Летний сад
   Между прошлым и будущим

 

       История Летнего сада глубоко исследована в специальной литературе. В последнее время тему его будущего восстановления поднимал и наш журнал. В первом номере этого года была опубликована статья А. Л. Реймана «Ровесник северной столицы». А в предыдущем №3/2005 «ДиС» прошел материал Н. П. Иванова «Летний сад. Между прошлым и будущим». О том, насколько тема актуальна для Санкт-Петербурга, можно судить по предлагаемым вниманию читателя двум отзывам-рецензиям на эскизный проект реставрации этого памятника, разработанный в ГУП «Ленпроектреставрация» и ООО «Рест-Арт-Проект» гл. архитектором Н. П. Ивановым, вед. архитектором О. В. Никифоровой и ландшафтным архитектором Н. А. Мирзоевой.
Фрагмент аксонометрического плана Петербурга,
Первый Летний сад.
А. Сент-Илер, 1765–75 гг.

 


ПО НАДЕЖНОЙ МЕТОДИКЕ
Н. А. Ильинская
архитектор,
ведущий эксперт по реставрации
садов и парков Петербурга, автор книги «Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры»
       Такого опыта восстановления дворцово-парковых ансамблей, который накоплен в Петербурге, пожалуй, больше нигде не существует. Возьмем Петергоф, Пушкин, Павловск. После жестоких разрушений военной поры многое здесь пришлось создавать практически заново. Зачастую это сопровождалось бурными спорами, возражениями, а порой и совершенно необоснованными нападками на авторов проектов. Тем не менее, задачу вернуть к жизни знаменитые парковые композиции удалось решить таким образом, что и до сегодняшнего дня они по-прежнему восхищают весь мир. За годы этих трудов была выработана своя, «ленинградская», методика восстановления исторических парков, не имеющая, впрочем, принципиальных отличий от применяемых в европейских странах.

       Своеобразие садово-паркового искусства состоит в том, что, имея дело с живым растительным материалом, оно подчиняется совершенно особым законам построения. Дворцово-парковый ансамбль воспринимается нами отнюдь не как случайный набор сооружений и ландшафтных объектов. В каждом отдельном случае это отвечающий вполне конкретной эпохе синтез архитектуры с пространственной композицией парка.
       Оценивая проект возрождения Летнего сада, разработанный институтом «Ленпроектреставрация» с участием ООО «Рест-Арт-Проект», думаю, нет особой необходимости подробно возвращаться к обстоятельствам его трехвековой истории. Подчеркну лишь, что в результате периодически случавшихся наводнений и негативного воздействия «человеческого фактора» сад постепенно утратил свой парадный вид, присущий композициям петровского периода. К настоящему времени от прежнего ансамбля мало что сохранилось – дворец, планировка нач. XVIII в., Карпиев пруд и коллекция мраморной скульптуры – антики и произведения венецианской школы 1?ой четв. XVIII в. Сад как таковой превратился в тенистую рощу деревьев, посаженных в подавляющем большинстве во 2-ой пол. XIX в., под пологом которых растут только сорняки.
       Крайне важно, что рассматриваемый проект опирается на многократно и удачно испытанную методику. Существующую рощу предложено сохранить, но для ее осветления и придания всей композиции большей парадности предлагается снять ряд деревьев вдоль дорожек, посадив на освободившемся месте стриженый кустарник. В Первом Летнем саду проектируется восстановление фонтанов по главной оси композиции, а также фонтана, располагавшегося в середине партера на берегу Лебяжьей канавки. Данные археологических раскопок позволяют придать фонтанным чашам прежние очертания. Партер на берегу Лебяжьей канавки в прошлом завершался ступенчатым сооружением – каскадом «Амфитеатр», украшенным скульптурой и струями воды. Его также намечено восстановить, но без воссоздания скульптуры. Даже в этом случае «Амфитеатр» будет играть роль необходимого завершения парадной композиции партера и внесет разнообразие в плоскую композицию сада.
       В настоящее время на фоне случайно расположенных стволов деревьев и просматривающихся в западном направлении транспортных потоков вдоль Марсова поля теряется эффект визуального восприятия мраморной скульптуры сада. Проект предусматривает восстановление стриженых зеленых стен. Упорядоченный таким образом «задний план» позволит наконец-то увидеть скульптурные шедевры ансамбля во всем великолепии.
       К десятилетию со дня смерти баснописца И. А. Крылова в 1855 г. ему был сооружен бронзовый памятник по модели П. К. Клодта. При всех достоинствах самой скульптуры, место для ее установки было подобрано крайне неудачно – в немыслимой близости от обнаженных мраморных статуй на площадке одного из главных боскетов. Устранить такой диссонанс авторы проекта предлагают, перенеся памятник на площадку, соединяющую две аллеи Второго Летнего сада, из украшений которого на сей день сохранилась одна Порфировая ваза. Представляется, что более логичным местом переустановки мог бы стать центр бывшего лабиринта, посвященного басням Эзопа и некогда украшенного скульптурными фигурами животных. Это довольно большая территория между Лебяжьей канавкой и главной аллеей, где крупный сам по себе памятник мог очень неплохо обозреваться со всех сторон.
       Кроме того, определенные сомнения вызывает необходимость восстановления Большой оранжереи, на чем настаивают авторы проекта. Длинное двухэтажное здание может своим объемом «задавить» скромный по размеру Летний дворец. Что касается двух парадных боскетов в Первом саду, то здесь имеются свои проблемы. Воссоздать один из них в полном функциональном соответствии своему историческому прототипу (изначально предназначавшемуся для публичного показа мелких зверей и птиц) при нынешних требованиях к экспозиции животных вряд ли реально. Во втором боскете (так называемом Крестовое гульбище) основной достопримечательностью были ели. В самом Петербурге эта порода хвойных деревьев из-за сегодняшней загрязненности городского воздуха находится на грани исчезновения. Решение этих вопросов является делом неблизкой перспективы, и все они отнесены ко второй очереди восстановления сада.
       Отмеченные недочеты проекта, выполненного, в целом, на достойном профессиональном уровне, вполне устранимы. Главное, что при сохранении существующей рощи здесь предусматривается возвращение саду утраченных черт парадности, а его бесценная коллекция мраморной скульптуры получает достойную экспозицию.


РАДИКАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
М. Г. Колотов
Заслуженный работник культуры РФ,
член Союза художников России
       Концептуальная суть рассматриваемого эскизного проекта реставрации заложенного в петровское время Летнего сада заключается в восстановлении его облика на период наивысшего расцвета. Благодаря многолетним трудам Росена, Леблона, Растрелли, других выдающихся архитекторов и садовых мастеров, первый парковый ансамбль Петербурга стал, как сейчас принято говорить, его «визитной карточкой». Где-то в 1770-е гг. его поступательное развитие завершилось. На тот момент Летний сад представлял собой великолепный образец регулярного парка со всеми необходимыми атрибутами: аллеями, фонтанами, боскетами, в центре которых находились всевозможные беседки, птичники и другие павильоны, прекрасным узорчатым партером, «Лабиринтом»,«Зелеными кабинетами», беломраморными скульптурами на фоне cтриженых шпалер, такими архитектурными сооружениями, как каскад «Амфитеатр», Грот, Оранжереи.
Особенно следует подчеркнуть насыщенность сада гидротехническими устройствами. Число одних только фонтанов на его территории внушает самое искреннее уважение. Четыре – на главной аллее, тридцать два – в Лабиринте. Плюс фонтаны в партере и боскетах, а, кроме того, Карпиев пруд, поперечный канал, отделявший т. н. 1-ый и 2-ой Летние сады от Гаванца.

       Роковое стечение многих обстоятельств, включая наводнение 1770 г., изменение вкусов двора и его окружения, а, возможно, и элементарная нехватка средств на поддержание парковых сооружений, стало причиной того, что блистательный период истории ансамбля прервался в 80?ые гг. XVIII в. Постепенно все павильоны, беседки, фонтаны и прочие затеи исчезают, и Летний сад изменяет свой характер. Однако, перестав быть регулярным, он не стал в полной мере пейзажным. Утратив свое декоративное оформление, сад сохранил конструктивную основу и, в первую очередь, – первичную планировку. На протяжении двух следующих веков он продолжал существовать стихийно и без всякой руководящей идеи. Деревья болели и погибали, посадки зачастую производились бессистемно, разросшиеся кроны деревьев мешали нормальному развитию растительности на газонах.
       В настоящее время состояние Летнего сада, безусловно, неудовлетворительное. Как показало обследование, более 80% его деревьев имеют повреждения, на 30% лишены растительности газоны, ряд участков сада (например, хоздвор и бывший Лабиринт) пребывают в крайнем запустении. Очевидно, для сохранения Летнего сада необходимо предпринять решительные меры. Здесь возможны два варианта.
       Первый – это поддержание сада путем выбраковки больных деревьев, посадки новых и ухода за ними. Но это может привести лишь к вялотекущей агонии.
       Второй, предлагаемый проектом, – более радикален. Идея сводится к тому, что облик сада должен быть максимально приближен к тому, каким его знали жители и гости столицы Российской Империи 220 лет назад. В этом случае мы действуем так: сохранив существующую планировку и удалив минимальное количество деревьев (9% от существующих), воссоздаем на основании имеющихся иконографических и натурных исследований основные парковые сооружения, существовавшие в XVIII в. По проекту, на месте нынешнего хоздвора вновь появляются оранжереи. Внутри них разместятся ТП, все хозяйственные службы, музейные и выставочные помещения. На главной аллее восстанавливаются боскеты с беседками, вдоль Лебяжьего канала в первом Летнем саду – большой партер. Памятник Крылову переносится ко входу со стороны р. Мойки. Для предлагаемого восстановления фонтанов Центральной аллеи, Большого партера, Лабиринта и др. с сохранением при этом их подлинных чаш имеются достаточно полная иконография и данные археологии. В тех случаях, когда полное восстановление, например, Гаванца или поперечного канала невозможно по техническим причинам, они обозначаются условно: понижением территории и мощением, устройством углубленного газона вдоль бывшего русла т.?н. «буленгрином» с переброшенными через него деревянными мостиками. Наконец, предлагается разредить в стороны аллей кроны деревьев, чтобы уменьшить затененность и дать возможность расти шпалерам.
       Очевидно, что все основные положения эскизного проекта базируются на всестороннем изучении исторических материалов, результатов натурных исследований и прекрасно исполнены графически. Можно не сомневаться, что предлагаемое проектом радикальное изменение облика Летнего сада неизбежно вызовет отторжение у тех специалистов, кто свыкся с его современным состоянием. Однако, нельзя не признать, что проект как минимум должен явиться предметом серьезного обсуждения. В случае же его осуществления (возможность которой вполне реальна), город получит взамен нынешнего увядающего Летнего сада возрожденный из небытия и на строго научной основе великолепный памятник-музей, точно воспроизводящий стилевые особенности садово-паркового искусства XVIII в.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>