«ЗА РАМКАМИ И ВНУТРИ КРУГА» |
||||
ВЯЧЕСЛАВ УХОВ ОБ АРХИТЕКТУРЕ, ТВОРЧЕСТВЕ И «ИДЕАЛЬНОМ» ЗАКАЗЧИКЕ |
Ольга Писаренко | |||
В 13-летней истории Международного фестиваля «Зодчество» случались многие непредсказуемые вещи. На то он и творческий конкурс, чтобы иногда поражать «архитектурную общественность». Но даже при этом вручение за раз двух Золотых дипломов одному творческому коллективу – событие неординарное. По итогам «Смотра лучших архитектурных произведений 2003–04 гг.» такие награды были присуждены петербургской мастерской В. О. Ухова. |
||||
Любопытно также напомнить то обстоятельство, что ее жилой комплекс на пересечении проспектов Северного и Мориса Тореза, получивший в этом году «золото» в категории «построек», двумя годами раньше, на «Зодчестве-2003» (о чем рассказывалось в № 3/24 «ДиС), был отмечен серебряным дипломом фестиваля по разделу «Проекты». Да и в целом, судя по солидному перечню профессиональных наград, мастерская не испытывает особого дефицита в признании коллегами. Сам ее создатель и бессменный руководитель Вячеслав Орестович Ухов является лауреатом городских, национальных и международных конкурсов, автором более шестидесяти проектов, профессором Российской Академии Художеств. |
Жилой комплекс. г. Сестрорецк, ул. Цемяночная, 4 |
В. Ухов: Комплекс на углу Северного пр. и пр. Мориса Тореза проектировался в архисложных условиях. Весь участок земли под строительство был перепахан сетями городского значения. На первый взгляд казалось: сделать что-то на этом месте в соответствии с параметрами, которые задал заказчик, практически невозможно. До нас две мастерские на данном участке попросту отказались от проектирования. Но, как ни странно, именно особенности площадки и стали залогом успешного результата. Структуру будущего дома продиктовало место – три блока, которые связаны между собой висящими зимними садами-переходами, получились как следствие трех свободных островов земли. Поначалу заказчик крайне настороженно отнесся к возможностям этого участка. Его беспокоили сомнения, насколько привлекательным для потенциального покупателя окажется само жилье в этом комплексе. Но сомнения исчезли после возведения первой очереди, когда квартиры стали активно раскупаться.
Второй Золотой диплом был присужден мастерской за проект жилого комплекса на ул. Цемяночной в Сестрорецке. Престижный Курортный район, но и в данном случае участок оказался весьма нетривиальным. Когда-то здесь располагалась овощная база. Сложная география, холмистая местность, пруд… В результате, получился проект «маленького поселения» со своей площадью и внутренней улицей над автостоянкой.
Жилой комплекс со встроенными помещениями на пересечении Северного пр. и пр. М. Тореза г. Санкт-Петербург |
Заказной международный конкурс на застройку коттеджами квартала в г. Кувейте. 1-я премия |
В. Ухов: Место по совершенно определенным параметрам может впустить или не впустить в себя то, что я проектирую. Поэтому свойство проекта всегда задается местом.
Требования места определяются его особенностями и свойствами, рельефом, положением внутри города, соседями, наконец. Одно дело – способности архитектора, другое – возможности участка. Лишь когда они соединяются между собой, и начинается как таковой процесс архитектурного творчества. «Возможности» участка – вещь совершенно объективная. Но эту объективность должен услышать и понять совершенно конкретный субъект – архитектор. Если же он не слышит голос места, то у него однозначно не может выйти ничего хорошего – все равно, что у музыканта, лишенного слуха. Все зависит от того, КТО конкретно пришел на это конкретное место. Так сложился генотип Петербурга. Город сформировался стремительно, за очень короткий определенный период. В дельту Невы были призваны выдающиеся архитекторы, которые построили множество замечательных сооружений. Разных, но окрашенных единством величественной Невы, ее дельты с реками, островами, белыми ночами и их сказочными миражами.
Конкурсный проект «Олимпийской деревни» на Вязовой ул. в Санкт-Петербурге |
Профессия архитектора, по мысли Вячеслава Орестовича, может быть, самая синтетическая из всех ныне существующих. При этом вести сегодня речь об архитектуре, как о пространстве полноценного приложения способности архитектора – это значит вести речь о сказочной удаче.
