АРХИТЕКТУРА. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

СКРОМНЕЕ, НО
СО ВКУСОМ

 

БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН ПЕТЕРБУРГ НА
ФЕСТИВАЛЕ «ЗОДЧЕСТВО-2005»

 

 

 

 

 

 

 

Ирина Радченко

      

       Довольно примечательно, что организаторы XIII Международного архитектурного фестиваля в Москве приняли решение провести его в ЦВЗ «Манеж», недавно полностью восстановленном и подвергшемся серьезной реконструкции после памятного прошлогоднего пожара. Вопреки скептическим оценкам, отстроенный фактически заново, хотя и в точном следовании идеям первоначального замысла, выставочный комплекс сумел поразить воображение видавших виды представителей отечественной и зарубежной архитектурной общественности. Неудивительно поэтому, что результаты этой крупномасштабной и даже для столицы столь быстро выполненной работы удостоились одной из высших наград фестиваля. На последнем «Зодчестве» большая группа московских архитекторов, реставраторов, конструкторов и инженеров, занимавшаяся проектом под руководством А. Кузьмина, получила Золотой диплом в номинации «Общественные комплексы, здания, сооружения» по разделу «Постройки». В рамках «Дня Москвы» на фестивале состоялась конференция и была представлена специальная экспозиция «Возрождение Манежа», отразившая основные исторические вехи от закладки первого камня 12 мая 1817 г. до последней реставрации и приспособления здания к современному использованию.

Петербург на фестивале «Зодчество-2005». Проект жилого комплекса по ул. Цемяночной, 44, в Сестрорецке
(арх. В. О. Ухов, ГИП Н. П. Ухова, при участии арх. Д. В. Копылова). Золотой диплом в номинации «Жилые дома» по разделу «Проекты»

      Фестиваль продлился четыре дня с 20 по 23 октября, и в общей сложности в смотре лучших архитектурных произведений 2003–05 годов на нем было представлено 276 работ, в том числе 160 проектов и 116 построек. Более 60 мастерских приняли участие в выставке-конкурсе творческих архитектурных коллективов.
       На этот раз среди трех десятков масштабных экспозиций, развернутых в самом крупном тематическом разделе фестиваля «Архитектура и градостроительство регионов и городов России», санкт-петербургской не оказалось. Градостроительную тематику Северо-Западного Федерального округа раскрыли на своих стендах Ленобласть и Республика Коми.
       Поделиться своими впечатлениями от состоявшегося фестиваля, отметить некоторые наиболее характерные тенденции и особенности современного архитектурного процесса мы попросили вице-президента Санкт-Петербургской организации Союза архитекторов России Олега Сергеевича Романова:
       – Первое, что обратило на себя внимание по всем номинациям, на этом фестивале значительно заметнее было представлено архитектурное творчество российских регионов. Прежде на «Зодчествах», как правило, доминировали три команды: Москва, Петербург и Нижний Новгород. В этом же году география фестиваля значительно расширилась. Такое обстоятельство в своих выступлениях и комментариях не мог не подчеркнуть и президент национального Союза архитекторов Ю. Гнедовский.
       Что касается молодежного архитектурного конкурса, жюри которого было доверено возглавить мне, то здесь, напротив, наблюдается не самая приятная ситуация. Во-первых, с каждым годом в номинации «Молодые архитекторы» почему-то представляется все меньше проектных и реализованных разработок. Вероятно, существует некая взаимосвязь этой тенденции с тем, что сегодня более или менее способная молодежь обычно работает «под мастером». Поэтому «созревание» талантов происходит как бы в тени чьих-то известных имен. При таком положении вещей начинающему автору и в организационном плане бывает весьма непросто выделиться, показав, на что он способен. С другой стороны, конкурировать с маститыми коллегами на равных даже самостоятельному молодому архитектору чаще всего бывает нереально – несопоставимы размах, объемы, значимость объектов. Тем не менее, происходит своего рода жонглирование, и работы молодежи проходят как по своей, так и по «взрослой» номинации. В итоге получается, что из конкурса молодых архитекторов в рамках фестивалей «Зодчество» все больше выхолащивается истинный смысл, он становится искусственным и вряд ли имеет смысл его продолжение в прежнем формате. Обсудив положение, мы с коллегами по жюри пришли практически к единодушному выводу, что в данной номинации в дальнейшем стоит ограничить круг конкурсантов и рассматривать исключительно студенческие работы. Кстати, подобный опыт был опробован в этом году на нашем петербургском конкурсе «Архитектон». Причем это могут быть не только проекты как таковые, но также живопись, графика и т. д. В этом случае мы будем обязаны оценивать не только архитектурную составляющую, но и в целом творческий портрет будущего мастера. В то же время, есть, наверное, рациональная идея в предложениях проводить в национальном масштабе отдельный молодежный архитектурный фестиваль независимо от «Зодчества». Надеюсь, что оргкомитет согласится с этими инициативами нашего жюри.

