Ю. И. Курбатов, член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры, профессор

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. ВЕКТОР АРХИТЕКТУРНОГО ПОИСКА

Коллектив Творческой
архитектурной мастерской
В. А. Гаврилова. 2005 г.

...Только вместе мудрый
заказчик и достойный архитектор
могут создать
«...разумное,
доброе, вечное»...

В. А. Гаврилов

       Пожалуй, самым эмоциональным на II Всероссийской конференции «Сохранение историко-культурного наследия России» стало выступление архитектора Гаврилова. Его главный смысл: хотите объединить людей разных конфессий и убеждений – сохраняйте музеи, создавайте новые. Именно они являются самым мощным средством для формирования национального самосознания, определения национальной идеи. Во всем мире резко активизировался процесс развития и создания современных музейных комплексов. В Мексике, например, за 20 лет открыто 500 музеев. Жан Кокто сказал: «В какое странное время мы живем – музеи превращаются в храмы, а храмы в музеи».
       Музейная отрасль нашей страны, что в особенности характерно для регионов, сейчас находится в бедственном положении. Так, на Северном Кавказе значительная часть музеев закрыта или поставлена на долгосрочный ремонт.
       В. А. Гаврилова хорошо знают и ценят в Академии Архитектурного наследия. За заслуги в воссоздании, реконструкции и развитии музейных комплексов Валентин Александрович избран ее членом-корреспондентом. Он также является членом Международного совета музеев (ИКОМ). В то же время, часто иные «чиновники от искусства» неоднозначно воспринимают идеи архитектора. Простой пример. Гаврилову предлагают разработать локальный дизайн-проект экспозиции. В этом случае он (как правило, наживая себе недоброжелателей) добивается целостного архитектурного подхода к решению всего музейного ансамбля, включая историко-культурный ландшафт, здания, интерьеры, экспозиции. По утверждению Валентина Александровича, ответственность за реконструкцию и развитие комплекса нельзя разделять между разными специалистами. Равнодействующая здесь архитектура. При этом зодчий должен работать в теснейшем творческом контакте с музейщиками. И архитектор всегда доказывал это своими работами в данной сфере.

Создание музейного комплекса на набережной Петра Великого,
г. Калининград. Первая очередь строительства, 2003 год

Археологический музей-заповедник «Гермонасса». Перспектива музейного комплекса на Таманский залив (в центре). Фрагмент экспозиции (слева), внутренний экспозиционный дворик (справа), Краснодарский край, станица Тамань

Археологический музей-заповедник «Танаис».
Проект главного здания музея,
г. Ростов-на-Дону
Археологический музей-заповедник «Горгиппия».
Комплексный проект развития музейной набережной, г. Анапа
Краснодарский краевой художественный музей
им. Ф. А. Коваленко. Проект реконструкции и развития здания
Краснодарский историко-археологический
музей-заповедник
им. Е. Д. Фелицина. Проект реконструкции и развития
Музей-заповедник С. А. Есенина.
с. Константиново.
Генплан развития музея.
Фрагмент воссозданной усадьбы
Национальный музей
Республики Адыгея.
Проект реконструкции
и развития здания, г. Майкоп


