Елена Козырева
кандидат архитектуры,
член СА России
и ассоциации
исследователей
Петербурга
СКУЛЬПТУРА
В ПРОСТРАНСТВЕ
ГОРОДА
       Быть или не быть современному искусству в городе? Не на выставках, в галереях и мастерских художников, а в городской среде, в архитектурном пространстве Петербурга. Этот вопрос без преувеличения можно назвать жизненно важным для развития петербургской школы скульптуры и весьма значимым в контексте градостроительного развития мегаполиса, совершенствования качества среды обитания. Современное искусство только начинает осваивать пространство Петербурга. Скульптуру можно увидеть во дворах Невского проспекта, на пешеходных зонах, в жилых комплексах районов новостроек. Одна за другой проходят выставки в музеях и на открытых площадках. Событием становится каждая новая акция «Деревни художников» в Шувалово-Озерках. Каким видится будущее современной скульптуры, каковы пути ее взаимодействия с архитектурой, исторической средой, развитием города? Свой профессиональный взгляд на проблему высказали мастера петербургской школы скульптуры.

       Перспективы развития, заложенные в новом Генеральном плане, позволяют говорить о значительных по масштабу и динамике градостроительных процессах, которые существенно изменят облик Санкт-Петербурга. Речь идет как о модернизации сложившейся среды, так и о создании ее новых типов, ориентированных на высокие социальные стандарты и критерии качества жизни, новейшие технологии и методы архитектурного формообразования.
       Новыми звеньями градостроительной системы и архитектурного образа города станут жилые районы с разным характером застройки, многофункциональные общественно-деловые зоны, «Морской фасад», скоростные магистрали, преобразованные промышленные территории и современные производственные комплексы. Особое значение приобретает развитие «зеленого каркаса»: существующую систему городских садов, парков, бульваров и скверов дополнят современные рекреационные объекты как в границах урбанизированных территорий, так и на основе природного ландшафта.
       Концепцией сохранения и развития центра Санкт-Петербурга наряду с охраной и регенерацией культурного наследия рассматриваются перспектива использования огромного потенциала развития, присущего городской исторической среде. Благодаря реконструкции зданий и кварталов, повышению комфорта и статуса территорий, включению в их структуру современных объектов, среда должна обогатиться новыми качествами, не утратив при этом уникальных свойств морфологии и эстетики. Инвестиционная и туристическая привлекательность, укрепление имиджа города как крупнейшего центра культуры, открытого Европе и миру – благоприятные факторы сохранения традиционных ценностей и развития сферы искусства.

       Евгений Ротанов
       Заслуженный художник России. Закончил факультет скульптуры ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в 1965 г. За более чем 40 лет творчества проявил себя великолепным мастером монументальных и станковых композиций. Автор мемориала воинам, погибшим в Афганистане, скульптур «Новый век», «Мечтатель», оригинальной композиции «Дом Раскольникова». Участник многочисленных выставок, международных симпозиумов по скульптуре. Его работы хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и других национальных собраниях.

       Несколько лет скульптор работает над образом Александра Блока. Разным и неожиданным пластическим решениям автору удалось придать неповторимое «петербургское звучание».
       Проекты и творческие идеи Ротанова, представленные на недавней выставке в Музее городской скульптуры, нашли поддержку в профессиональной среде и стали предметом внимания общественности:
       – Сейчас скульптура отделена от архитектуры, поэтому часто ретроспективна и говорит языком XVIII века. Тем не менее, родились они рядом. Архитектура – лицо времени, она должна задавать стиль, создавать пространство, определять цель. Задача скульптуры – выражать идею, пластический образ. Для ее развития важно происходящее в архитектуре: новое мышление, свежие направления… Я за взаимосвязь. Скульптура, созданная вместе с архитектурой – это особое качество.
       Современное пластическое искусство, если оно достаточно убедительно, имеет право существовать и в старой части города. Особая острота формы и образа проявляется на грани современной и исторической архитектуры.
       Последний вариант скульптурного образа Блока – идущий поэт, «вестник», несущийся навстречу ветру. Это очищенная метафора, символика, воплощение «мифа Петербурга». Образ навеян самим местом: «блоковский» дом, призрачные улицы, Новая Голландия. Привязка к архитектуре второй сцены Мариинского неслучайна: скульптура может «материализовать» переход от нового к старому. Поможет общность стилистики и световые решения. Скульптура задумана не как памятник, поэтому пьедестал ей не нужен. Пластическая форма будет вырастать из земли, выстраиваться, как архитектура, станет частью пространства и окружения…
Модель скульптуры «Блок» Е. Ротанова