Петербург на фестивале «Зодчество-2005». Жилой комплекс на пересечении проспектов Мориса Тореза и Северного (арх. В. О. Ухов, ГИП Н. П. Ухова, гл. констр. С. Н. Сотников при участии арх. Д. В. Копылова). Золотой диплом в номинации «Жилые дома» по разделу «Постройки»

       К слову, главные награды «Зодчества-2005» в конкурсе начинающих архитекторов опять же достались «провинции». Столицы здесь были представлены крайне скудно, Москва – одним коллективом, а Петербург, к нашему общему стыду, не показал ничего вообще. И в целом Питер выглядел на фестивале этого года несколько скромнее, чем обычно – во всяком случае, по числу привезенных проектов и реализаций. Хотя радует, например, тот факт, что различных дипломов «Зодчества» удостоились именно те работы, которые незадолго до этого были отмечены на нашем «Архитектоне». Это тем более важно, что для фестивального жюри информация обо всех прежних, в том числе региональных наградах того или иного проекта либо же коллектива обычно является закрытой.
       Думаю, что присуждение Российской национальной премии «Хрустальный Дедал» авторам Государственного центра современного искусства на Зоологической ул. в Москве (арх.  М. Хазанов, М. Шангин, М. Реброва, М. Миндлин, констр. Н. Канчели,
М. Митюков, Ю. Цветков, инж. Н. Николаева) можно считать очень справедливым выбором фестивального жюри. Мне удалось побывать на этом объекте еще до официального подведения итогов и церемонии награждения и, так сказать, лично убедиться в архитектурных достоинствах этого реализованного проекта. По московским меркам он невелик, и, мало того, познакомившись только с тем, как он выглядит на картинках, трудно его понять и оценить. Может показаться, что это не более чем заурядное сочетание «хайтека» с ретро-элементами. Другое дело – увидеть эту постройку в реальности. От себя бы добавил, немалая заслуга в том, что именно это здание признано лучшей российской постройкой 2003–2004 гг., принадлежит не кому-то, а как раз таки конструкторам. Правду сказать, после трагедии с обрушением аквапарка Н. Канчели сделали этаким «стрелочником, отдали под следствие, принялись нещадно и, возможно, незаслуженно обвинять и критиковать. Однако, если бы не те конструктивные решения, которые были под его руководством предприняты при проектировании Центра современного искусства, тот мог выглядеть весьма лапидарно.

    

Петербург на фестивале «Зодчество-2005». Жилой дом на Невском пр., 137 (арх. Е. Л. Герасимов , С. Д. Меркушева,
К. В. Смирнов).
Золотой диплом в номинации «Жилые дома» по разделу «Постройки»

Петербург на фестивале «Зодчество-2005».
Проекты жилого дома со встроенными помещениями и автостоянкой на ул. Аврова в Петродворце и жилого дома с полузаглубленной автостоянкой и встроенными помещениями на ул. Графтио (арх. С. И. Орешкин – рук., Р. В. Андреева – ГАП, Т. Б. Коваленко,
А. Ю. Беспалов, констр. В. А. Ровинский). Бронзовые дипломы в номинации «Жилые дома» по разделам «Проекты» и «Постройки»

Петербург на фестивале «Зодчество-2005». Многофункциональный коммерческий комплекс на Казанской ул. (АНО «Рейнберг. Шаров. Архитектурная мастерская»,
арх. М. А. Рейнберг и А. Г. Шаров).
Серебряный диплом в номинации «Общественные здания, сооружения, комплексы» по разделу «Постройки»
Петербург на фестивале «Зодчество-2005». Проекты Парка в квартале 19б по ул. Джона Рида и Сквера на Каменноостровском пр., 5
(гл. арх. Г. Л. Шолохова, арх. А. Ю. Шолохов, при участии Ж. М. Вержбицкого).
Серебряный диплом в номинации «Ландшафтная архитектура, малые архитектурные формы и городской дизайн»