       Знаменательной стала уже самая первая из них – разработка в 1973 г. проекта реконструкции и развития Музея Лермонтова в Тарханах (Пензенская обл.). Уже на следующий год была выполнена первая очередь работ по воссозданию барского дома с решением интерьеров и экспозиций в комплексе с реконструкцией уникальной усадьбы Арсеньевых конца XVIII в., замечательно вписанной в красивейшее природное окружение, с хозяйственными постройками, системой каскадных прудов. В книге отзывов содержится такая запись, сделанная рукой Ираклия Андроникова: «Замечательный музей, чудо сочетания науки и искусства. Честь создателям!»
       С 1973 года Гаврилов создал более 30 проектов по крупным государственным музейным комплексам. Среди них Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник, Костромской и Краснодарский историко-культурные музеи-заповедники, музей Есенина в с. Константиново, музейный комплекс Дагестана, включая «Дербентскую крепость», занесенную ЮНЕСКО в список наиболее значимых памятников Мирового культурного наследия, археологический музей-заповедник «Танаис» (Ростов-на-Дону), комплекс музея Мирового Океана в Калининграде.
       Из этого перечня самым сложным и крупным по масштабу стало, вероятнее всего, создание программы перспективного развития Государственного музея-заповедника С. А. Есенина на основе генерального плана музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территории, зданий, интерьеров и экспозиций. Ее разработка началась в 1976 г., а на последовательное воплощение проекта ушло затем более двух десятилетий. Значительную часть работ удалось выполнить к 100-летию со дня рождения поэта, отмечавшемуся в 1995 г. Был воссоздан уникальный ансамбль природного окружения, красивейшая помещичья усадьба неразрывно связанная с селом, реконструированы основные исторические сооружения, создана система экспозиций в единстве с воссозданными интерьерами.
       Сегодня, как утверждает Гаврилов, в основных параметрах воссоздан великолепный комплекс, построенный в конце XVIII в. великим русским зодчим И. Е. Старовым для екатерининского вельможи князя А. М. Голицына. До этого более 70 лет «убийцы экологии культуры» методично уничтожали замечательный памятник нашего национального наследия.
       Столь же масштабные проектные работы были выполнены по Краснодарскому историко-археологическому музею-заповеднику. Первоначально и здесь все сводилось к локальной задаче. Требовалось всего лишь сделать экспозицию в маленьком археологическом музее Тамани, ютившемся в неприспособленном помещении небольшой конюшни, которую во время оккупации построили себе немцы. Однако по инициативе архитекторов началась разработка комплексной программы перспективного развития всего музея-заповедника. Получившая название «Голубое кольцо Кубани», она и послужила концептуальной основой для будущего создания архитектурных проектов реконструкции зданий: главного – в Краснодаре, всех филиалов в Анапе, Тамани, Темрюке, Тимашевске, Крымске, а также краеведческих музеев Геленджика и Новороссийска.
       В Тамани, в соответствии с генпланом музеефикации, ставшим, кстати, основой для разработанного позднее проекта детальной планировки застройки центра станицы, была проведена коренная реконструкция музеев археологического (первая очередь строительства) и Лермонтова, в ансамбле которого воздвигнут памятник поэту (авторы: скульптор И. Бродский, архитектор В. Гаврилов). Мемориальный комплекс, посвященный подвигу семьи Степановых, в которой все девять сыновей отдали жизни в сражениях Великой Отечественной войны, создан в Тимашевске. Он включает музей, мемориальный парк и замечательный памятник матери героев Епистинии Федоровне (авторы: скульптор О. Комов, архитектор В. Гаврилов). В настоящее время выполнена первая очередь работ по реконструкции и развитию главного здания музея в Краснодаре. Утвержден архитектурный проект по музеефикации и развитию уникального археологического комплекса «Горгиппия» в Анапе, который в 2004 г. был представлен на заседании Госсовета РФ, проходившем в Геленджике.
       Архитектор Гаврилов верен своему убеждению, что только уникальное пространство рождает замечательный историко-культурный комплекс и является основой экологии культуры. Если и существует проблема воссоздания, реконструкции и дальнейшего оптимального развития музейного ансамбля, то она является, прежде всего, архитектурной. От общего к частному, и от частного к общему – вот тот диалектический принцип, которым должен руководствоваться зодчий. К такому же пониманию сути вопроса он должен призывать и заказчика. Необходимо понять, в чем уникальность данного музейного комплекса, чем замечательно здесь пространство и время, как выявить и не разрушить при добавлении современной музейной функции неповторимую культуру данного места, сохранив для последующих поколений шедевры национального Наследия.

Морской яхтенный центр. Концепция развития,
Санкт-Петербург, Лахта, 2003 год

       Семь лет назад архитектор Гаврилов получил первую премию на международном конкурсе за проект главного здания музея Мирового Океана в Калининграде. Работа получила практическое продолжение. К настоящему времени в центре самого западного города России создан архитектурный ансамбль музейной набережной Петра Великого на р. Преголи. Он объединил здания Морской администрации порта (проект ТАМ Гаврилова), первой очереди музея, всемирно известные корабли науки «Витязь», «Пацаев» и подводную лодку.

Здание морской администрации порта Калининград в ансамбле реконструируемой музейной набережной, 2003 год


       В сентябре этого года за постройку первой очереди музея в Калининграде мастерская В. Гаврилова, в коллективе которой успешно занимаются творческой деятельностью молодые архитекторы и художники В. Куцебо, В. Хухлова, Я. Харченко, А. Журавлев, Е. Рыбак, К. Шонина получила диплом конкурса «Архитектон». А за проект реконструкции и развития Краснодарского художественного музея мастерская удостоена высшей награды конкурса.
       Сегодня Валентин Александрович продолжает заниматься проектами для крупнейших музейных комплексов страны. В их числе – реконструкция и создание экспозиции Военно-медицинского музея в Петербурге. Параллельно в мастерской идет работа и по другим направлениям. Многие петербуржцы и гости северной столицы сумели по достоинству оценить результаты реконструкции косметологического центра «Меди Эстетик» (Невский пр. 92), старинного здания Научной библиотеки экспериментальной медицины им. И.П. Павлова РАМН с пристройкой книгохранилища, зданий под многофункциональный центр с прилагающей территорией (Невский пр., 176), под гостиницу (Дровяной пер., 2). Сюда стоит добавить проекты гостиницы на Канале Грибоедова, 166, торгового центра в Шувалово-Озерках (квартал 8), Морского яхтенного центра, многофункционального торгово-развлекательного центра «Аэропарк» (Пулковское ш.). Эти и многие другие разработки коллектива могут служить хорошим подтверждением, что архитектору Гаврилову и его молодым коллегам совсем не чужды творческие открытия в самых разнообразных областях архитектурного проектирования.

Проект гостиницы
на канале Грибоедова, 176
Проект торгово-развлекательного центра «Аэропарк», Пулковское шоссе
Проект гостиницы
на набережной р. Пряжки

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>