Кира Моржухина СТИЛЬ, ГАРМОНИЯ
И БИЗНЕС
   
       Кроме того, что архитектура, по определению, является искусством, она, хотим мы того или нет, все больше наделяется чертами бизнеса. Следовательно, в этой профессиональной сфере неизбежно присутствуют определенные компромиссы, борьба или «за», или «против», считает руководитель архитектурной мастерской Б. Г. Гришко. Как бегун или пловец должны постоянно тренироваться, чтобы достичь высочайшего результата, так и архитектор должен доказывать всем – и не в последнюю очередь себе самому – собственную творческую состоятельность. «ДиС» уже не однажды рассказывал о работах коллектива, который возглавляет Борис Григорьевич. Последняя публикация была посвящена 15-летию мастерской и прошла в первом номере этого года. Продолжая разговор с архитектором, чье имя для Петербурга стало не только знаком определенного стиля, но и в известной степени символом творческого успеха, мы вернулись и к «вечным» профессиональным темам, и к реально воплощенным проектам, вновь вели речь об идеях и открытиях, поиске и решениях.
Коллектив архитектурной мастерской
Б. Г. Гришко. Декабрь 2005 г.


НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОКРАИН

       Узнаваемость мест, даже если здесь вы никогда не бывали, происходит по известным символам. Для Парижа это – Эйфелева башня, в Сиднее, к примеру, – оперный театр… В этом смысле Петербург никак не назовешь обделенным, его центр насыщен такими знаками места. А периферия? До недавних пор она формировалась по неким стихийным законам, совершенно отличным от тех, которым была подчинена упорядоченная философия развития центральной части мегаполиса.
Б. Гришко:
– Начиная со средних веков, многие города росли рядом с крепостями. Постепенно к оборонительной функции замков добавлялись новые: те становились центрами поселений с развивающейся цеховой инфраструктурой – торговлей, ремеслами. По таким же, в общем, законам развивался и Петербург.
       Тем не менее, сегодня пришло время задуматься не только над экстенсивным расширением городских границ, но и о придании самому понятию «город» нового эстетического образа и социального звучания. Возьмем то, что находится за пределами исторического и географического центра. Сегодняшние окраины остро нуждаются в знаках индивидуализации, доминантах. Согласитесь, в типовых постройках вырастают «типовые» жители. И кто как не мы, архитекторы, можем исправить ситуацию, помочь преодолеть эту пагубную закономерность?
       Как бы веско ни звучали аргументы противников высотного строительства, в сегодняшних условиях дороговизны участков и дефицита инженерных мощностей ничего оптимальнее пока не изобретено. Оно обосновано и с точки зрения организации пространства. Высотная застройка решает проблему ориентации в городской среде. Соперничать с корифеями архитектуры, строя «высотки» в центре города и не нарушая при этом гармонии и исторических традиций, сложно, да и вряд ли имеет смысл. Самый широкий простор для архитектурного эксперимента в этой сфере способна обеспечить окраина.

Малоэтажный элитный жилой комплекс по адресу
Санкт-Петербург, ул. Сегалева, д. 10а–12а.
Авторы: архитекторы Б. Г. Гришко, Г. Б. Иванов,Е. В. Щербинина

       Философию Петербурга архитектурного создавали талантливые зодчие, причем зачастую они продолжали дело предшественников, не нарушая их замыслов, сохраняя стиль как постройки, так и места. Динамика развития архитектуры сегодня, как и всегда, определяется уровнем технического развития общества. Сейчас, когда зодчество становится фокусом, точкой отражения традиций и модных веяний, сложившихся представлений о материалах и новейших технологий, устоев петербургской школы проектирования и требований рынка, эта взаимосвязь особенно ощутима.

Многоэтажный жилой комплекс «Пулковский пасад» по адресу Санкт-Петербург,
Пулковское шоссе, д. 30, лит. К.
Авторы: архитекторы Б. Г. Гришко, Г. Б. Иванов, Т. А. Медведева, В. В. Олейник, Д. Г. Васильев, О. В. Веселова, Е. В. Щербинина, конструктор В. В. Олейников и главный инженер проекта В. А. Хачатрян

Б. Гришко:
– Архитектура должна будить позитивные эмоции. Ее лучшие произведения отличает единство внешней формы и внутреннего назначения. Вспомните храм царицы Хатшепсут в Луксоре или наш Екатерининский дворец, или Дом Кауфмана над водопадом Ф. Л. Райта. Их величие и великолепие проявляется как результат объединения в стройную систему множества элементов, и особенно таких, как значимость и функция. Мало того, архитектурный шедевр воспринимается таковым, исключительно став частью окружающего естественного и искусственного ландшафта. Хрестоматийным образцом такого органичного ансамбля природы, построек и назначения является Петродворец.
       Создаваемые моими коллегами проекты комплексов как жилого, так и социально-культурного назначения, должны быть воплощены в функциональных, гармоничных строениях, которые становятся доминантами территорий новой застройки, способны задать тон городской среде, превратить ее из индифферентной в адекватную современным человеческим запросам. Существует масса инструментов и испытанных приемов, которые позволяют добиться этого эффекта.

