«ЗА РАМКАМИ
И ВНУТРИ КРУГА»
 
ВЯЧЕСЛАВ УХОВ ОБ АРХИТЕКТУРЕ, ТВОРЧЕСТВЕ И «ИДЕАЛЬНОМ» ЗАКАЗЧИКЕ
Ольга Писаренко
 
       
       В 13-летней истории Международного фестиваля «Зодчество» случались многие непредсказуемые вещи. На то он и творческий конкурс, чтобы иногда поражать «архитектурную общественность». Но даже при этом вручение за раз двух Золотых дипломов одному творческому коллективу – событие неординарное. По итогам «Смотра лучших архитектурных произведений 2003–04 гг.» такие награды были присуждены петербургской мастерской В. О. Ухова.
Любопытно также напомнить то обстоятельство, что ее жилой комплекс на пересечении проспектов Северного и Мориса Тореза, получивший в этом году «золото» в категории «построек», двумя годами раньше, на «Зодчестве-2003» (о чем рассказывалось в № 3/24 «ДиС), был отмечен серебряным дипломом фестиваля по разделу «Проекты». Да и в целом, судя по солидному перечню профессиональных наград, мастерская не испытывает особого дефицита в признании коллегами. Сам ее создатель и бессменный руководитель Вячеслав Орестович Ухов является лауреатом городских, национальных и международных конкурсов, автором более шестидесяти проектов, профессором Российской Академии Художеств.
Жилой комплекс.
г. Сестрорецк, ул. Цемяночная, 4

       Коллектив персональной творческой мастерской Ухова, ведущей отсчет самостоятельной работы с 1990 г.,состоит из выпускников Института им. И.Е. Репина и СПбГАСУ. Ее «профессиональное ядро» представлено ведущими в прошлом специалистами ЛенНИИПРОЕКТа и ЛенЗНИИЭПа. В конце минувшего века мастерская активно занималась реконструкцией исторической застройки, осваивала набиравшую популярность тему загородных домов. Время меняет структуру запросов строительного рынка, и в настоящее время основные усилия и творческий потенциал коллектива сосредоточены в сфере проектирования крупных жилых объектов.
       В. Ухов: Комплекс на углу Северного пр. и пр. Мориса Тореза проектировался в архисложных условиях. Весь участок земли под строительство был перепахан сетями городского значения. На первый взгляд казалось: сделать что-то на этом месте в соответствии с параметрами, которые задал заказчик, практически невозможно. До нас две мастерские на данном участке попросту отказались от проектирования. Но, как ни странно, именно особенности площадки и стали залогом успешного результата. Структуру будущего дома продиктовало место – три блока, которые связаны между собой висящими зимними садами-переходами, получились как следствие трех свободных островов земли. Поначалу заказчик крайне настороженно отнесся к возможностям этого участка. Его беспокоили сомнения, насколько привлекательным для потенциального покупателя окажется само жилье в этом комплексе. Но сомнения исчезли после возведения первой очереди, когда квартиры стали активно раскупаться.
       Второй Золотой диплом был присужден мастерской за проект жилого комплекса на ул. Цемяночной в Сестрорецке. Престижный Курортный район, но и в данном случае участок оказался весьма нетривиальным. Когда-то здесь располагалась овощная база. Сложная география, холмистая местность, пруд… В результате, получился проект «маленького поселения» со своей площадью и внутренней улицей над автостоянкой.

Жилой комплекс
со встроенными помещениями
на пересечении
Северного пр. и пр. М. Тореза
г. Санкт-Петербург
Заказной международный конкурс на застройку коттеджами квартала
в г. Кувейте.
1-я премия

       В. Ухов: Место по совершенно определенным параметрам может впустить или не впустить в себя то, что я проектирую. Поэтому свойство проекта всегда задается местом.
       Требования места определяются его особенностями и свойствами, рельефом, положением внутри города, соседями, наконец. Одно дело – способности архитектора, другое – возможности участка. Лишь когда они соединяются между собой, и начинается как таковой процесс архитектурного творчества. «Возможности» участка – вещь совершенно объективная. Но эту объективность должен услышать и понять совершенно конкретный субъект – архитектор. Если же он не слышит голос места, то у него однозначно не может выйти ничего хорошего – все равно, что у музыканта, лишенного слуха. Все зависит от того, КТО конкретно пришел на это конкретное место. Так сложился генотип Петербурга. Город сформировался стремительно, за очень короткий определенный период. В дельту Невы были призваны выдающиеся архитекторы, которые построили множество замечательных сооружений. Разных, но окрашенных единством величественной Невы, ее дельты с реками, островами, белыми ночами и их сказочными миражами.