       Каким бы высоким ни было качество архитектуры, благоустройства, технического оснащения городской среды, современное искусство занимает особую «нишу». Лучший пример этому – европейские города, где public art на улицах, площадях, в жилых кварталах, культурных, деловых и торговых центрах, в садах и парках является значимой частью жизни, культурным достоянием всего городского сообщества. Средовые формы искусства разнообразны: стационарные объекты, временные и сменные экспозиции, арт-инсталляции, парки скульптуры. Необходимым же условием осуществления его социальной миссии является политика городских властей, поддержка со стороны бизнеса, активная позиция муниципального управления и горожан. Между обществом и искусством установлены взаимовыгодные связи, эффект от которых проявляется и в гуманитарной, и в экономической сфере.
       Включение художественной составляющей в проекты жилых и общественных зданий, благоустройство и ландшафтную организацию территорий, формирование современного образа магистралей, пешеходных зон, объектов культуры и отдыха существенно повышает ценностный статус и социальную привлекательность среды. Это не может не представлять интереса для развития рынка строительства и недвижимости, крупных городских и инвестиционных проектов.

 

       Сергей Борисов
       За 10 лет после окончания отделения скульптуры СПбХПА его произведения были представлены на многих выставках в России и за рубежом, среди которых – «Абстракция в России. ХХ век» в Государственном Русском музее, две персональных экспозиции Open Air на Малой Конюшенной. Работы Борисова находятся в собраниях музеев и частных коллекциях России, США, Италии, Германии.
      
      
 Название последней выставки «Другая скульптура Сергея Борисова» в Музее городской скульптуры отражает философию творчества автора и проблему современного искусства. Нефигуративная пластика требует подготовленного зрителя. В нашем городе она все еще является «другой», реакция на нее в городской среде неоднозначна. Однако опыт выставочного и «открытого» экспонирования абстрактной скульптуры Борисова вызвал большой интерес и стал заметным событием.  
– Почти вся историческая скульптура в городе – мировые шедевры, и как безукоризненно точно она расставлена. Дальше по времени все хуже – не всегда то и не совсем там. Ощущается некий оттенок остаточного принципа… Настало время вновь поднять планку до мирового уровня.
 Главным средством выражения скульптуры как искусства является форма. Можно бесконечно двигаться по замкнутому кругу, но иногда стоит задаться вопросом, а где же terra incog­nita? Монументальная пластика осознается как желание коммуникации. Нужно искать новую форму, стремясь расстаться с привычным взглядом на вещи… Удачно найденная форма изменяет образное восприятие и способна повлиять на представление о мире.
Выставка скульптуры
С. Борисова
на Малой
Конюшеннойулице


       Петербуржцы – консервативные и взыскательные зрители. Каждый памятник и новый архитектурный объект, особенно в историческом центре, неизбежно становится предметом полемики. Ориентирами служат традиции, наследие, эталоны стиля.
       Концепция «синтеза искусств» наиболее полно проявила себя в эпоху высокого классицизма, послужив созданию всемирно известных образцов скульптурной пластики, которая масштабом, образом, стилистикой включена в архитектурно-пространственное целое. Каноны композиции, античные образцы и атрибутика, бронза, мрамор, гранит – классический арсенал средств. Скульптура стала частью парадного портрета города, «официальной персоной» и символом имперского величия столицы.

