ШТРИХИ
 К «ПАРАДНОМУ ПОРТРЕТУ»
 НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ХРОНИКИ «Лапин Энтерпрайз»

Ольга Писаренко

       Год, юбилейный для «Лапин Энтерпрайз», среди прочих знаковых событий в реставрационной отрасли, ознаменовался стартом программы «Фасады Санкт-Петербурга». Десятилетие компании пришлось на середину лета, то есть в самый разгар работ по наружной реставрации объектов архитектурного наследия, когда буквально каждый день на счету. В рамках губернаторской программы ей необходимо было восстановить наружную отделку Михайловского манежа (Экзерциргауза), б. Комендантского управления (Ордонансгауза) и Конюшен Михайловского (Инженерного) замка.

Своя судьба и история у каждого из этих трех зданий в самом центре города. Причем все они не только отнесены к разряду памятников федерального значения, но несут довольно существенную функциональную нагрузку и в наши дни. Как в те времена, когда Санкт-Петербург являлся имперской столицей, и Михайловский манеж, и расположенные неподалеку конюшни, и бывшая Комендатура на Садовой ул. продолжают играть роль неотъемлемых деталей парадного портрета и своего рода «символов узнаваемости» города. Сегодня с окончанием первого этапа фасадной программы их внешний облик заметно преобразился. Насколько позволяют судить архивные и иконографические материалы, и, как практически единодушно свидетельствуют специалисты, нынешний вид этих исторических объектов максимально приближен к тому, что замышлялось авторами их первоначальных проектных решений. Реставрация, как правило, дело коллективное, и в реставрации этих зданий приняли участие такие компании, как «Фасадремстрой», «Авентин» и «Фасадреставрация».
       Привести результат любой реставрации в соответствие с оригиналом – задача вполне реальная. Делом профессиональной чести для уважающего себя реставратора всегда считалось и считается подобрать полные аналоги исторических материалов и технологий в обширном современном ассортименте. Если это памятник архитектуры, то наряду с объективным фактором времени и возраста условие реставрационной задачи усложняется характеристиками прежней эксплуатации и спецификой перспективного использования объекта. Другой вопрос, насколько точным и убедительным окажется итог работы? Здесь, как нигде многое, зависит от опыта и знаний, технического арсенала и степени овладения научными методиками. В коллективе «Лапин Энтерпрайз» все перечисленное имеется в достатке.
       Перед началом ремонта состояние каждого из этих объектов, как следовало из архитектурно-реставрационного задания КГИОП, было проблематичным.
       Но когда на здании б.Комендантского управления установили леса, здесь выявилась очень большая кривизна плоскостей несущих стен. Её постарались убрать штукатуркой и шпаклевкой. Правда, до конца исправить этот строительный дефект, то есть полностью «выпрямить» здание оказалось невозможно, потому как отклонения по вертикали и горизонтали между крайними точками доходило до 35 см. Как известно, весь нижний этаж этой постройки, возведенной в 1824-26 гг. по проекту К.И. Росси и А.А. Михайлова-второго, был сделан рустованным. Проверка рустов показала, что все они тоже сильно искривлены. В результате, пришлось просто заново «протягивать» все русты. В дополнение к этим неожиданностям, когда подошли к венчающему карнизу, он весь обрушился. Это опять же потребовало корректировки планов.
       Вообще, в реставрации заранее производить какие-то более или менее точные расчеты сложно – многое меняется по ходу дела.