Конкурсный проект «Олимпийской деревни»
на Вязовой ул.
в Санкт-Петербурге

       Профессия архитектора, по мысли Вячеслава Орестовича, может быть, самая синтетическая из всех ныне существующих. При этом вести сегодня речь об архитектуре, как о пространстве полноценного приложения способности архитектора – это значит вести речь о сказочной удаче.
       В. Ухов: Мы в большинстве своем занимаемся проектированием, а архитектурой – только в очень отдаленном приближении. Для первого нужен профессионализм, для второй – талант. Профессионализм – не более чем обладание определенными навыками, достаточными, чтобы что-то сделать. Этому можно научить, было бы желание. Архитектуре научить нельзя.
    

Апартамент-отель.
Малый пр. П. С., 14,
г. Санкт-Петербург
Жилой дом
со встроенными помещениями.
Петровский пр., 1,
г. Санкт-Петербург

   Талантливого архитектора среди своих учеников я могу разглядеть практически сразу. Причем по какому-то странному биологическому закону таких студентов всегда набирается одинаковое количество – не более 3–4 на поток – неважно, из тридцати или из ста. И реализуются они в зависимости от того, где и в какое время они востребованы. Сейчас практически всем хватает работы, и в этом отношении наше время можно назвать счастливым. Мы теперь настолько избалованы спросом, что порой можем позволить себе даже отказ от предложения. К тому же сегодня резко возросли строительные возможности. В недавние времена, когда монопольным заказчиком было государство, 80% всего, что проектировалось, шло «в стол». Происходило это в силу совершенно объективных экономических обстоятельств.

       С другой стороны, новый заказчик – это уже конкретное лицо со своими вкусами, капризами и, к сожалению, стереотипами. Листая журналы, рассматривая глянцевые картинки, он нарабатывает у себя ощущение того, что хорошо, а что плохо, и соответственно требует от архитектора действовать в русле этих представлений. Мы вынуждены подчиняться, но зачастую полученный результат не имеет ни малейшей художественной ценности.
       В подавляющем большинстве современный заказчик уверенно разбирается в строительном процессе, но мало что смыслит в архитектуре. Наверное, это естественно для людей, которые занимаются бизнесом, умеют делать и делают деньги. Однако в идеале архитектору, как бы он ни был талантлив, и на какую бы технологическую базу ни опирался, нужен заказчик, который будет мыслить с ним в унисон. По моему убеждению, архитектура – это искусство, которое стоит над проектированием. И называться этим словом может только то, чего еще не было до сих пор, некие прорывы, совершенно по-особому увиденные вещи, заведомо пугающие современного заказчика.

       В прошлые эпохи такое взаимодействие было скорее правилом, чем исключением. Заказы архитекторам исходили от людей достаточно образованных и культурных. Мы пока лишены возможности и удовольствия работать по той схеме. Во всяком случае, в моей творческой практике, за редким исключением, ничего подобного не случалось. Но, думаю, рано или поздно тот самый «идеальный» заказчик непременно появится. Его сформирует само общество. К счастью, и я могу влиять на этот процесс, ежедневно общаясь, высказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу, но, в конечном итоге, ничего не жду, просто работаю в той ситуации, какая есть.

Конкурсный проект застройки квартала 64-а СПЧ
С.-Петербург

   Проектировать и строить в Петербурге всегда было делом большой профессиональной ответственности. В июне этого года в Мариинском дворце состоялось вручение «АПМ Ухова В.О.» Почетного диплома Законодательного Собрания за выдающийся вклад в области городского строительства. Таким образом был отмечен реализованный проект комплекса 8–12–16-этажных жилых домов на Поклонной горе, вышедший в финал конкурса «За лучшее здание, построенное в Санкт-Петербурге в 2004 г.».

       В. Ухов: Наш город очень реален в проявлениях и не разрешает многих вещей в поведении, в том числе и творческом. Москва, допустим, может себе позволить какие угодно эксперименты – она все пережует и проглотит, и в этом состоит ее специфика. Петербург, так уж он был рожден и устроен, – это очень строгое место с совершенно определенными формами существования и четкими правилами игры. Хотя в творческом процессе мы все равно выходим за те жесткие рамки, которые сформировались в Петербурге на генетическом уровне, но при этом каждый из нас обязан оставаться «внутри круга»... Профессионализм очень рационалистичен, в то время как творчество иррационально. И совмещение этих двух полярных вещей как раз приводит к такой формуле построения архитектурной деятельности применительно к нашему городу: «за рамками, но внутри круга».

 

ООО «АПМ УХОВА В.О.»
199034 Россия, Санкт-Петербург,
Университетская наб., 17
(812) 328-2143, (812) 327-4689
[email protected]
[email protected]
http://apmukhov.spb.ru


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>