В. Ухов: Мы в большинстве своем занимаемся проектированием, а архитектурой – только в очень отдаленном приближении. Для первого нужен профессионализм, для второй – талант. Профессионализм – не более чем обладание определенными навыками, достаточными, чтобы что-то сделать. Этому можно научить, было бы желание. Архитектуре научить нельзя.
Апартамент-отель. Малый пр. П. С., 14, г. Санкт-Петербург |
Жилой дом со встроенными помещениями. Петровский пр., 1, г. Санкт-Петербург |
Талантливого архитектора среди своих учеников я могу разглядеть практически сразу. Причем по какому-то странному биологическому закону таких студентов всегда набирается одинаковое количество – не более 3–4 на поток – неважно, из тридцати или из ста. И реализуются они в зависимости от того, где и в какое время они востребованы. Сейчас практически всем хватает работы, и в этом отношении наше время можно назвать счастливым. Мы теперь настолько избалованы спросом, что порой можем позволить себе даже отказ от предложения. К тому же сегодня резко возросли строительные возможности. В недавние времена, когда монопольным заказчиком было государство, 80% всего, что проектировалось, шло «в стол». Происходило это в силу совершенно объективных экономических обстоятельств.
С другой стороны, новый заказчик – это уже конкретное лицо со своими вкусами, капризами и, к сожалению, стереотипами. Листая журналы, рассматривая глянцевые картинки, он нарабатывает у себя ощущение того, что хорошо, а что плохо, и соответственно требует от архитектора действовать в русле этих представлений. Мы вынуждены подчиняться, но зачастую полученный результат не имеет ни малейшей художественной ценности.
В подавляющем большинстве современный заказчик уверенно разбирается в строительном процессе, но мало что смыслит в архитектуре. Наверное, это естественно для людей, которые занимаются бизнесом, умеют делать и делают деньги. Однако в идеале архитектору, как бы он ни был талантлив, и на какую бы технологическую базу ни опирался, нужен заказчик, который будет мыслить с ним в унисон. По моему убеждению, архитектура – это искусство, которое стоит над проектированием. И называться этим словом может только то, чего еще не было до сих пор, некие прорывы, совершенно по-особому увиденные вещи, заведомо пугающие современного заказчика.
В прошлые эпохи такое взаимодействие было скорее правилом, чем исключением. Заказы архитекторам исходили от людей достаточно образованных и культурных. Мы пока лишены возможности и удовольствия работать по той схеме. Во всяком случае, в моей творческой практике, за редким исключением, ничего подобного не случалось. Но, думаю, рано или поздно тот самый «идеальный» заказчик непременно появится. Его сформирует само общество. К счастью, и я могу влиять на этот процесс, ежедневно общаясь, высказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу, но, в конечном итоге, ничего не жду, просто работаю в той ситуации, какая есть.
Конкурсный проект застройки квартала 64-а СПЧ С.-Петербург |
Проектировать и строить в Петербурге всегда было делом большой профессиональной ответственности. В июне этого года в Мариинском дворце состоялось вручение «АПМ Ухова В.О.» Почетного диплома Законодательного Собрания за выдающийся вклад в области городского строительства. Таким образом был отмечен реализованный проект комплекса 8–12–16-этажных жилых домов на Поклонной горе, вышедший в финал конкурса «За лучшее здание, построенное в Санкт-Петербурге в 2004 г.».
В. Ухов: Наш город очень реален в проявлениях и не разрешает многих вещей в поведении, в том числе и творческом. Москва, допустим, может себе позволить какие угодно эксперименты – она все пережует и проглотит, и в этом состоит ее специфика. Петербург, так уж он был рожден и устроен, – это очень строгое место с совершенно определенными формами существования и четкими правилами игры. Хотя в творческом процессе мы все равно выходим за те жесткие рамки, которые сформировались в Петербурге на генетическом уровне, но при этом каждый из нас обязан оставаться «внутри круга»... Профессионализм очень рационалистичен, в то время как творчество иррационально. И совмещение этих двух полярных вещей как раз приводит к такой формуле построения архитектурной деятельности применительно к нашему городу: «за рамками, но внутри круга».
ООО «АПМ УХОВА В.О.» 199034 Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 (812) 328-2143, (812) 327-4689 [email protected] [email protected] http://apmukhov.spb.ru |