ВЫСТАВКИ. ПРЕЗЕНТАЦИИ. КОНТАКТЫ

Ольга Скоробогатая

ДАНЬ ПАМЯТИ
СОХРАНИВШИМ ГОРОД

 

       28 октября в особняке Румянцева на Английская набережной открылась выставка «Архитекторы блокадного Ленинграда». В ее экспозиции более представлены 300 экспонатов архитектурной графики, рисунка, фотографий, архивных документов военных лет из коллекций Государственного музея истории и КГИОП Правительства Санкт-Петербурга.

       Война 1941–1945 гг. и блокада стали самыми страшными и трагическими страницами в истории Ленинграда, находившегося под угрозой полного уничтожения. Непосредственное участие в подготовке города к обороне приняли архитекторы. Их профессиональные знания и опыт оказались незаменимы при проектировании и строительстве бомбоубежищ, блиндажей, оборонных рубежей, укрытии и маскировке жизненно важных объектов. В систематических работах по укрытию, обмеру, консервации архитектурных и скульптурных памятников принимали участие сотни архитекторов-ленинградцев. Среди них – Л. А. Иль­ин, Я. О. Рубанчик, Н. В. Баранов, А. В. Модзалевский, А. П. Удаленков, В. А. Каменский, А. Л. Ротач, М. З. Тарановская, В. И. Пилявский, А. К. Барутчев и мн. др.
       В июне 1942 г. в Ленинграде прошла 2-я общегородская конференция архитекторов, где обсуждались вопросы охраны и реставрации памятников, а в июле – августе 1942 г. была учреждена Комиссия по фиксации разрушений и установлению методов реставрации. В городе постоянно работали аварийно-восстановительные батальоны, занимавшиеся оперативной ликвидацией разрушений памятников архитектуры и фиксацией нанесенных им повреждений. Деятельность специалистов по сохранению историко-архитектурного наследия Ленинграда координировал Отдел охраны памятников Управления по делам искусств Леноблсовета, возглавляемый в годы войны Н. Н. Белеховым, в ноябре 1943 г. преобразованный в Государственную инспекцию по охране памятников (ГИОП).
       На выставке представлены архивные документы и фотографии, зафиксировавшие работы по маскировке Петропавловского и Никольского соборов, Адмиралтейства, Смольного института, обмерные чертежи Меншиковского, Воронцовского, Каменноостровского, Юсуповского дворцов, костела Св. Екатерины, Чесменской церкви, Горного института, проекты защитных сооружений для памятников Николаю I, Петру I, Александровской колонны, схема захоронений скульптуры Летнего сада.
       Своеобразной летописью жизни Ленинграда 1941–1945 гг. стали рисунки и акварели арх. М. А. Шепилевского, Б. Н. Журавлева, А. Л. Ротача, А. К. Барутчева, В. А. Каменского. Они с документальной достоверностью запечатлели страшные приметы войны: разрушенные здания, пожары, замаскированные памятники, аэростаты и баррикады на улицах и площадях города. Особое место в экспозиции занимают серии рисунков Л. А. Ильина к рукописи «Прогулки по Петербургу», Я. О. Рубанчика из его знаменитого дневника и работы А. С. Никольского, ставшие иллюстрациями для блокадного дневника архитектора 1941–1942 гг. и рукописи «Пажма. Ленинград в дни осады».
       Многие архитекторы пробовали свои силы в области плаката. На выставке представлены эскизы плакатов А. А. Грушке «Не дадим громить наш город-музей!», А. К. Барутчева «Не дадим врагу разрушить город – сокровищницу русского искусства», «Кровь за кровь! Смерть за смерть!» (1943), А. В. Васильева «Потеряв 30 рабочих минут, ты не додал фронту один снаряд!» (1943) и др.
       Несмотря на тяготы военного времени, проходили творческие конкурсы, разрабатывались варианты восстановления и реконструкции разрушенных объектов. В блокадном городе прошло несколько выставок, где были представлены проекты новых архитектурных ансамблей, которые должны были возникнуть в ходе воссоздания разрушенных зданий и реконструкции города. Одна из них открылась уже в ноябре 1942 г. Тогда же был объявлен конкурс на составление эскизных проектов восстановления художественно-исторических ансамблей Ленинграда. В 1942–1943 гг. под руководством гл. архитектора Баранова началась разработка градостроительных концепций послевоенного развития города. Многие предложенные идеи легли в основу Генплана 1948 г.

       Первые решения о создании мемориальных ансамблей в память защитников Ленинграда и мирных жителей, погибших во время блокады, датированы также 1942 г. Одним из инициаторов конкурса будущих монументов выступило Ленинградское отделение СА СССР. В особняке Румянцева широко и разнообразно представлены работы 1942–1946 гг. в области мемориальной скульптуры и архитектуры. Среди них проекты Пискаревского мемориала и монумента в честь прорыва блокады (арх. А. В. Васильев, 1943–1945), памятников жертвам блокады на Большеохтинском и Серафимовском кладбищах (арх. М. А. Шепилевский, 1945) и героическим защитникам Ленинграда (арх. И. М. Чайко, 1942–1943), триумфальных арок для встречи воинов-победителей.
       Уникальные материалы выставки «Архитекторы блокадного Ленинграда» в залах особняка Румянцева, которая открылась в год 60-летия великой Победы и продлится до конца февраля будущего года, позволяют представить масштаб и значимость деятельности зодчих города на Неве в дни самых страшных испытаний.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>