10 ЛЕТ
К ЧИТАТЕЛЮ

       В сентябре 1996 года вышел в свет первый выпуск нашего журнала. Основным энтузиастом идеи и учредителем нового издания, а на одном из этапов и – его главным редактором выступил директор Научно-производственного строительного предприятия «Северная пирамида» Вячеслав Токарев. На тот момент сама эта затея воспринималась многими как не более чем один из множества тогдашних экспериментов на информационном поле Петербурга. Удачным ли он будет и что получится в результате, представления тогда никто не имел. Скептики вообще полагали, что проект просуществует какое-то время и зачахнет в младенчестве.
       Строительная отрасль развивалась бурно и все сильнее вовлекалась в рыночную машину. Архитектурному творчеству уже не хватало пределов проектных госучреждений, и оно с нарастающей уверенностью раздвигало свои границы. Не за горами было 300-летие города, и пусть тогда еще деятельность по охране и восстановлению его памятников не достигла своего пика, реставрационный бум «как предчувствие» вполне ощущался. Все это происходило на фоне отзвуков очередного этапа мировой научно-технической революции, который наконец-то докатился до нашей страны и ее северной столицы, самым непосредственным образом затронув строительство новыми технологиями, конструктивными решениями и материалами. Основной для нового петербургского журнала стала задача отслеживать эти стремительные процессы, привлекая к их освещению практиков и теоретиков в областях градостроительства, архитектуры, организации строительного бизнеса, историков, искусствоведов, реставраторов, разработчиков технологических идей.
       Эксперимент, стартовавший осенью девяносто шестого, продолжался. Поначалу мы выходили без особых претензий на аналитичность и старались не вовлекать себя в дискуссии на острые градостроительные темы. Поэтому первое время издание позиционировалось как ежеквартальный «журнал-каталог архитектурных, строительных и дизайн-проектов». Уйти от преимущественно рекламно-модульного и общеповествовательного характера своих публикаций редакция решила не вдруг. Во-первых, продолжая эту линию, было достаточно легко потеряться в море отраслевой периодики. С другой стороны, непросто налаживавшаяся, но со временем становившаяся все прочнее обратная связь с читателем рано или поздно обязана была подвигнуть к выводу: в Санкт-Петербурге должно издаваться нечто такое, где архитектурная, реставрационная и общестроительная тематики будут подаваться как можно шире, компетентнее и доступней. Тогда и возникло решение: почему бы и нет? Причем подразумевалось, что чтение наших статей не должно стать исключительной привилегией «узких профессионалов». При всей своей специализированности, журнал должен быть интересен и простому обывателю (в старом приличном понимании этого слова). С тех пор и повелось: не предлагая ничего на продажу и не занимаясь рекламой «в чистом виде», мы, тем не менее, имеем возможность существенным образом влиять на процессы, происходящие на строительном рынке. С нашей помощью завязываются и укрепляются деловые и творческие связи его операторов, решаются определенные проблемы. В то же время, о каких-либо клановых или групповых интересах конкурирующих структур либо же о приверженности исключительно официозной точке зрения применительно к журналу речи никогда не велось. Напротив, мы стараемся абстрагироваться от этого и, по возможности, включаем в круг своих публикаций объективный спектр концепций, мнений, суждений и оценок.
       Менялся рубрикатор журнала, акценты все больше смещались в сторону градостроительной и архитектурной практики, истории и теории зодчества, сохранения культурного наследия. Не оставались, впрочем, без внимания и остальные темы. Однако стилистика и суть их изложения претерпели определенную метаморфозу. О материалах, технологиях и интерьерах мы теперь большей частью рассказываем в ключе решения серьезных архитектурных и строительных задач.
       Параллельно совершенствовалась система нашего распространения. Да, издание пока нельзя купить в каждом газетном киоске, но весь тираж буквально влет уходит через адресную рассылку по большинству предприятий строительного комплекса, активно распространяется на основных международных и национальных выставках, отраслевых конференциях, презентациях и семинарах. Журнал постепенно стал узнаваемым и ожидаемым не только в Петербурге и на Северо-Западе, но и в Москве, во многих других субъектах Российской Федерации. Налаживаются зарубежные контакты редакции, и об этом можно судить по целому ряду материалов на наших страницах.
       В свое время журнал был принят в ассоциированные члены СПб Союза архитекторов России, вошел в состав Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга. Мы тесно сотрудничаем с профильными комитетами городской администрации, Северо-Западной ассоциацией реставраторов, петербургским Союзом реставраторов, Региональным архитектурно-художественным фондом, другими некоммерческими организациями. В прошлом году общественный редакционный совет журнала, состоящий из авторитетных деятелей науки и архитектуры, бизнеса и власти, возглавил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров. Перечисленные обстоятельства налагают особую ответственность при выработке информационной политики редакции, тематическом планировании и заставляют нас быть настолько оперативными, насколько это позволяет ежеквартальный или, лучше сказать, сезонный характер выпуска. Но и эта периодичность, как мы предполагаем, не может долго оставаться константой. Читательская аудитория заинтересована в более частом выходе номеров издания.
       Последний номер прошлого года вышел под несколько измененным названием: «Архитектура, реставрация, дизайн и строительство». На этой трансформации нашего устоявшегося и в достаточной мере известного бренда давно настаивали читатели. Если в остальном мире понятие «дизайн» трактуется весьма широко, включая порой ту же архитектуру, то в нашей стране привыкли разделять такие определения. Рискованно, но мы согласились, учитывая также, что аббревиатура «АРДИС» звучит вполне достойно и где-то даже по-античному. К тому же, точно так называется и издательский дом, под эгидой которого вот уже скоро десять лет длится увлекательный эксперимент по выпуску нашего журнала.

Главный редактор
Ирина Радченко

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>