Ольга Скоробогатая

ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА
ЭКЛЕКТИКИ

       Месяц назад в Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству выдающихся петербургских архитекторов эпохи эклектики под названием «Ипполит Монигетти, Карл Рахау, Максимилиан Месмахер. Архитектурные проекты второй половины XIX века из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга». В экспозиции представлено более 60 листов авторской графики из музейных фондов.

И. А. Монигетти.  Проект перестройки Желтой гостиной
в гостиную в «средневековом» стиле.1874 г. (Аничков дворец)
М. Е. Месмахер.  Кухонный флигель Аничкова дворца. Зал
для банкетов. 1880-е гг.

       Эклектика – направление, пришедшее во второй половине XIX столетия на смену классицизму и ориентированное на архитектурные стили прошлых эпох: готику, ренессанс, барокко и т. д. В собрании ГМИ СПб один из интереснейших периодов в истории петербургской архитектуры представлен произведениями этих знаменитых зодчих.
       Ипполит Антонович Монигетти (1819–1878) окончил Строгановское училище в Москве и Академию художеств в Петербурге. Ученик и последователь А. П. Брюллова, академик архитектуры и профессор, он с 1848 г. занимал должность архитектора Царскосельского придворного ведомства. Спустя 12 лет Монигетти был назначен архитектором Высочайшего двора. Как талантливый стилизатор, он всегда активно использовал в своих работах элементы барокко, русско-византийского стиля и восточные мотивы. Ипполиту Антоновичу принадлежат проекты целого ряда особняков в Петербурге и Царском Селе. Его помнят как активнейшего участника реконструкции и отделки интерьеров Аничкова, Мариинского, Юсуповского и Большого Царскосельского дворцов. В числе лучших произведений И. А. Монигетти – Парадная лестница Большого Царскосельского дворца, павильон «Турецкая баня» и особняк З. И. Юсу­повой в Царском Селе. Кроме Петербурга, зодчий творил в Москве, Ливадии, Курской губернии.
       Максимилиан Егорович Месмахер (1842–1906) учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1866 г. окончил архитектурный факультет Академии по классу профессора Ф. И. Эппингера. Академик архитектуры (1872). С 1874 г. преподавал в рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880 стал директором Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, а в 1890 г. был избран профессором Академии художеств. Первый русский Музей декоративно-прикладного искусства был создан в Петербурге по инициативе М. Е. Месмахера.
       Расцвет творчества архитектора пришелся на 1870–90-е годы. Построенные им здания стали одними из наиболее ярких и характерных образцов архитектуры неоренессанса в Петербурге. По проектам зодчего возведены дворцы великих князей Михаила Михайловича (Адмиралтейская наб., 8) и Алексея Александровича (наб. Мойки, 122), Архив Государственного совета (Милионная ул., 36) и Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (Соляной пер., 13); проведена перестройка и реконструкция ряда интерьеров Аничкова и Зимнего дворцов, особняков А. А. Половцова (Б. Морская ул., 52) и великого князя Владимира Александровича (Дворцовая наб., 26). В 1897 г. М. Е. Месмахер уехал в Германию и до конца жизни работал в Дрездене.
       Карл Карлович Рахау (1830–1880) окончил Академию художеств (1857), являлся академиком архитектуры (1864) и профессором (1870). Большинство его проектов создано под сильным влиянием традиций архитектуры итальянского Ренессанса. Среди известных построек мастера – дом Е. М. Мейера (Английская наб., 30; совместно с арх. Р. Б. Бернгардом), особняк И. Ф. Громова (Миллионная ул., 7, б. дворец Кантемира), доходный дом (Пушкинская ул., 9), а также целый комплекс зданий, построенный архитектором по заказу Ф. К. Сан-Галли, с особняком, жилым домом и производственными зданиями чугунолитейного и механического заводов на Лиговском пр., 58, 62. Кроме того, архитектор проектировал ограждения Литейного моста, занимался реконструкцией фасада Аничкова дворца и отделкой интерьеров Академии художеств, работал в Крыму, на Кавказе, в Рыбинске и других городах России.

К. К. Рахау. Проект постройки
зимнего сада и перестройки
центрального входа. 1870-е гг.

       Выставка в Петропавловской крепости представляет проекты, выполненные Монигетти, Рахау и Месмахером в 1870–1890-е гг.
       Значительное место в экспозиции занимают материалы, связанные с их участием в перестройке Аничкова дворца, который в царствование Александра II был постоянным местопребыванием наследника престола Александра Александровича и его супруги Марии Федоровны. После коронации царевича в 1881 г. дворец получил статус официальной императорской резиденции. Августейшие супруги жили во дворце и следили за его обустройством. В 1870–1880-е гг. зодчие провели значительные работы по реконструкции здания и усадебных построек. 
       На выставке можно познакомиться с авторскими проектами работ по переустройству существующих и созданию новых пространств дворца, а также изготовления предметов мебели и декоративного убранства интерьеров. В числе экспонатов – эскизы грандиозного фарфорового сервиза для этой резиденции, выполненные И. А. Монигетти в русско-византийском стиле.
       Отдельный раздел выставки посвящен истории реконструкции Зимнего дворца. В 1894–1896 гг. помещения второго этажа в северо-западной части дворцового здания заново отделывались под руководством арх. А. Ф. Красовского для наследника престола Николая Александровича. К это­му периоду относятся представленный на выставке проект отделки комнаты великого князя (кон. ХIХ в.) и эскизы плафонов для залов Зимнего, созданные М. Е. Месмахером.
       Выставку, которая будет работать до 10 мая будущего года, дополняют проекты швейцарского домика и (1847) и Парадной лестницы Большого дворца (1860), подготовленные И. А. Монигетти для Царского Села.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>