       Дмитрий Каминкер
       Выпускник отделения архитектурно-декоративной скульптуры ЛВХПУ им. В. И. Мухиной 1973 г. Произведения, созданные им в различных формах пластики, экспонировались более чем на 20 выставках в России и за рубежом, в том числе – на 4-х персональных. Скульптор активно участвует в архитектурных симпозиумах, мастер-классах. Его фантастические скульптуры-мегалиты из дерева и камня превосходно сочетаются с современной архитектурой, органично вписываются в ландшафт.
       Работы Каминкера находятся в коллекциях Русского музея, Третьяковской галереи, других отечественных и зарубежных собраниях, скульптурные композиции – установлены в Дании, Германии, Великобритании. Особыми «знаками места» в Петербурге стали его «Гребец» на Суздальском озере, «Глашатай» и «Слепой» на Большой Московской улице.
       – Скульптуру в городе нельзя просто взять и поставить. Помимо создания собственно пластического объекта, автору необходимо решить еще три вопроса: создать своего заказчика, среду и зрителя. Горожане болезненно реагируют на вторжение в пространство их улицы, их города. Они вправе задать вопрос – а зачем это? Общественное сознание надо воспитать, подготовив к пониманию, принятию скульптуры.В датском городе Хольстенбро наши идеи скульптуры для комплекса Конгресс-холла сначала вызвали протест.
Мы работали с разными общественными группами, объясняли, что это украсит город, привлечет туристов. Много значила организация открытия: в целой театральной постановке со своим сюжетом с удовольствием участвовали и взрослые, и дети.
Скульптура «Слепой»
Д. Каминкера
на улице Правды
На нашем проекте группа молодых датских менеджеров проходила практику внедрения нетривиальных идей в общественное сознание.Кстати, в Дании действует забытый у нас коэффициент выделения на искусство части стоимости строительства.
       На выставке в Университете штата Мичиган, названной «Мини-монументализм», были выставлены 56 наших с сыном маленьких скульптур, а к ним приложены картинки с примерами их возможного «применения» в реальных ситуациях. Это вызвало интерес и оказалось очень полезно.
       Творчество должно развивать, расширять сознание, учить мыслить более широкими категориями. Скульптура вносит в архитектурную среду то самое «лица необщее выражение», от которого становится интереснее жить.
       Своего «Гребца» сначала я хотел установить в современной застройке: кусок дикой природы, дна древнего моря, вышедший на поверхность среди рафинированной архитектуры… Но скульптура хорошо прижилась на своем нынешнем месте, на берегу озера. Здесь она постепенно становится частью природы. Своего воплощения в архитектурном пространстве города ждут новые идеи: «Авиакентавр (человек-самолет)», «Мегалитическая бабочка», «Рыба-часы», «Скульптура-скамья»…


       В тени высоких категорий «памятник» и «монумент» в Петербурге есть и традиция «непарадной» скульптуры со своей средой – мир дома, усадьбы, сада, особняка. Петровская эпоха положила начало «паркам скульптуры». В архитектуре периода стилизаторства скульптурное оформление фасада стало своеобразным знаком дома, украшением, свидетельством социального престижа. Эпоха модерна дала мощный импульс «синтезу искусств» как преобразующему началу, воплощению эстетической целостности архитектуры и жизни. Ансамбли дворов-курдонеров начала прошлого века – примеры действительно комплексного подхода к организации среды, где формообразующая роль в значительной мере принадлежит искусству.
       При всем этом трудно согласиться, что современное искусство чуждо нашему городу и, разрушая архитектурное единство, ведет к конфликту. Вопрос в профессионализме, чувстве контекста, художественном совершенстве. Острая новизна формы и образной трактовки, универсальный лаконизм в исторической среде зачастую более убедительны, звучны, нежели стилизация и тиражирование классических образцов.
       Да, резервы центра (прежде всего, охранной зоны) для крупных пластических доминант в значительной степени исчерпаны. Памятник в исторической среде требует особенно тщательной градостроительной, историко-топонимической привязки. Однако есть места, где ситуация не завершена, где возможно и необходимо преобразование, новое строительство. Здесь современная скульптура может стать связующим элементом между историей и архитектурной новацией.
       В интерьере кварталов, в небольших скверах, камерных городских пространствах вполне органично существование пластики «малых форм». Уникальное поле для творчества – брандмауэры зданий. Эстетическая «реабилитация» дворов доходной застройки представляется одним из наиболее перспективных направлений средового творчества в историческом центре.
       В том, чтобы современное искусство было доступно, востребовано и являлось одним из приоритетов развития городской среды, велика роль культурных программ. Общественное продвижение проектов, профессиональное освещение в СМИ и достойная реклама, циклы выставок и творческих семинаров, координация деятельности архитекторов, художников, жителей, застройщиков, инициативных групп – систему поддержки искусства надо осваивать и развивать.
       Автор и редакция благодарят Музей городской скульптуры и Региональный архитектурно-художественный Фонд за предоставленные фотоматериалы

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>