокгольм. Ратуша
Стокгольм.
Площадь Стурторьет

       Выросший на десятках островов среди шхер, между заливами и протоками Стокгольм более, чем любая другая европейская столица, отмечен близостью к воде. Из любой точки города человек без труда может добраться до большого водного пространства. Уникальная по разнообразию и цельности пешеходная система сложилась в Стокгольме исторически и сегодня обогащается новыми и новыми звеньями. Решающую роль в этом процессе играет его расположение, традиции расселения, «шведская социальная модель», экологические приоритеты. И, конечно же, любовь шведов к родной северной природе, истории и пешеходным прогулкам.
       Планом реконструкции и развития городских территорий, осуществление которого началось еще в 1960-е гг., центральные районы были практически освобождены от транзитных транспортных потоков, а движение сосредоточено в системе магистралей и развязок, максимально изолированных от окружающей застройки. Вдоль береговых линий залива Сальтшен, озера Меларен, пролива Стремен, многочисленных протоков и бухт протянулись благоустроенные прогулочные трассы, благодаря которым не только исторические ансамбли, но и современная жизнь города обращена к прекрасным водным панорамам. Самые известные видовые площадки – это лежащие у воды террасы перед зданием ратуши и на западном побережье «Рыцарского острова». Небо, озеро, архитектура и скульптура создают не только великолепный городской пейзаж, но и фон для праздничных и спортивных зрелищ.
       Стадсхольмен – сердце «пешеходного» Стокгольма. Он своеобразен и типичен, как всякий средневековый город. Вдоль особенно популярных у туристов «длинных» Западной и Восточной улиц сосредоточены магазины, рестораны, галереи. Это царство художников, музыкантов, антикваров. Центром культурной жизни является Стурторьет (Большая площадь) – место проведения концертов, праздников, ярмарок. Узкие переулки спускаются к пешеходной набережной Шеппсбрун, где раньше находились торговые причалы.
       Шесть мостов соединяют остров с северной и южной частями города. Пешеходные маршруты продолжает полуторакилометровая торговая улица Дроттниггатан и примыкающие к ней площади Хеторьет (Сенная) и Сергельсторь. Последняя, в виде многоуровневого пространства, образовалась в результате реконструкции 1970-х гг., связанной со сносом исторических кварталов. Сегодня шведы сожалеют об утрате, но у молодежи площадь весьма популярна.
       Любимое место прогулок горожан – цепь набережных на южной стороне Норрмальма и Кунгсхольмена, связывающая главные городские площади, парки, театры, музеи, места отдыха. Фешенебельные Бласиенхольмен и Страндвеген соединены мостами с островами, каждый из которых является музеем под открытым небом. «Стокгольм­ский Булонский лес» – Юргорден – уже три века известен как главное место народных гуляний и развлечений. Здесь есть прогулочные набережные, дорожки для велосипедистов и верховой езды, пешеходные тропинки, пристани яхтклубов, пейзажный парк, детский городок, музейный комплекс, включающий Северный и Биологический музеи, корабль-музей «Васа», дворец Русендаль и знаменитый Скансен.
       Вдоль скалистого берега южной части шведской столицы – Седермальма – проходят пешеходные маршруты иного рода. Это воссозданные улицы бывших городских окраин с живописной малоэтажной застройкой, сохранившие атмосферу XVIII – нач. XIX вв. С оборудованных прогулочных трасс и видовых площадок «город на воде» раскрывается во всей своей красоте.
       Комплекс Фатбурспарк в самом центре Седермальма, на месте бывшего вокзала построен в 1988 г. испанцем Риккардо Бофиллом. Огромная круглая площадь-партер хоть и удалена от воды, но сама напоминает «зеленый бассейн» в окружении монументальной застройки. «Пространство для жизни», как назвал его автор, соединяет в себе функции пешеходной трассы в структуре общественного и делового центра, а также двора и парка, точнее, «парка скульптуры»: вдоль оживленных путей размещается экспозиция современной пластики.
       Жилой квартал Санкт-Эриксонредет, построенный в 1997 г. в центре города, в северной части острова Кунгсхольмен – это целый ансамбль, включающий в себя анфиладу пешеходных пространств. Эффектная трехчастная композиция состоит из обширного овального луга, окруженного полукруглыми корпусами, террасы и амфитеатра, спускающегося к живописной набережной Карлсбергского канала. Органичной частью среды являются здание старинной капеллы и современная скульптура. Внутренние пространства квартала общедоступны. Удачно решена их взаимосвязь как с градостроительным контекстом, так и с приватной жилой зоной.
       В строящемся жилом комплексе района Лильехольмен на юго-западе Стокгольма девятиэтажные жилые здания образуют фронт прибрежной застройки, раскрытый дворами-курдонерами с огромными арками к пешеходной набережной, причалам. Транспортное движение обеспечивает расположенная параллельно улица, связанная с набережной сквозными бульварами. На прогулочную набережную оз. Меларен, соединенную с парком, выходит и новый квартал Люкс на острове Лиллаэссинген.
       Наиболее масштабный проект последних лет – жилой район Хаммарби к юго-востоку от Седермальма. Вместе с живописными набережными его пешеходный каркас образован осью искусственного канала в окружении бульваров. Жилая среда четко структурирована и, вместе с тем, «растворена» в ландшафте.

«КРИТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ»
НОВОГО БЕРЛИНА

Стокгольм. Седермальм,
воссозданная застройка
бывших окраин
Стокгольм. Седермальм,
квартал Фатбурспарк
Стокгольм. Набережная
Бласиенхольмен

       После падения Берлинской стены в 1989 г. здешние власти оказались перед лицом беспрецедентной в истории проблемы: что делать с крупнейшим европейским городом, центр которого превратился в заброшенную окраину из-за проходившей через него в течение сорока лет государственной границы. Тогда по инициативе Ханса Штиммана был предложен план реконструкции, в котором система ансамблей, сетка улиц и типология застройки довоенного Берлина использовалась как основа концепции его «ренессанса».
       Первый крупный этап преобразования (1989-2001 гг.) известен под названием «критической реконструкции». По словам архитектурного критика Филиппа Мейзера, в результате «анализа сохранившихся зданий и следов прошлого город был переосмыслен как аккумулятор «архитектурной памяти» его жителей, которая постепенно может быть восстановлена средствами градостроительного регулирования». Вместе с тем, Берлин, получивший мощный толчок к развитию, стал объектом архитектурных дебатов, средоточием различных авангардистских направлений, площадкой для экспериментов. В ходе конкурсов и экспертиз последнего десятилетия множество авторов со всего мира пытаются найти для города новую форму.
       Одним из результатов взаимодействия концепций «респектабельного традиционализма» и модернизма стала система общественных пешеходных пространств, объединившая центральную часть Берлина. Планировочные узлы – Александрплац, воссозданный квартал Николаифиртель, Музейный остров, Жандарменмаркт, Паризерплац у Бранденбургских ворот, современный комплекс Потсдамерплац – связаны главными берлинскими улицами: Унтер ден Линден, Фридрихштрассе, Вильгельмштрассе, Эбертштрассе. Маршрут протяженностью около 4 км проходит по благоустроенным пешеходным территориям, бульварам, широким тротуарам магистралей, обеспечивающим комфортное движение. Он получает развитие вдоль набережных Шпрее, в пассажах и атриумах внутри кварталов, уютных скверах, зеленых пространствах Тиргартена и новой застройки. Вдоль всей трассы расположены станции U-Bahn и остановки общественного транспорта, удобные пешеходные переходы, наземные и подземные парковки.
       Обновленные Фридрихштрассе и Потсдамерплац стали символами нового Берлина. Прогулку по Фридрихштрассе сравнивают с «посещением библиотеки современной архитектурной теории», основанной на следовании законам эволюции и поиске «новой традиции, которая была бы способна выжить в динамичном будущем» (Филипп Мейзер). В строительстве кварталов участвовали Ханс Колхоф, Михаэль Вефтинг, Клаус Тео Бреннер, Кристоф Мэклер, Жан Нувель и др. Архитекторы различным образом используют принцип встраивания современной структуры в традиционный блок, благодаря чему общественные зоны и пешеходные связи находят продолжение в эффектных внутренних пространствах.
       Возрождение Потсдамерплац связано со строительством транснациональными корпорациями Sony и Daimler-Benz двух крупнейших деловых и общественных комплексов у южной границы Тиргартена. Вместе с площадью и прилегающими пространствами они сформировали новый центр Берлина.
       Квартал Sony (1995-2000, арх. Хельмут Ян, Джон Марфи) площадью около 2,7 га включает семь зданий: офисы, Дом кино, Немецкую академию кино и телевидения, рестораны, магазины, отель. Центром комплекса является огромная общественная площадь «Forum», перекрытая светопрозрачным парусным шатром. Она не отделена от окружающих улиц и составляет единое целое с пешеходной зоной всего квартала. Композиционное ядро площади – фонтан, вокруг которого всегда многолюдно. Другой фонтан, «Phoenix», включен в ландшафтное оформление пространства у отеля «Esplanadе»: сохраненные фрагменты этого исторического здания интегрированы в современную структуру комплекса.
       Квартал Daimler-Benz (1993-1998, архитекторы Ренцо Пиано, Арата Исозаки, Ханс Колхоф, Ричард Роджерс, Кристоф Коольбекер) состоит из 16 маленьких блоков и «переулков», сгруппированных вдоль центральной торгово-пешеходной улицы – пассажа «Arcaden». Пограничные зоны, связывающие площадь и квартал с набережной Шпрее, решены в ландшафтном ключе. Треугольный пруд и зеленая полоса парка Colonnaden стали любимыми местами отдыха и необходимой экологической нишей района Потсдамерплац.
       Сегодня в Санкт-Петербурге обсуждается создание целого ряда «территорий комфортного движения», из них 14 – в историческом центре города («Музейный Петербург», «Петербург Достоевского», «Университетская», «Таврическая» и другие), около 20 – в районах современной застройки. Пешеходная составляющая характерна также для многих крупных градостроительных проектов (пример тому – перспективы реконструкции Новой Голландии). Наряду с уже имеющимся собственным опытом, анализ европейской практики полезен для формирования «своего пути» в этом направлении.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>