 

ВОПРЕКИ СТЕРЕОТИПАМ

Многоэтажный жилой комплекс
на Комендантском пр.
Авторы: архитекторы Б. Г. Гришко, О. А. Иванова, Д. Ю. Кожин

       Проект комплексной застройки в районе озера Долгое. По замыслу авторов, это многосекционный дом, связывающий Комендантскую пл. с Долгоозерной ул., располагаясь вдоль Комендантского пр. и оформляя магистральное направление. Другая особенность этой проектной разработки состоит в том, что она синтетически отражает всю совокупность потребностей будущих домовладельцев. На этом примере архитекторы успешно доказывают, что совместить унифицированность технологий панельного домостроения с индивидуальной архитектурой вполне реально.
       Комплекс на Комендантском – это около 125 тыс. м2 площади, на которых будут размещаться 1940 квартир с индивидуальной планировкой, плюс встроенные помещения, подземный гараж, и вся развитая современная инфраструктура.
       Сам проектный эксперимент заключается в том, что в составе комплекса из пяти 16-этажных панельных корпусов 121 серии и двух кирпично-монолитных доминант в 20 и 25 этажей соблюдается принцип сочетания жилья и доступного, и бизнес-класса, и элитного. Большое внимание уделено не только объемно-планировочному решению дома, функциональному и визуальному взаимодействию элементов его наружной архитектуры (остекленные экраны балконов, лоджий, карнизы, пилястры) и внутренней отделке, но и благоустройству прилегающих территорий.
Б. Гришко:
– С вводом в строй этого жилого комплекса должна трансформироваться градостроительная и социальная нагрузка района в целом. Вероятно, будет меняться и прежнее восприятие «спального» района не только самими домовладельцами, но и всеми горожанами. А не это ли одна из основных задач архитектора: инициировать развитие мысли, создавая новые образы?..
       Сочетая два типа секций, производимых «Гатчинским ДСК», мы добились такого эффекта, что далеко не всякий поймет: перед ним обычный панельный серийный дом. Мы первыми решили применить сочетание Т-образной и рядовой секций, и это позволило увеличить количество квартир в полтора раза. Дом-квартал обозначен двумя несиметричными, но стилистически похожими 25-этажными башнями, в которых расположены квартиры классов «эконом», «комфорт» и «люкс».

       Строительство другого жилого комплекса по проекту мастерской Бориса Григорьевича под уже достаточно известным в Петербурге брендом «Пулковский Посад» сегодня ведется на пересечении Пулковского ш. и Дунайского пр. Это 14 корпусов различной этажности (9 панельных 121 и 137 серий и 5 кирпично-монолитных), которые образуют единый удобный внутренний двор. Общая площадь комплекса – около 150 тыс. м2, и также более 2000 квартир.
       Пожалуй, ключевым объектом «Пулковского посада» выступает здание школы. Сотрудники архитектурной мастерской солидарны со своим руководителем в том, что развитие жилых кварталов должно происходить комплексно, с учетом меняющейся социально-адаптационной среды, и что индивидуальность необходимо воспитывать, потому всегда подходят к строительству творчески.

ДА БУДЕТ ПАРК!

       В середине ноября на заседании секции ландшафтной архитектуры КГА был заслушан доклад Б. Г. Гришко на тему «Центр семейного отдыха в Стрельне – Балтийский парк».
       Согласно концепции, разработанной в архитектурной мастерской, предусматривается превратить территорию размером 107,4 га в благоустроенную туристическую территорию. Здесь разместятся несколько тематических зон со своими доминантами. Во-первых, необходимо восстановить Львовский дворец, находящийся в плачевном состоянии. Впоследствии здесь могли бы расположиться музей пожарного дела в память об энтузиасте и организаторе первых пожарных дружин кн. Львове, а также администрация парка. Территорию намечено оснастить необходимой инфраструктурой, максимально благоустроить и озеленить.

Центр семейного отдыха «Балтийский парк».
Авторы: архитеторы Б. Г. Гришко, Г. Б. Иванов, Д. Ю. Кожин, Т. Н. Макаревич

       Также на частично осушаемой, частично намываемой территории побережья предполагается выстроить музей этнографии стран региона Балтийского моря. По планам, это будет грандиозное сооружение, впечатляющее не только масштабами, но и детальностью проработки, широтой творческой мысли, полетом фантазии. В нем представят свои экспозиции Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Швеция, Финляндия, Эстония.
       С музейно-познавательной инфраструктурой Балтийского парка семейного отдыха будут органично сочетаться городок аттракционов, расположенный рядом с автодромом, международный молодежный культурный центр и летний театр.
       Идеологами и организаторами проекта выступили АНО «Свет надежды», НПО «Царское Село», Славяно-Американский фонд культурного наследия (США), фонд «Ортайд» (Финляндия), международная общественная организация «Фонд защиты детей», Международный благотворительный христианский фонд, международный фонд «Твой дом» (Россия) и ряд других неправительственных организаций.

База отдыха «Царская рыбалка».
Авторы: архитекторы Б. Г. Гришко, Г. Б. Иванов, Н. А. Давыдова, конструктор В. В. Олейников, главный инженер проекта В. А. Хачатрян

Б. Гришко:
– По масштабам, размаху, разнообразию предложений это будет едва ли не крупнейший в Европе парк такого рода. На южном берегу Финского залива можно создать привлекательную для наших и иностранных туристов рекреационную зону, посетив которую можно не только отдохнуть, но и получить уникальные знания о культуре, искусстве, жизни стран Балтийского моря.
       Сегодня получено разрешение на дальнейшую разработку проекта, концепция которого выстроена с учетом интересов будущих поколений.

АРХИТЕКТУРА ЭТО…

Б. Гришко:
       – …Искусство и философия, наука и техника, собранные воедино. Сегодня архитектура получает новые импульсы для следующего витка развития. Архитекторы как представители творческой профессии не просто могут, но и обязаны влиять на повышение общего культурного уровня соотечественников, с уважением относясь к традициям, понимая стилистические и этические требования, осознавая свой потенциал. Но для этого необходимо развивать национальную школу архитектуры, выявлять и растить новых талантливых зодчих. Убежден, реализованные устремления нынешней молодежи составят славу российской архитектурной школы в самом недалеком будущем. Нужно лишь давать ей возможность участвовать в интересных и открытых конкурсах.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>