2005 г.
Михайловский манеж
(Экзерциргауз)
после реставрационного
ремонта фасадов.
Ул. Инженерная, 11,
Кленовая аллея,
Манежная пл., 6
2005 г.
Б.Конюшни Михайловского (Инженерного) замка после реставрационного ремонта фасадов.
Ул. Инженерная, 13,
Кленовая аллея,
Манежная пл., 2

       Сложности, связанные с нетиповыми условиями, возникли при работе на Михайловском манеже. Во-первых, нынешняя функция здания, построенного на рубеже XVIII-XIX вв. (арх. В. Бренна) – выставочный павильон. Кстати, проект соседней также отреставрированной постройки – бывших конюшен – принадлежит этому же архитектору. Пока в Манеже одно за другим шли соответствующие массовые мероприятия, реставраторам никак не разрешали приступить к работе на входах. Во-вторых, всё здание полностью увито виноградом. Чтобы добраться до стен, растения аккуратно опускали, укладывали на землю, а по мере окончания участка работ водружали на прежнее место. Ну и плюс текущая кровля, те же проблемы с кривизной и очень плохое состояние входных дверей…
       Наружная реставрация, которая для «Лапин Энтерпрайз» является одним из основных направлений специализации, ведется компанией не только в масштабах большой программы «Фасады Санкт-Петербурга». В числе ее объектов, где фасадные работы были также успешно осуществлены в этом году, следует назвать здание дачи Клейнмихеля. Этот объект находится на территории архитектурно-ландшафтного комплекса-памятника парк «Тихий отдых» на Каменном острове и относится к произведениям более поздней архитектуры. Его специфика, а, следовательно, и сложность реставрационного ремонта состояли в том, что постройка является показательным образчиком стиля «эклектика», предполагающего многообразие элементов и особое изящество элементов наружной отделки. По его канонам и был «сочинен» реализованный в 1860 г. проект арх. К. Мейбола. Позднее дача в 2-3 этажа с мансардой неоднократно перестраивалась, что заставило реставраторов с особым вниманием отнестись к каждому эпизоду ее почти полуторавековой истории.

Здание Варшавского вокзала в процессе реставрационного ремонта и реконструкции

Сегодня компания «Лапин Энтерпрайз» также занята поэтапным восстановлением всех фасадов Варшавского вокзала. Объект для Петербурга считался заметным и важным во все времена. В будущем, ему уготована не менее интересная судьба. Возможно, с приспособлением под новый многофункциональный торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», вокзал станет примером того, как успешно могут уживаться современная функция с историческим содержанием одного из выдающихся памятников Северной столицы.
       Два корпуса, расположенные параллельно железнодорожным путям и перекрытые общей кровлей, были построены в 1852-53 гг. по проекту арх. К.А. Скаржинского. Правда, необходимость расширения вокзала почувствовалась едва ли не сразу после того, как он заработал. К проектированию был привлечен арх. П.О. Сальмонович, а сама перестройка в стиле неоренессанса с выделением самостоятельных зон отправления и прибытия поездов заняла пару лет с 1858 по 1860 гг. Главный фасад, выходящий к Обводному каналу, был прорезан очень крупными арочными окнами и завершен часовой башенкой. Появилась эффектная металлическая остекленная конструкция со стороны железной дороги. Дебаркадер фланкировали два протяженных корпуса, между которыми были проложены пути. В 1902 г. к центру главного фасада арх. Н.П. Нечаевым была пристроена часовня Христа Спасителя, которую немногим более четверти века спустя, как и полагалось при новой власти, разрушили. По прошествии еще двадцати лет, в 1949 г., на пустовавшей площадке установили очередной памятник Ленину работы скульптора Н.В. Томского. Этим утраты и приобретения советского периода не ограничились. В 1960-х гг. здесь ликвидировали почти весь дебаркадер, а с каждым ремонтом его фасады теряли фрагменты декора. Сегодня ситуация изменилась, и восстановление вокзала относится к числу приоритетных городских проектов.

