ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

инвестиционный
ресурс или
национальное
достояние?

руководитель мастерской С.В. Цыцин
Руководитель мастерской
С. В. Цыцин

       Представление о здании как об общественном сооружении, ансамблевая планировка улиц и площадей, соразмерность частей и целого как в отдельных постройках, так и в архитектурных комплексах – все эти качества с наибольшим блеском проявились в историческом центре Петербурга. Почему же сегодня в новых строительных проектах города на Неве мы зачастую видим «сумбур вместо архитектуры»? На наши вопросы о градостроительном будущем Петербурга отвечает основатель и руководитель «Архитектурной мастерской Цыцина» Сергей Цыцин.
       – Сергей Викторович, не секрет, что несмотря на упорядочение норм и регламентов застройки, далеко не все новые строительные проекты удачно гармонируют с историческим обликом Петербурга. Неужели процесс утраты преемственности необратим?

исторический центр Санкт-Петербурга

       – Для начала давайте определимся, что понимать под преемственностью – иными словами, что и как мы хотим сохранить. Тот факт, что нам посчастливилось жить в одном из красивейших городов мира, можно считать бесспорным. Но и власти, и бизнесмены, и жители Петербурга прекрасно понимают, что «мумифицировать» город нельзя, его нужно не только сохранять, но и развивать. Однако четкого представления о векторе этого развития пока, к сожалению, нет. Зодчие, принявшие участие в формировании города на Неве, осуществили своеобразное «снятие» градостроительного контекста Европы, в гегелевском значении данного термина, то есть взяли и творчески переработали все лучшее. Это вообще колоссальное преимущество, поскольку исторические города, как люди, обычно учатся на своих ошибках. Петербург же учился на чужих, складывался с оглядкой на европейский опыт. Преемственность, о которой Вы говорили, не может быть обеспечена «автоматически», сама по себе. Этим процессом нужно управлять активно, используя четкие и понятные правила застройки, отражающие существенные характеристики окружающей исторической среды.
       – И какие это должны быть правила?
       – Давайте посмотрим, что лежит в сложившейся ландшафтно-градостроительной основе города. Большая часть исторического Петербурга расположена в пределах Приневской низменности на плоском рельефе берегов Невы. О красоте города сложены сотни поэм и стихов, изданы романы, выполнены гравюры и написаны живописные полотна, однако новые строители города подчас мало задумываются над тем, какая система масштабов лежит в основе этой красоты. А ведь любая строительная деятельность без понимания системы этих масштабов может нарушить неповторимую цельность архитектурного ансамбля. Первым масштабным «лагом» можно считать Неву, которой на всем протяжении «аккомпанируют» крупнейшие проспекты города – Невский, Литейный и другие. Второй «лаг» – мосты (Нева поперек). С этим масштабом прекрасно сочетаются крупные форумные пространства Дворцовой площади, Марсова поля, стрелки Васильевского острова, а также такие архитектурные доминанты как Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Петропавловка. Третий «лаг» на условной линейке – поперечное сечение рек и каналов, с которыми гармонируют размеры петербургских зданий. И когда мы (впрочем, не осознавая этого!) ощущаем переход, гармоничное перетекание из одного масштаба в другой, тогда и возникает чувство прекрасного, за которое мы так ценим любимый город. Дальше уже можно вести речь о поэтажных членениях, проемах арок, окон, дверей и т. п. Великие архитекторы прошлого – от Росси до Лидваля – прекрасно ощущали эту линейку масштабности. Современные проектировщики это чувство во многом утратили, поэтому разработку градостроительной концепции развития Петербурга следовало бы проводить с учетом системы жестких регламентов, базирующихся на фундаментальном анализе «линейки масштабов» города. Такой анализ – непростая задача, но ее решение поможет не только всем ратующим за сохранение исторического облика Петербурга, но и инвесторам, которые сегодня вынуждены работать «на авось». Без четких правил застройки они не могут прогнозировать свой бизнес, поскольку новые проекты разрабатываются в условиях неопределенности, когда все зависит от мнений отдельно взятых чиновников и стечения обстоятельств. Наконец, новые правила застройки нужны архитекторам, на которых сверху «давят» заказчики (разрешено все, что не запрещено), а «снизу» - негодует общественность, возмущенная объектами, рвущими живую ткань города.