Петербург на фестивале «Зодчество-2005». Проект Внутреннего сада Фондохранилища Государственного Эрмитажа в Старой Деревне (арх. Н. Трофимова, С. Трофимов).
Золотой диплом в номинации «Ландшафтная архитектура, малые архитектурные формы и городской дизайн»

По результатам выставки-конкурса «Лучшие архитектурные коллективы и мастерские» Серебряный диплом фестиваля «Зодчество-2005» был вручен Российскому Государственному НИИ Урбанистики. Кроме того, в различных конкурсных номинациях этот петербургский институт (бывший «Ленгипрогор»), выступающий с начала 2005 г. в роли головного проектного учреждения Росстроя, удостоился еще шести Дипломов Союза архитекторов России.
       Творческий смотр архитектурных мастерских принес Петербургу еще одну почетную награду. Диплом СА был вручен бюро «А.Лен», работающему под руководством С. Орешкина. Этот же коллектив, кстати, получил одновременно два Бронзовых диплома фестиваля в номинации «Жилые дома» по обоим разделам – и «Проекты» и «Постройки». Не остались без внимания работы наших архитекторов в сфере проектирования «Общественных зданий, сооружений и комплексов». В данной номинации Серебряный диплом получило АНО «Рейнберг. Шаров. Архитектурная мастерская» за Многофункциональный коммерческий комплекс на Казанской ул.
       Еще один «дубль», но в этом случае Золотых дипломов, увезла из Москвы другая петербургская мастерская. Фестивальными наградами такого достоинства были отмечены жилые комплексы на ул. Цемяночной, 44, в Сестрорецке (как «проект»), а также на пересечении Северного пр. и пр. Мориса Тореза (как «постройка»). Обе работы были представлены мастерской обладателя гран-при питерского конкурса «Архитектон» этого года В. Ухова. Золото «Зодчества-2005» получила также еще одна жилая постройка Петербурга – дом на Невском пр., 137, проект которого был создан в архитектурной мастерской Е. Герасимова.
       Более чем достойно выглядели петербуржцы и на выставке-конкурсе «Ландшафтная архитектура, малые архитектурные формы и городской дизайн». Здесь Золотой диплом фестиваля был присужден авторам Внутреннего сада Фондохранилища Государственного Эрмитажа в Старой Деревне С. и Н. Трофимовым. В свою очередь, в той же номинации «Ландшафтная архитектура» Серебряного диплома удостоились архитекторы Шолоховы за проекты «Парк в квартале 19б по ул. Джона Рида» и «Сквер на Каменноостровском проспекте, 5».
       В рамках «Зодчество-2005» прошел ставший уже традиционным Конкурс на лучшее печатное издание об архитектуре и архитекторах. Из петербургских авторов и изданий Дипломами Союза архитекторов были отмечены А. Жук за книгу воспоминаний о Великой Отечественной войне «Начало», Б. Кириков за монографию «Александр Дмитриев», рецензия на которую была представлена в нашем прошлом номере, а также журнал «Зодчий. XXI век». Авторский коллектив в составе С. Семенцова, А. Марголиса, О. Красниковой, Т. Мазур, Т. Шрадер, работавший над книгами «Санкт-Петербург. Планы и Карты» (СПб, Карта, 2004), «Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века» (СПб, Эклектика, 2004) и «Санкт-Петербург и Ингерманландия в архивах Швеции. Швеция в архивах Санкт-Петербурга» (СПб, Эклектика, 2005), получил Бронзовый диплом фестиваля.
       Разделы «Градостроительство. Архитектура. Проектирование» и «Эстетика городской среды» этого номера во многом посвящены деятельности творческих коллективов нашего города, ставших дипломантами «Зодчества-2005». Ведь именно благодаря им Петербург сохраняет репутацию культурной и, если угодно, архитектурной столицы России. Поэтому в представлении своих идей и проектов не только ограниченному кругу коллег, но и самой широкой читательской аудитории есть прямой резон. Здесь мы имеем дело с тем случаем, когда излишняя «скромность» может только навредить общим интересам сохранения и совершенствования архитектурного облика северной столицы.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>