2005 г. Ордонансгауз (Комендантское управление) после реставрационного
ремонта фасадов.
Ул. Инженерная, 5, ул. Садовая, 3

Ген. директор ‘‘ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ‘‘ А.С. Лапин:
– Для нас реставрация фасадов Варшавского вокзала является интересной и благодарной работой. В данном случае я имею в виду не столько понимание заказчика и также денежную сторону вопроса. Дело в том, что на этом объекте мы получили возможность своим трудом возвратить утраченный и давно забытый облик здания известного всем горожанам, заниматься очень интересным и захватывающем делом. Вокзал серьезно пострадал во время второй мировой войны.
Сразу после победы его однажды капитально отремонтировали и с тех пор больше к нему не притрагивались. Наша нынешняя задача – придать фасаду исторический вид. Архитектурное бюро «Литейная часть-91», работая с архивными фотографиями, сделало эскизы лепного декора, на основании которых специалисты «Лапин Энтерпрайз» воссоздали в историческом материале весь архитектурный лепной декор здания – тот, который никто из нашего поколения уже не видел. Его, между тем, на фасаде было очень много. К тому же, на крыше вокзала имеются неброские башенки – как всегда казалось, в форме простых оштукатуренных кубиков. Так вот, выясняется, они тоже были полностью покрыты лепным декором. И всё это будет восстанавливаться только теперь, спустя более шестидесяти лет.
       У истинного реставратора профессиональный азарт просыпается в тот момент, когда он получает доступ к шедевру. И это как раз тот случай, когда физический размер объекта не имеет никакого значения.

Восточный Кроншпиц
(Сторожевая башня
Галерной гавани
Гребного порта).
В. О., Шкиперский проток, 12а после реставрации

А.С. Лапин:
– За фасад здания Кроншпица мы взялись исключительно из любви к искусству. Когда нам предложили эту работу, было решено: сколько бы денег ни выделили, фирма всё равно за него возьмется. Кроншпиц, архитектурная изюминка петровского барокко, представляет собой микроскопическое строение в 3 этажа, общей поэтажной площадью 40 м2. В свое время Восточный и Западный Кроншпицы закрывали с двух сторон проход через Шкиперский проток в Галерную гавань. Также они предупреждали город о приближающемся наводнении. Когда с залива шла высокая волна, на здании поднимался флаг, просматривающийся с разных точек в городе. То есть, это была своего рода охранно-сигнализационная башня. На протяжении последних десятилетий там находилась небольшая спасательная база. Сейчас строение передано МЧС, значит, по крайней мере, в плане возвращения собственности в историческую принадлежность справедливость уже восторжествовала. А на сегодняшний день принято решение о создании в самом здании Кроншпица музея истории МЧС и нам поручено претворить эту идею в жизнь.

Здание б. Дачи Клейнмихеля
(СПб, наб.реки Крестовки, 12а)
после реставрации

       К Кроншпицу, так же, как и к Варшавскому вокзалу, не прикасались с послевоенных времён, что само по себе позитивно сказалось на памятнике. Когда мы к нему подошли и увидели, что он не тронут частыми косметическими ремонтами, то поняли – нам повезло. Дело в том, что памятники, которые ремонтировались с периодичностью где-то раз в пять лет, как ни странно, сейчас находятся в гораздо более худшем состоянии. Ремонты, не продуманные ни научно, ни технологически, которые еще 10 лет назад почему-то называли реставрацией, во многих случаях уже сыграли свою роковую роль. Фасады, выполненные старой известковой штукатуркой, часто покрывались жесткими цементными растворами и плёнкообразующей краской ПХВ. В этом случае известь начинала «запариваться» – преть и разрушаться. Сама по себе известковая штукатурка очень мягкая и набирает прочность годами, даже десятилетиями. При использовании дышащей силикатной или известковой красок, обеспечивающих нормальную циркуляцию тепла и влаги, точнее, позволяющих фасаду «дышать», она набирает прочность, «каменеет». Таким образом, срок службы такой отделки становится достаточно долговечным, и фасад может простоять без реставрации свыше 10 лет, а быть может, и не один десяток лет. Впрочем, время покажет.

 ‘‘ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ‘‘
 191167, Санкт-Петербург
 Александро-Невская Лавра
 наб. реки Монастырки, д. 1
 телефон 327-2785
 факс 327-0181
 e-mail: [email protected]
 www.lapin.com.ru

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>