Элитный жилой дом
на 8-й линии В. О.
(проект архитектурной мастерской С. В. Цыцина). Вид сверху

       После построения линейки масштабов, необходимо разработать разветвленную систему зонирования исторических районов Петербурга, исходя из морфотипов – форм объемно-пространственной организации застройки, сложившихся в ходе эволюционного развития города. Каждый из исторических морфотипов северной столицы имеет свою специфику и обладает индивидуальными приемами включения в общую композиционно-пространственную систему города. Характеристики различных зон, будь то Невский проспект, Петроградская сторона, Васильевский остров, Коломна, заметно отличаются друг от друга и мерить их, что называется, «одной меркой» нельзя. Следующий шаг – разработка четких правил застройки внутри каждой зоны, исходя из ее особых характеристик (особенности градостроительства, ландшафта, архитектурные стили, модульность и размеры домов и т. д.) Причем должны быть отдельные правила как для парадной, так и для фоновой, рядовой застройки. Если говорить о Петербурге как о едином ансамбле, в нем рядовая застройка играет особую роль, выполняя функцию связующего звена, «театральной паузы» между зданиями-доминантами. Известно, что в сценической речи не менее, чем реплика, важна пауза, и настоящий актер умеет ее «держать». Инвестора нужно учить работать с рядовой застройкой по определенным правилам, так же как артиста учат паузам по системе Станиславского.
       – Но ведь есть же высотный регламент. Его разработчики поделили город на несколько зон, и для каждой установлена своя высота строящихся домов. Разве это не помогает домам рядовой застройки, как Вы говорите, «держать паузу»?

Жилой дом по ул. Воскова
(проект архитектурной
мастерской Цыцина).
Перспектива по ул. Воскова

       – Новый регламент можно считать первой попыткой регулирования крайне важной проблемы. Хотя и он, к сожалению, в полной мере не решает задачу соответствия морфотипу исторических зон. К примеру, на некоторых улицах в центре мы видим историческую застройку зданиями с перепадами высот. На других же, напротив, все дома выстроены с регулируемым карнизом. Понятно, что получив «пятно» на улице с перепадами, инвестор вынудит архитектора разработать проект с максимально разрешенной регламентом высотой. И это неминуемо случится, несмотря на то, что новостройка «разобьет» ритм перепадов высот на улице. На другом «пятне» регламент заставит проектировщиков снизить высоту дома – скажем, на углу улицы, который, напротив, следовало бы слегка «приподнять», чтобы образовать акцент на перекрестке на фоне рядовой застройки. Все это, действительно, нельзя делать «на глазок», нужны четкие правила, и пока их нет, ценность Петербурга в исторической перспективе будет снижаться.
       Сегодня основным национальным богатством России считаются энергоносители, экспорт которых позволяет экономике держаться на плаву. Но если источники нефти и газа рано или поздно иссякнут, то наш город можно считать неисчерпаемым как культурным, так и экономическим ресурсом. Тысячи лет, как египетские пирамиды, он, конечно, не простоит – климат не позволит, однако и отпущенных сотен лет достаточно, чтобы всерьез задуматься о том, как не навредить имиджу Петербурга. В таких странах, как Саудовская Аравия или Арабские Эмираты, уже сегодня ВВП на треть состоит от доходов от туризма. Они думают о будущем, зная, что поток нефтедолларов не бесконечен. А когда у России закончится нефть, останется Петербург с его богатейшим наследием, и задача нашего поколения состоит в том, чтобы не снизить, а приумножить ценность этого национального ресурса.

Интервью брал Павел Черняков

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>